Решение от 26 декабря 2011 года по иску прокурора Брюховецкого района в интересах Коробкиной Е.В. к администрации МО Брюховецкий район и администрации Краснодарского края о возложении обязанности внеочередного предоставления жилого помещения



К делу №2-734/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ст. Брюховецкая Краснодарского края 26 декабря 2011 г.

Судья Брюховецкого районного суда Краснодарского края Мосьпан Д.А.,

при секретаре Ульяницкой Г.С.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Брюховецкого района Киселева И.В.,

представителя ответчика – администрации муниципального образования Брюховецкий район по доверенности Рогачева В.О.,

представителя заинтересованного лица – отдела по вопросам семьи и детства администрации МО Брюховецкий район по доверенности Кучапова Т.А.,

рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Брюховецкого района в интересах лица из числа детей-сирот Коробкиной Е.В. к администрации МО Брюховецкий район и администрации Краснодарского края о возложении обязанности внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Брюховецкого района обратился в суд в интересах лица из числа детей-сирот Коробкиной Е.В. к администрации МО Брюховецкий район и администрации Краснодарского края о возложении обязанности внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма, указывая, что прокуратурой Брюховецкого района проведена проверка по обращению Коробкиной Е.В. о защите нарушенных жилищных прав в части не предоставления ему жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В ходе проверки установлено, что Коробкина Е.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением главы администрации МО Брюховецкий район от 07 мая 2008 года №139-р Коробкина Е.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с первоначальной даты подачи заявления. В составе семьи 1 человек. В период нахождения под опекой, во время обучения в образовательных учреждениях жилая площадь за ним не закреплялась.

Прокурор Брюховецкого района указывает, что согласно ч.ч. 2, 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - ФЗ № 159) дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

В соответствии с п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 8 ФЗ №159 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Однако, до настоящего времени Коробкина Е.В. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена во внеочередном порядке жилым помещением ввиду отсутствия надлежащего финансирования и предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем указанной категории граждан. Договор социального найма жилого помещения с ней не заключался.

Также прокурор в исковом заявлении указывает, что исходя из буквального понимания требований ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 ФЗ №159 предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждане ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия либо отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия либо отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список вне очередников, а также от иных условий. Данная позиция также нашла свое подтверждение в Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, попадающих под данную категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 ФЗ №159 (Бюллетень Верховного суда РФ, 2008, №10).

В силу ст. ст. 2, 5 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 года №1748 «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» лицам, указанным в ст. 1 Закона, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Указанным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года №805 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями согласно приложению 1 к настоящему Закону, в частности, органы местного самоуправления Брюховецкого района наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в соответствии с Законом Краснодарского Края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края №1748 путем приобретения (строительства) жилья, не освобождает администрацию края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Не обеспечение Коробкиной Е.В. вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм нарушает ее права, предусмотренные ст. 40 Конституции РФ, ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ №159, как лица указанной категории.

В силу требований ст. ст. 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор обязан принять меры по предупреждению и пресечению нарушенных прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

На основании изложенного, прокурор Брюховецкого района просит обязать администрацию муниципального образования Брюховецкий район и администрацию Краснодарского края предоставить Коробкиной Е.В., ... года рождения, жилое помещение по договору социального найма в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, площадью не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании представитель прокуратуры Брюховецкого района поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика – администрации Краснодарского края по доверенности Цыганкова А.А. в судебное заседание не явилась, согласно предоставленному суду заявлению просила рассмотреть гражданское дело без ее участия. Суду представителем ответчика представлены возражения на исковое заявление, согласно которым наиболее острой проблемой в Краснодарском крае является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В период времени до передачи полномочий в части обеспечения жильем граждан указанной категории, субъектам РФ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны были обеспечиваться жилыми помещениями органами местного самоуправления. До 2005 года муниципальные образования края решали эту проблему самостоятельно, в основном, по остаточному принципу. С 1 января 2005 года в соответствии с Федеральным Законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ полномочия в части обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы субъектам РФ. На момент передачи полномочий численность граждан этой категории составляла около 500 человек, и некоторые граждане состояли на учете с 1987 года.

