Решение по иску ТО Управления Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КК .....в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО Лебяжье-Чепигинское и Администрации Чепигинского сельского поселения о признании



К делу 2-715/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 декабря 2011 года ст. Брюховецкая Брюховецкий районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего         Иваненко Е.С.

при секретаре         Савченко В.Т.

представителя ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Тимошевском, Брюховецком, Приморско-Ахтарском районах по доверенности от 13 декабря 2011 года № 23-18/2505 Образцовой И.Н.

представителя администрации Чепигинского с/п Зинченко В.П.

представителя ЗАО «Лебяжье-Чепигинское» Брюховецкого района по доверенности от 12 декабря 2011 года Степанова С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Тимошевском, Брюховецком, Приморско-Ахтарском районах в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Лебяжье-Чепигинское» и администрации Чепигинского сельского поселения о признании действий ЗАО «Лебяжье –Чепигинское» по оказанию услуги водоснабжения, выразившиеся в поставке населению некачественной питьевой воды, противоправными,

УСТАНОВИЛ:

ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Тимошевском, Брюховецком, Приморско-Ахтарском районах в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к ЗАО «Лебяжье-Чепигинское» и администрации Чепигинского сельского поселения о признании действий ЗАО «Лебяжье –Чепигинское» по оказанию услуги водоснабжения, выразившиеся в поставке населению некачественной питьевой воды, противоправными.

ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Тимошевском, Брюховецком, Приморско-Ахтарском районах просит суд признать действия ЗАО «Лебяжье-Чепигинское» по оказанию услуг снабжения, выразившиеся в поставке населению некачественной питьевой воды, противоправными.

    Обязать ЗАО «Лебяжье-Чепигинское» оказывать услугу по водоснабжению населения надлежащего качества, поставлять питьевую воду, соответствующую требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".

Обязать ЗАО «Лебяжье-Чепигинское» довести до сведения потребителей решение суда в 10-тидневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации, а также освободить истца от уплаты госпошлины.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Образцова И.Н. поддержала заявленные исковые требования и просила суд их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ЗАО «Лебяжье-Чепигинское» по доверенности Степанов С.А. возражал против удовлетворения иска, пояснив, что ЗАО «Лебяжье-Чепигинское» считает, что иск предъявлен не к надлежащему ответчику, а поэтому подлежащим отказу в его удовлетворении по следующим основаниям.

30 марта 2011 года от Главы администрации Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района Краснодарского края за № 265 в ЗАО «Лебяжье-Чепигинское» поступило письменное предложение о передаче безвозмездно водоподающую систему в муниципальную собственность Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района.

29 июня 2001 года во исполнение данного письменного предложения, на законных основаниях, по Акту приема-передачи объектов водоснабжения (кроме основных средств) и Акту приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий и сооружений), а также на основании Договора дарения артскважин ЗАО «Лебяжье-Чепигинское» передало на баланс систему в муниципальную собственность Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района.

С момента подписания вышеуказанных документов ЗАО «Лебяжье-Чепигиское» перестало быть как собственник переданных объектов артскважин и инженерной инфраструктуры, обеспечивающей подачу питьевой воды населению, так и балансодержателем этих объектов и инфраструктуры.

Тот факт, что ЗАО «Лебяжье-Чепигинское», перестав быть собственником переданных объектов артскважин и инженерной инфраструктуры, обеспечивающей подачу питьевой воды населению, а также их балансодержателем, продолжает снабжать население Чепигинского сельского поселения питьевой водой, свидетельствует лишь о социальной ответственности ответчика перед населением в промежуток времени, вызванный организационными и правовыми проблемами с такой передачей.

Ответчик ЗАО «Лебяжье-Чепигинское» считает, что с момента передачи объектов артскважин и инженерной инфраструктуры, обеспечивающей подачу питьевой воды населению, вся ответственность за качество поставляемой питьевой воды лежит на администрации Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района, как стороны уже с 29 июня 20011 года обязанной оказывать населению поставку питьевой воды на основании вышеуказанных документов о переходе права собственности на объекты артскважин и инженерной инфраструктуры, обеспечивающей подачу питьевой воды населению. Представитель ответчика администрации Чепигинского сельского поселения по доверенности Зинченко В.П. не возражал против удовлетворения исковых требований.

Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

Судом установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п.п.1, 3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

С учетом ст.40 Закона РФ от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», контроль и надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами) и имеет право обращаться в суды с заявлениями в защиту прав неопределенного круга потребителей.

Согласно постановлению Правительства РФ «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 06 апреля 2004 г. № 154 Федеральная служба находится в подчинении министерства здравоохранения и социального развития РФ, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. На территории Краснодарского края служба представлена Управлением, а на территории Тимашевского, Брюховецкого, Приморско-Ахтарского районов служба представлена территориальным отделом Управления.

