Решение по иску прокурора Брюховецкого района к администрации МО Брюховецкий район в интересах Келина Н.В об обязании администрации МО Брюховецкий район предоставить вне очередн жилое помещенеи по договору социального найма



К делу № 2-771/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«12» декабря 2011 года Брюховецкий районный суд

Краснодарского края в составе:

Председательствующего Комкова Н.Н.

При секретаре Николаенко Л.А.

С участием помощника прокурора Киселева И.В.

представителя ответчика Крикунова А.А.

представителя отдела по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Брюховецкий район Клименко О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Брюховецкого района к администрации муниципального образования Брюховецкий район и к администрации Краснодарского края в интересах Келина Н.В. об обязании администрации муниципального образования Брюховецкий район и администрации Краснодарского края предоставить Келину Н.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Брюховецкого района обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Брюховецкий район и к администрации Краснодарского края в интересах Келина Н.В. об обязании администрации муниципального образования Брюховецкий район и администрации Краснодарского края предоставить Келину Николаю Н.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм.

В связи, с чем прокурор Брюховецкого района, просил суд обязать администрацию муниципального образования Брюховецкий район и администрацию Краснодарского края предоставить Келину Н.В.. года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании прокурор Брюховецкого района, уточнил заявленные исковые требования и просил суд обязать администрацию муниципального образования Брюховецкий район и администрацию Краснодарского края предоставить Келину Н.В.. года рождения жилое помещение по договору социального найма в рамках реализации краевой целевой программы «Дети-Кубани» на 2009-2013 годы в соответствии с датой постановки на льготный учёт граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа площадью не ниже установленных социальных норм.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Брюховецкий район по доверенности Крикунов А.А. в судебном заседании иск прокурора не признал пояснив, что администрация муниципального образования Брюховецкий район осуществляет свои полномочия на основании Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ осуществляется федеральными законами и законами субъектов РФ, отдельными государственными полномочиями субъектов РФ законами субъектов РФ. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Как указал ответчик финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Федеральным Законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно внесенным изменениям с 1 января 2005 года полномочия в части обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы субъектам РФ.

В соответствии ст. 1 Закон Краснодарского края от 15.12.2004 года № 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы" органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" путем приобретения (строительства) жилья.

В целях защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и для установления новых форм и порядка предоставления, указанных мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае принят Закон Краснодарского края 03 июня 2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», которым установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам вышеуказанной категории путем приобретения (строительства) жилых помещений с последующей передачей их по договорам социального найма.

В крае утверждена краевая целевая программа "Дети Кубани" на 2009 -2013 годы Законом Краснодарского края от 29.12.2008 года № 1654-КЗ "Об утверждении краевой целевой программы "Дети Кубани" на 2009 - 2013 годы", согласно которой району в 2009 году из краевого бюджета выделена субвенция на осуществление отдельных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" путем приобретения (строительства) жилья в сумме 14067,9 тыс рублей. Поступило денежных средств в сумме 13997,3 тыс. рублей, приобретено 11 квартир на сумму 10982,75 тыс. рублей. Остаток краевых средств на 1 января 2010 года в сумме 3014,55 тыс. рублей в 2010 году исполнен в полном объеме, приобретены 3 квартиры. В 2011 году из краевого бюджета субвенции на предоставление жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" не выделялись.

Таким образом, администрация муниципального образования Брюховецкий район без предоставления из краевого бюджета субвенции на предоставление жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществлять государственных полномочия неправомочна.

В настоящее время численность граждан этой категории состоящая на учете в муниципальном образовании Брюховецкий район составляет 43 человека.

В соответствии с Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» субвенции на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма предоставляются муниципальным образованиям края из расчета количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в муниципальном образовании Краснодарского края, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с наиболее ранней датой постановки на учет.

Жилые помещения предоставляются гражданам, исходя из даты постановки таких граждан на льготный учет.

Келин Н.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и принята на учет граждан в качестве, нуждающейся в жилом помещении в отдельный список с датой учета 04 июня 2010 года.

На сегодняшний день Келин Н.В. состоит под № 35 на льготном учете граждан, относящихся к категории детей - сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Учитывая, что учет данной категории граждан в муниципальном образовании Брюховецкий район ведется, начиная с 1994 года, а Келин Н.В. поставлен на льготный учет в 2010 году, предоставить ему жилое помещение без учета интересов других граждан, ставших на учет ранее, приведет к нарушению их прав.

Реализация права Келина Н.В. поставлена в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, имеющих аналогичное право как в данном муниципальном образовании, так и в данном муниципальном образовании, так и в целом по Краснодарскому краю.

