К делу 2-696/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 декабря 2011 года ст. Брюховецкая
Брюховецкий районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего Иваненко Е.С.
при секретаре Савченко В.Т.
с участием помощника прокурора Киселев И.В.
представителя ответчика ООО «БВХ» Дрога А.А.
заинтересованных лиц Гудкова И.Н., Рыбцов Н.И., Верецкая Ю.А. Малина В.В., Буслаева В.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Брюховецкого района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» Брюховецкого района о возложении обязанности устранить допущенные нарушения в части требований и предложений об установке и переносе после замены приборов учета абонентов – физических лиц на место присоединения к магистральному трубопроводу,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Брюховецкого района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» Брюховецкого района о возложении обязанности устранить допущенные нарушения в части требований и предложений об установке и переносе после замены приборов учета абонентов – физических лиц на место присоединения к магистральному трубопроводу, указывая, что прокуратурой района рассмотрены обращения жителей Брюховецкого района о проверке соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства со стороны должностных лиц ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» при предоставлении коммунальных услуг.
Поводами для обращения граждан к прокурору района с заявлениями послужили предписания должностных лиц ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» о замене приборов учета потребляемой воды в связи с наступлением срока очередной государственной проверки с выносом на место присоединения к системе централизованного водоснабжения.
Прокурор просит суд обязать ООО « Брюховецкое водопроводное хозяйство» Брюховецкого района устранить допущенные нарушения и прекратить необоснованные требования и предложения об установке и переносе после замены водяных счетчиков абонентов – физических лиц на место присоединения к магистральному трубопроводу.
В судебном заседании помощник прокурора Брюховецкого района Киселев И.В. поддержал заявленные уточненные исковые требования и просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» по доверенности Дрога А.А. в судебном заседании требования прокуратуры не признал, просил отказать в удовлетворении иска.
Привлеченные к участию в деле по ходатайству прокурора в качестве заинтересованных лиц- абоненты, являющиеся потребителями воды, поставляемой ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» Гудкова И.Н., Рыбцов Н.И., Верецкая Ю.А. Малина В.В., Буслаева В.М., требования прокурора считают обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что прокуратурой района рассмотрены обращения жителей Брюховецкого района о проверке соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства со стороны должностных лиц ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» при предоставлении коммунальных услуг.
Поводами для обращений граждан к прокурору района с заявлениями послужили предписания должностных лиц ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» о замене приборов учета потребляемой воды в связи с наступлением срока очередной государственной проверки с выносом на место присоединения к системе централизованного водоснабжения.
В соответствии со ст. 4 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг.
Согласно ст. 5 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 (далее - Закон) положения Закона установленные в отношении энергетических ресурсов, применяются и в отношении воды, подаваемой, передаваемой, потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения.
В соответствии со ст. 9 Закона государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления:
- обязанности по учету используемых энергетических ресурсов;
- требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений и т.д.
Согласно ч. 5 ст. 11 Закона требования энергетической эффективности не распространяются на следующие здания, строения, сооружения - объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие и предназначенные для проживания с семьи жилые дома с количеством этажей не более чем три), дачные дома, садовые дома. Статьей 48 Закона установлено, что требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, установленные в соответствии Законом, не применяются следующим зданиям, строениям, сооружениям вплоть до осуществления их реконструкции или капитального ремонта:
1) здания, строения, сооружения, введенные в эксплуатацию до вступления в силу таких требований;
2) здания, строения, сооружения, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утверждение направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований;
3) здания, строения, сооружения, проектная документация которых не пол государственной экспертизе и заявление о выдаче разрешения на строительство ко подано до вступления в силу таких требований.
Пунктом 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года (далее - Правила), собственики жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы ( (количество) холодной воды исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммуна инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Под системами коммунальной инфраструктуры понимается совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований (ст. 2 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» № 210-ФЗ от 30.12.2004). Понятие границы сетей законодателем не определено. Из анализа вышеуказанных норм законодательства следует, что данная граница не может находиться за пределами территории, принадлежащей на праве собственности гражданину.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов используемых энергетических ресурсов. Требования ст. 13 Закона в части организации используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного водоснабжения. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены Законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Poccийской Федерации, исполнение требований ст. 13 Закона в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
Правоотношения между организацией, осуществляющей подачу воды вышеуказанными гражданами, обратившимися в прокуратуру района, в домовладениях которых установлены приборы учета потребляемой воды, возникли до вступления в Закона. Наступление срока очередной государственной поверки не свидетельствует о прекращении ранее возникших правоотношений. Следовательно, положения ч. 1 ст.13 Закона распространяются на случаи отсутствия у потребителей коммунальных услуг приборов учета и оплаты ими услуг по нормам потребления.