В предыдущие годы (до 2007 года) численность увеличивалась в среднем на 200 человек ежегодно. С 2007 года численность состоящих на учете увеличивается ежегодно на 500 человек. Сейчас она составляет уже более 3246 человек.

В рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» в 2008 году на приобретение жилья в собственность детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, из краевого бюджета было выделено 30 000 000 рублей, из федерального бюджета 10 349 400 рублей, за счет которых, с учетом остатка денежных средств выделенных в 2007 году, приобретено 43 жилых помещения путем предоставления социальной выплаты.

Для сокращения очередности губернатором Краснодарского края принято беспрецедентное решение обеспечивать жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа не только путем приобретения, но и строительства жилых помещений (что существенно снижает стоимость одного квадратного метра жилого помещения и позволяет предоставлять новое жилье, отвечающее современным требованиям) с последующей передачей их по договорам социального найма.

В целях защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и для установления новых форм и порядка предоставления, указанных мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 26 мая 2009 года принят Законодательным Собранием Краснодарского края новый Закон Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», которым установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам вышеуказанной категории путем приобретения (строительства) жилых помещений с последующей передачей их по договорам социального найма.

В 2009 год краевой целевой программой «Дети Кубани» выделено 339,2 млн. руб., что в 11 раз больше объемов финансирования прошлого года. И в целом за счет краевого и федерального бюджетов приобретено и построено 386 квартир.

Учитывая социальную напряженность в отдельных муниципальных образованиях края, указанные денежные средства были направлены в семь территорий (Абинский, Каневской, Тимашевский, Выселковский, Славянский, Белореченский районы, г. Армавир) для строительства жилья для граждан, относящихся к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и предоставивших земельные участки с готовой инфраструктурой, а также возможностью трудоустройства будущих новоселов. Как показала сложившаяся практика, преимуществами строительства жилья выступают: удешевление квадратного метра жилья за счет чего обеспечивается большее число граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма.

На реализацию мероприятий подпрограммы «Дети-сироты» в 2010 году выделено из краевого бюджета 275 932,0 тыс. руб., из федерального - 11 290,4 тыс. руб. За счет указанных денежных средств 331 человек обеспечены жильем. Направление по строительству жилья реализовано в шести муниципальных образованиях края (Динском, Каневском, Красноармейском, Тимашевском, Тихорецком и Мостовском районах).

Кроме строительства жилья приобретены жилые помещения в муниципальных образованиях г.г. Новороссийске, Армавире, Сочи, Белоглинском, Гулькевичском, Ейском, Курганинском Павловском, Тимашевском, Северском районах.

В 2011 году в рамках вышеуказанной программы, на обеспечение жильем выделено 484 600 тыс. руб. за счет которых планируется обеспечить жильем не менее 500 человек. Планируется приобретение (строительство) жилых помещений в: Кавказском, Отрадненском, Крымском, Ленинградском, Усть-Лабинском, Мостовском, Кореновском, Кущевском районах, г. Краснодаре, г. Армавире, г. Новороссийске, г. Горячий ключ, г. Сочи, г. Геленджике, а так же в Апшеронском, Белоглинском, Каневском, Курганинском, Лабинском, Новокубанском, Новопокровском, Тбилисском, Тимашевском, Тихорецком, Туапсинском, Успенском и Щербиновском районах.

Краевая целевая программа «Дети-Кубани» рассчитана до 2013 года, и начиная с 2012 года ежегодно из краевого бюджета предполагается выделение муниципальным образованиям края денежных средств в сумме 1 млрд. руб. на указанные цели для обеспечения не менее 1000 человек жильем.

В 2009 году муниципальному образованию Брюховецкий район из краевого бюджета на приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лицам из их числа выделялись денежные средства в сумме 13997, 3 тыс. на которые было приобретено 14 жилых помещений.

В соответствии с Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» субвенции на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма предоставляются муниципальным образованиям края из расчета количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в муниципальном образовании Краснодарского края, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с наиболее ранней датой постановки на учет.