Вышеизложенная правовая позиция основа на положениях Конституции РФ, определении Конституционного суда РФ от 18 января 2005 г. № 7-0 сформулировавшие следующее правило: правила действия новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, во времени и по кругу лиц должны устанавливаться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ч. 1 и 2 ст. 19), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод, определении судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 5 июля 2011 года определившем, что жилые помещения предоставляются по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в рамках реализации краевой целевой программы «Дети-Кубани» на 2009-2013 годы».

Так как, краевая целевая программа «Дети-Кубани» рассчитана до 2013 года и гражданин сохраняет право на обеспечение жильем до момента его предоставления, то Келин Н.В. будет обеспечен жилым помещением по мере выделения субвенции для приобретения или строительства жилых помещений муниципальному образованию Брюховецкий район.

На основании изложенного администрация муниципального образования Брюховецкий район просит признать право Келина Н.В. на обеспечение жилым помещением по договору социального найма в рамках реализации краевой целевой программы «Дети- Кубани» на 2009-2013 годы в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Представитель ответчика администрации Краснодарского края по доверенности Цыганкова А.А. в судебное заседание не явилась, в своём письменном заявлении просила суд рассмотреть иск прокурора Брюховецкого района в интересах лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, Келина Н.В. по существу, в её отсутствие.

Представитель отдела по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Брюховецкий район по доверенности Клименко О.Н. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований прокурора Брюховецкого района.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

Судом установлено, что прокуратурой Брюховецкого района проведена проверка по обращению Келина Н.В. о защите нарушенных жилищных прав в части непредоставления ему жилого помещения как лицу из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В ходе проверки установлено, что Келин Н.В. относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением главы администрации МО Брюховецкий район от 28.06.2010 года №1032 Келин Н.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с первоначальной даты подачи заявления. В составе семьи 1 человек.

В период нахождения под опекой, во время обучения в образовательных учреждениях жилая площадь за ним не закреплялась.

Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - ФЗ № 159) дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

В соответствии с п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 8 ФЗ № 159 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Вместе с тем, до настоящего времени Келин Н.В. как лицо из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен во внеочередном порядке жилым помещением ввиду отсутствия надлежащего финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем указанной категории граждан. Договор социального найма жилого помещения с ним не заключался.

Исходя из буквального понимания требований ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст.8 ФЗ № 159 предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждане ставится законом в зависимость от каких - либо условий, в том числе от наличия либо отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия либо отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, а также от иных условий.

Данная позиция также нашла свое подтверждение в Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, попадающих под данную категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 ФЗ № 159 (Бюллетень Верховного суда РФ, 2008, № 10).

В силу ст. ст. 2,5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года № 1748 «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» лицам, указанным в ст. 1 Закона, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

Указанным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 года № 805 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями согласно приложению 1 к настоящему Закону, в частности, органы местного самоуправления. Брюховецкого района наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в соответствии с Законом Краснодарского Края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края № 1748 путем приобретения (строительства) жилья, не освобождает администрацию края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Необеспечение Келина Н.В. вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм нарушает его права, предусмотренные ст. 40 Конституции РФ, ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ № 159, как лица указанной категории.

В силу требований ст. ст. 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор обязан принять меры по предупреждению и пресечению нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, охраны здоровья, включая медицинскую помощь, обеспечения права на благоприятную окружающую среду, образования.

Учитывая в совокупности вышеизложенные обстоятельства, суд считает требования прокурора подлежат удовлетворению, обязать администрацию муниципального образования Брюховецкий район и администрацию Краснодарского края предоставить Келину Н.В... года рождения жилое помещение по договору социального найма в рамках реализации краевой целевой программы «Дети-Кубани» на 2009-2013 годы в соответствии с датой постановки на льготный учёт граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа площадью не ниже установленных социальных норм.

Учитывая изложенное, на основании ст. 45 ГПК РФ, ст. ст. 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора к администрации муниципального образования Брюховецкий район и к администрации Краснодарского края в интересах Келина Н.В. об обязании администрации муниципального образования Брюховецкий район и администрации Краснодарского края предоставить Келину Н.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм - удовлетворить полностью.

Обязать администрацию муниципального образования Брюховецкий район и администрацию Краснодарского края предоставить Келину Н.В... года рождения жилое помещение по договору социального найма в рамках реализации краевой целевой программы «Дети-Кубани» на 2009-2013 годы в соответствии с датой постановки на льготный учёт граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа площадью не ниже установленных социальных норм.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский Краевой суд через Брюховецкий районный суд в течение десяти дней.

Судья Н.Н.Комков