Для лиц, у которых приборы учета потребляемых энергетических ресурсов отсутствуют, законодателем установлен срок для установки таких приборов учета.
Так, согласно ч. 5 ст. 13 Закона до 01 января 2012 года собственники жилых домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой воды, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Частью 9 ст. 13 Закона установлено, что с 01 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой или ее передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии требованиями ст. 13 Закона оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. За необоснованный отказ в заключении таких договоров организаций предусмотрена административная ответственность. Порядок заключения существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утверждены приказом Минэнерго России № 149 от 07.04.2010 (далее - Порядок).
Порядок распространяется на отношения, возникающие в связи с заключением договоров с организациями, обязанными в соответствии с требованиями законодательства энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации средств измерения, предназначенных для определения данных о количественном значении произведенных, переданных, потребленных энергетических ресурсов, на основании которых осуществляются расчеты за энергетические ресурсы.
Согласно п. 13 Порядка договор на установку (замену) прибора учета должен содержать следующие существенные условия:
1.предмет договора;
2.цена договора;
3.порядок расчетов по договору;
4.срок установки (замены) прибора учета;
5.место установки (замены) прибора учета, соответствующего требованиям предъявляемым изготовителем прибора учета к условиям, необходимым для его работы;
6.порядок ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;
7.гарантийные обязательства исполнителя.
Кроме того, ст. 7 Закона установлена обязанность собственников приборов учета используемых энергетических ресурсов обеспечить их надлежащую эксплуатацию сохранность и замену.
Согласно п. 24 Правил в случае неоднократного (2 и более раза) отказа потребите допуске исполнителя или уполномоченного им лица в занимаемое потребителем жилое помещение для снятия показаний индивидуальных приборов учета исполнитель направляет потребителю (в письменной форме) или вручает под роспись извещение о необходимости сообщить об удобных для потребителя дате и времени снятия в течение месяца исполнителем или уполномоченным им лицом показаний индивидуальных приборов учета или распределителей, а также о последствиях бездействия потребителя.
В соответствии с п. 52 Правил потребитель обязан в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать индивидуальные приборы учета внесенные в государственный реестр средств измерений, а также обязан обеспечить сохранность пломб на индивидуальных приборах учета, установленных в жилом помещении.
Из вышеуказанных норм следует, что приборы учета могут устанавливаться в жилых помещениях, а не в месте присоединения к системе централизованного водоснабжения. Следовательно, требование законодательства об установлении приборов учета на месте присоединения к системе централизованного водоснабжения применяются к лицам, у которых на момент вступления Закона в силу приборы учета отсутствовали.
На основании изложенного, требования должностных лиц ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» о выносе на место присоединения к системе централизованного водоснабжения приборов учета при их замене после очередной государственной проверки не основаны на действующем законодательстве. Установка приборов учета потребляемой воды собственниками жилых домов на месте присоединения к централизованной системе водоснабжения не позволит обеспечить надлежащие условия для сохранности установленных приборов учета от несанкционированного вмешательства в их воздействия внешних факторов, создаст препятствия для доступа граждан в считывания показаний приборов учета
Согласно ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Указанными действиями ООО «БВХ» затрагиваются права неопределенного круга лиц, которые являются потребителями воды.
Учитывая в совокупности вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что необходимо обязать ООО « Брюховецкое водопроводное хозяйство» Брюховецкого района устранить допущенные нарушения и прекратить необоснованные требования и предложения об установке и переносе после замены водяных счетчиков абонентов – физических лиц на место присоединения к магистральному трубопроводу.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Брюховецкого района в интересах неопределенного круга лиц к ООО « Брюховецкое водопроводное хозяйство» Брюховецкого района о возложении обязанности устранить допущенные нарушения в части требований и предложений об установке и переносе после замены приборов учета абонентов – физических лиц на место присоединения к магистральному турбопроводу – удовлетворить.
Обязать ООО « Брюховецкое водопроводное хозяйство» Брюховецкого района устранить допущенные нарушения и прекратить необоснованные требования и предложения об установке и переносе после замены водяных счетчиков абонентов – физических лиц на место присоединения к магистральному трубопроводу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллеги по гражданским Краснодарского Краевого суда через Брюховецкий районный суд в течение десяти дней.
Судья Е.С. Иваненко