Жилые помещения предоставляются гражданам, исходя из даты постановки таких граждан на льготный учет. Коробкина Е.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и принят на учет граждан в качестве, нуждающейся в жилом помещении в отдельный список с датой учета 07 марта 2008 года. На 19 декабря 2011 года Коробкина Е.В. состоит под №18 на льготном учете граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающегося в жилом помещении. Учитывая, что учет данной категории граждан в муниципальном образовании Брюховецкий район ведется, начиная с 2000 года; а Коробкина Е.В. поставлена на льготный учет в 2008 году, предоставить ей жилое помещение без учета интересов других граждан, ставших на учет ранее, приведет к нарушению их прав.

Реализация права Коробкиной Е.В. поставлена в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, имеющих аналогичное право как в данном муниципальном образовании, так и в целом по Краснодарскому краю.

Вышеизложенная правовая позиция основана на положениях Конституции РФ; определении Конституционного суда РФ от 18 января 2005 г. № 7-0 сформулировавшие следующее правило: правила действия новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, во времени и по кругу лиц должны устанавливаться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ч. 1 и 2 ст. 19), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод; на определении судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 5 июля 2011 года определившем, что жилые помещения предоставляются по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в рамках реализации краевой целевой программы «Дети-Кубани» на 2009-2013 годы».

Так как, краевая целевая программа «Дети Кубани» рассчитана до 2013 года и гражданин сохраняет право на обеспечение жильем до момента его предоставления, то Коробкина Е.В. будет обеспечен жилым помещением по мере выделения субвенции для приобретения или строительства жилых помещений муниципальному образованию Брюховецкий район.

На основании изложенного администрация Краснодарского края просит признать право Коробкиной Е.В. на обеспечение жилым помещением по договору социального найма в рамках реализации краевой целевой программы «Дети-Кубани» на 2009-2013 годы в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в качестве нуждающегося в жилом помещении. Кроме того, просит рассмотреть вопрос о замене ответчика на –департамент семейной политики Краснодарского края.

Представитель ответчика – администрации МО Брюховецкий район Рогачев В.О. в судебном заседании пояснил, что администрация муниципального образования Брюховецкий район осуществляет свои полномочия на основании Федерального закона от 6 октября 2003 года №31-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Федеральным Законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 159-ФЗ от 21.12.1996года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно внесенным изменениям с 1 января 2005 года полномочия в части обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы субъектам РФ.

В соответствии ст. 1 Закон Краснодарского края от 15.12.2004 №805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы" органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" путем приобретения (строительства) жилья.

В целях защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и для установления новых форм и порядка предоставления, указанных мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае принят Закон Краснодарского края 3 июня 2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», которым установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам вышеуказанной категории путем приобретения (строительства) жилых помещений с последующей передачей их по договорам социального найма.

В крае утверждена краевая целевая программа "Дети Кубани" на 2009 -2013 годы Законом Краснодарского края от 29.12.2008 №1654-КЗ "Об утверждении краевой целевой программы "Дети Кубани" на 2009 - 2013 годы", согласно которой району в 2009 году из краевого бюджета выделена субвенция на осуществление отдельных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" путем приобретения (строительства) жилья в сумме 14 067,9 тыс. рублей. Поступило денежных средств в сумме 13 997,3 тыс. рублей, приобретено 11 квартир на сумму 10 982,75тыс. рублей. Остаток краевых средств на 1 января 2010 года в сумме 3 014,55 тыс. рублей в 2010 году исполнен в полном объеме, приобретены 3 квартиры. В 2011 году из краевого бюджета субвенции на предоставление жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" не выделялись.

Таким образом, администрация муниципального образования Брюховецкий район без предоставления из краевого бюджета субвенции на предоставление жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществлять государственных полномочия неправомочна. В настоящее время численность граждан этой категории состоящая на учете в муниципальном образовании Брюховецкий район составляет 43 человека.

В соответствии с Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» субвенции на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма предоставляются муниципальным образованиям края из расчета количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в муниципальном образовании Краснодарского края, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с наиболее ранней датой постановки на учет.

Жилые помещения предоставляются гражданам, исходя из даты постановки таких граждан на льготный учет.

Коробкина Е.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и принята на учет граждан в качестве, нуждающейся в жилом помещении в отдельный список с датой учета 07 марта 2008 года.