В соответствии с п.8.4.6 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Управление по Краснодарскому краю, утв. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 30 мая 2006г. №139, имеет право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей за неоднократное или грубое нарушение установленных законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей.

В соответствии с п.8.4.6 Положения о территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Тимашевском, Брюховецком, Приморско-Ахтарском районах, утв. Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю т 07 августа 2006г. №264, имеет право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей за -неоднократное или грубое нарушение установленных законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей.

Данное полномочие указано в ст. 40 Закона РФ от 07 февраля 1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

На основании вышеизложенного, ТО Управления Роспотребнадзора Краснодарского края является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и вправе подавать иски в защиту неопределенного круга лиц.

Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Тимашевском, Брюховецком, Приморско-Ахтарском районах с целью исполнения поручения Управления Роспотребнадзора по Кранодарскому краю от 23 мая 11 г № 01-4/8956 по обращению Гопкало Натальи Михайловны, оживающей по адресу: ст.Чепигинская Брюховецкого района, ул. Мира, 47 на неудовлетворительное качество воды в ст. Чепигинской «вода из крана льется грязного цвета с червями и неприятным запахом», проведено административное расследование в мае-июне текущего года в отношении ЗАО «Лебяжье - Чепигинское», которое осуществляет добычу подземных вол на основании лицензии серия КРЛ № 01825 ВЭ, выданной в 2001 г. со сроком действия до 31 декабря 2020 г.

ЗАО «Лебяжье-Чепигинское» по договору с Тимашевским филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» не в полном объеме осуществляется ведомственный лабораторный производственный контроль. По результатам исследования питьевой воды за последние 2 года, в т.ч. истекший период 2011 года, предоставленных во время административного расследования питьевая вода по микробиологическим показателям соответствовала требованиям НД п., по физико-химическим не отвечала СанПиН по показателю цветность (варьирует в пределах 114 - 62 при норме 20), азот аммиака по всем источникам ст. Чепигинская протоколы лабораторных исследований № 241/1/10, № 242/1/10, № 243/1/10, 244/1/10 от 24 марта 2010 г., № 147/1/11, 148/1/11, № 149/1/11, 150/1/11, 151/1/11 от 24 марта 2011 г., № 272/1/11 от 28 апреля 11 г.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ, услуг.

Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.Согласно ст. 19 выше указанного Федерального закона: « п.1. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

п.2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно - эпидемиологическим требованиям».

В соответствии со ст. 1.3 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденные постановлением    Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 26 сентября 2001года, № 24 (далее - СанПин 2.1.4.1074-01), данные санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечения населения питьевой водой.

Согласно требованиям санитарных правил и норм СанПин 2.1.4.1074-01: Пункт 3.1 «Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства».

Пункт 3.2 «Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим ативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети».

Пункт 3.4 «Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по: 3.4.1 обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2);

3.4.2. содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения (таблица 3);

3.4.3. содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека ( приложение 2)».

Согласно Санитарных правил СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»:

пункт 5.1 « юридическое лицо, индивидуальный предприниматель при выявлении нарушений санитарных правил на объекте производственного контроля должны принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений и недопущение их возникновения...», но юридическое лицо ЗАО «Лебяжье-Чепигинское» не предприняло никаких мер по приведению питьевой воды, подаваемой населению, в соответствие с нормативным требованиям.

При проведении административного расследования, экспертной организацией Тимашевским филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» по предписанию были отобраны и исследованы пробы питьевой воды, результаты лабораторных исследований воды, показали не соответствие требованиям нормативной документации по физико-химическим показателям: цвветности и содержанию железа (протокол от 02 июня 0211 г. № 396/1./11, 370/1./11, 371 1/1/11), составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица ЗАО «Лебяжье-Чепигинское» по ст. 6.5 КоАП РФ. Материал - направлен в Брюховецкий районный суд для принятия решения. Постановлением суда 28 июня 2011 года ЗАО «Лебяжье-Чепигинское» привлечено к административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

В повторно отобранных из скважины, водонапорной башни, водопроводной сети и исследованных Тимашевским филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае», пробах воды, было установлено несоответствие требованиям НД: во всех пробах цветность превышает гигиенический норматив - протокол № I 2 1./11,422/1./11, 423/1./11, 424/1./11 от 15 июня 2011 г. - 44,0- 61,0 0 при норме 20 °.

За вышеуказанные правонарушения в соответствии с ст. 6.5 КоАП РФ.

Постановлением главного государственного санитарного врача по Тимашевскому, Брюховецкому, Приморско-Ахтарскому районам В.Б.Марциновским № 435 от 07 июля 2011г. ЗАО «Лебяжье-Чепигинское» привлечено к административной наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Должностным лицом ТО Роспотребнадзора дано юридическому лицу предписание № 330п-23-2011 от 24 июня 2011г. об устранении нарушений со сроком исполнения до 25 июля 2011 года.

Согласно ст. 39 ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории РФ действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии ст. 11 выше указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия».

В указанный срок в целях проверки выполнения предписания должностного лица № 330п-23-2011 от 24 июня 2011г. экспертной организацией Тимашевским филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» были отобраны и исследованы пробы питьевой воды в источнике, накопителе, распределительной сети, результаты показали несоответствие требованиям НД по физико-химическим показателям, таким образом, предписание № 330 п-23-2011 от 24 июня 2011 г. не выполнено п. 1.1 в части не соответствия питьевой воды по физико-химическим показателям требованиям НД: протоколы лабораторных испытаний № 612/1. /11 от 27 июля 2011 г.- проба воды по цветности и перманганатной окисляемости не соответствует СанПиН 2.1.4.1074-01, ГН 2.1.5.1315-03 цветность по не более 20 баллов, фактически - 59,0 +- 5,9 баллов, окисляемость перманганатная N - 5 мг/л, фактически 7,20 +-2,16 мг/л; № 611/1./11 от 27 июля 2011 г. проба волы цветности и перманганатной окисляемости не соответствует СанПиН 2.1.4.1074-. ГН 2.1.5.1315-03 - цветность по N не более 20 баллов, фактически - 59,4 +- 5.9 баллов, окисляемость перманганатная по N - 5 мг/л, фактически 7,04 +- 2,11 мг/л: № 610/1./11 от 27 июля 2011 г. проба воды по цветности и перманганатной окисляемости фтору не соответствует СанПиН 2.1.4.1074-01, ГН 2.1.5.1315-03 - цветность по N не более 20 баллов, фактически - 40,9 +- 4,1 баллов, окисляемость перманганатная по - 5 мг/л, фактически 5,36 +- 1,61 мг/л, фтор по N - 1,2 мг/дм3, фактически 2.0 +- 0,3 мг/ дм3 ; № 609/1./11 от 27 июля 2011 г. проба воды по цветности и перманганатной окисляемости и по содержанию железа не соответствует СанПиН 2.1.4.1074-01, ГН 5.1315-03 - цветность по N не более 20 баллов, фактически - 40,9 +- 4,1 баллов, сляемость перманганатная по N - 5 мг/л, фактически 5,36 +- 1,61 мг/л, железо N - 0,3 мг/дм, фактически 0,4 +- 0,1 мг/дм3, что не отвечает п. 3.4.1 СанПиН 4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества, гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего снабжения», ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования».

За не выполнение в срок законного предписания должностного лица был составлен протокол об АПН по ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ, который был направлен на рассмотрение мировому судье. Постановлением мирового судьи 8 сентября 2011 года ЗАО «Лебяжье-Чепигинское» привлечено к административной наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 руб.

В нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства, не смотря на внесенное главным государственным санитарным врачом по Тимашевскому, Брюховецкому, Приморско-Ахтарскому районам представление №298 от 07 июля 2011г. ЗАО «Лебяжье-Чепигинское» в течение длительного времени не предпринимало никаких мер, направленных на приведение в соответствие с требованиями физико-химических показателей питьевой воды, поставляющей населению. Средства на осуществление мероприятий по водоподготовке для доведения питьевой воды до нормативных значений, в части физико-химических показателей, не предусматривались.

Наличие вышеуказанных нарушений федерального законодательства не способствует надлежащему исполнению юридическим лицом ЗАО «Лебяжье-Чепигинское» полномочий определенных в законе РФ «О недрах» и полученной - лицензией КРД 01825 ВЭ зарегистрированную 02 февраля 2001 г. в ФГУ «Краснодарский территориальный фонд геологической информации» со сроком окончания действия лицензии 31 декабря 2020 года.

Учитывая в совокупности вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что по иску ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Тимошевском, Брюховецком, Приморско-Ахтарском районах в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Лебяжье-Чепигинское» и администрации Чепигинского сельского поселения о признании действий ЗАО «Лебяжье –Чепигинское» по оказанию услуги водоснабжения, выразившиеся в поставке населению некачественной питьевой воды, противоправными, подлежит удовлетворению.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление по иску ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Тимошевском, Брюховецком, Приморско-Ахтарском районах в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Лебяжье-Чепигинское» и администрации Чепигинского сельского поселения о признании действий ЗАО «Лебяжье –Чепигинское» по оказанию услуги водоснабжения, выразившиеся в поставке населению некачественной питьевой воды, противоправными - удовлетворить.

    Обязать ЗАО «Лебяжье-Чепигинское» оказывать услугу по водоснабжению населения надлежащего качества, поставлять питьевую воду, соответствующую требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".

Обязать ЗАО «Лебяжье-Чепигинское» довести до сведения потребителей решение суда в 10-тидневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации.

Освободить ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Тимошевском, Брюховецком, Приморско-Ахтарском районах от уплаты госпошлины.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский Краевой суд через Брюховецкий районный суд в течение десяти дней.

Судья Е.С.Иваненко