На сегодняшний день Коробкина Е.В. состоит под №18 на льготном учете граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Учитывая, что учет данной категории граждан в муниципальном образовании Брюховецкий район ведется, начиная с 1994 года; а Коробкина Е.В. поставлена на льготный учет в 2008 году, предоставить ей жилое помещение без учета интересов других граждан, ставших на учет ранее, приведет к нарушению их прав.

Реализация права Коробкиной Е.В. поставлена в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, имеющих аналогичное право как в данном муниципальном образовании, так и в целом по Краснодарскому краю.

Вышеизложенная правовая позиция основана на положениях Конституции РФ; определении Конституционного суда РФ от 18 января 2005 г. №7-0 сформулировавшие следующее правило: правила действия новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, во времени и по кругу лиц должны устанавливаться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ч. 1 и 2 ст. 19), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод; определении судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 5 июля 2011 года определившем, что жилые помещения предоставляются по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы».

Так как, краевая целевая программа «Дети Кубани» рассчитана до 2013 года и гражданин сохраняет право на обеспечение жильем до момента его предоставления, то Коробкина Е.В. будет обеспечена жилым помещением по мере выделения субвенции для приобретения или строительства жилых помещений муниципальному образованию Брюховецкий район.

На основании изложенного администрация муниципального образования Брюховецкий район просит признать право Коробкиной Е.В. на обеспечение жилым помещением по договору социального найма в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы» в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Представитель заинтересованного лица – отдела по вопросам семьи и детства администрации МО Брюховецкий район по доверенности Кучапова Т.А. в судебном заседании поддержала позицию представителя ответчика – администрации МО Брюховецкий район Рогачева В.О.

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к убеждению, что иск подлежит удовлетворению полностью.

В удовлетворении ходатайства представителя администрации Краснодарского края о замене ответчика на – департамент семейной политики Краснодарского края судом отказано, поскольку департамент семейной политики Краснодарского края является структурным подразделением администрации Краснодарского края.

Судом установлено, что Коробкина Е.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается справкой администрации МО Брюховецкий район №8720 от 21 декабря 2011 года.

Распоряжением главы администрации МО Брюховецкий район от 07 мая 2008 года №139-р Коробкина Е.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с первоначальной даты подачи заявления.

Из справки №8720 от 21 декабря 2011 года, выданной администрацией муниципального образования Брюховецкий район следует, что жилое помещение Коробкиной Е.В. по договору социального найма не предоставлялось.

Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

В соответствии с п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона №159 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.ст. 2, 5 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 года №1748 «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» лицам, указанным в ст. 1 Закона, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Указанным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года №805 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями согласно приложению 1 к настоящему Закону, в частности, органы местного самоуправления Брюховецкого района наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в соответствии с Законом Краснодарского Края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края №1748 путем приобретения (строительства) жилья, не освобождает администрацию края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с п. 2 приложения 4 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» субвенции на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма предоставляются муниципальным образованиям края из расчета количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в муниципальном образовании Краснодарского края, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с наиболее ранней датой постановки на учет.

В судебном заседании установлено, что численность граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на учете в муниципальном образовании Брюховецкий район составляет 43 человека. Коробкина Е.В. состоит под №18 на льготном учете граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Согласно Конституции РФ, а также положениям определения Конституционного суда РФ от 18 января 2005 г. №7-0 правила действия новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, во времени и по кругу лиц должны устанавливаться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ч. 1 и 2 ст. 19), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод.

Согласно Определению судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 05 июля 2011 года жилые помещения предоставляются по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы».

При таких обстоятельствах заявленные требования прокурора Брюховецкого района о возложении обязанности на администрацию МО Брюховецкий район и администрацию Краснодарского края предоставления Коробкиной Е.В. жилого помещения по договору социального найма в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы» в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в качестве нуждающихся в жилом помещении, площадью не ниже установленных социальных норм, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Брюховецкого района в интересах лица из числа детей-сирот Коробкиной Е.В. к администрации МО Брюховецкий район и администрации Краснодарского края о возложении обязанности предоставления жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.

Обязать администрацию МО Брюховецкий район и администрацию Краснодарского края предоставить Коробкиной Е.В., ... года рождения, жилое помещение по договору социального найма в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы» в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в качестве нуждающихся в жилом помещении, площадью не ниже установленных социальных норм.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Брюховецкий районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья