К делу 2-159/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 марта 2011 года ст. Брюховецкая Брюховецкий районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Иваненко Е.С.
при секретаре Савченко В.Т.
с участием помощника прокурора Власенко А.Б.
глава администрации Новосельского с/п Андрюхин А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Брюховецкого района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новосельского сельского поселения о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления поселения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Брюховецкого района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к администрации Новосельского сельского поселения о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления поселения, указывая, что при проведении проверки соблюдения законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), выявлены нарушения, выражающиеся в не проведении государственной регистрации земельных участков, предоставленных под следующие объекты недвижимости: мемориал погибшим воинам 1973 года постройки, расположенный по ул. ..., в Едином государственном реестре прав в соответствии с требованиями Гражданского кодекса, а также Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Прокурор просит суд обязать администрацию Новосельского сельского поселения провести государственную регистрацию земельных участков, предоставленных под следующие объекты недвижимости: мемориал погибшим воинам 1973 года постройки, расположенный по ... В, в Едином государственном реестре прав в соответствии с требованиями Гражданского кодекса, а также Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В судебном заседании помощник прокурора Брюховецкого района Власенко А.Б. поддержал заявленные исковые требования и просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика, глава администрации Новосельского сельского поселения Брюховецкого района Андрюхин А.В. в судебном заседании требования прокуратуры признала в полном объеме.
Представитель третьего лица территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Тимашевском, Брюховецком, Приморско-Ахтарском районах по доверенности Образцова И.Н. в судебное заседание не явилась. В ходатайстве просит суд рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что прокуратурой Брюховецкого района проведена проверка соблюдения законодательства направленного на защиту объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Согласно акта приема передачи муниципального имущества от 04 декабря 2006 года, муниципальным образованием Брюховецкий район передан администрации Новосельского сельского поселения на безвозмездной основе мемориал погибшим воинам 1973 года постройки, расположенный по ....
В соответствии с абз. 18 - 20 п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» права на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании указанных в настоящей части решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Передача имущества, закрепленного за государственными или муниципальными учреждениями или предприятиями, может быть осуществлена исключительно с согласия указанных учреждений или предприятий. В этом случае от передающей стороны передаточный акт подписывается уполномоченным лицом предприятия или визируется уполномоченным лицом учреждения. Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.
Так, в силу ст. 2 Закона Краснодарского края от 13 ноября 2006 года № 1121 «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Брюховецкий район, имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.
Так, в силу ст. 2 Закона Краснодарского края от 13 ноября 2006 года № 1121 «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Брюховецкий район, между вновь образованными сельскими поселениями и муниципальным образованием Брюховецкий район, в состав которого они входят», право собственности на передаваемое имущество у вновь образованных сельских поселений наступает со дня подписания соответствующего передаточного акта.
Согласно ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. При этом, в соответствии с абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - ФЗ № 122), государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, что, по существу, означает презумпцию правильности регистрации прав. В данном случае роль государственной регистрации состоит в подтверждении уже возникшего права на земельный участок.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 ФЗ № 122 государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:
- прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
- правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;
- установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
- внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Согласно перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 года № 404, в него входят:
- заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок.
- правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками), - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является принадлежность земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
- правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
- иные документы - в случаях, установленных федеральными законами.
Согласно ч. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
В статьях 11.1, 11.2 Земельного кодекса РФ определено понятие земельного участка, которым является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ст. 17 Федерального закона «О землеустройстве», Правил установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2009 года № 688 межевание, в частности, включает в себя работы по определению границ объекта землеустройства (земельного участка) на местности, закрепление на местности местоположения этих границ межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства.
В соответствии с информацией администрации Новосельского сельского поселения Брюховецкого района от 07 февраля 2011 года № 64 работы по межеванию и постановке на кадастровый учет земельных участков, занятых под объектами культурного наследия в период 2006 - 2010 г.г. не проводились.
Согласно письма Брюховецкого отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 02 февраля 2011 года № 30-01/202, записи в ЕГРП касательно зарегистрируемых имущественных прав на объекты недвижимости - земельные участки, выделенные сельскому поселению под объекты культурного наследия, отсутствуют, необходимые для регистрации права документы в Брюховецкий отдел Управления Росреестра не подавались.
В соответствии с п. 13 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
На основании п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Бездействие администрации Новосельского сельского поселения Брюховецкого района, выразившееся в не проведении мероприятий по государственной регистрации земельных участков, переданных сельскому поселению муниципальным образованием Брюховецкий район, используемых под объектами культурного наследия ущемляет конституционные права каждого на доступ к культурным ценностям и сохранность объектов историко - культурного наследия времен Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, в интересах настоящего и будущего поколений много национального народа Российской Федерации в целях сохранения памяти о подвиге предков, погибших при защите Родины, а также не исполняются конституционные обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры в целях предотвращения их разрушения или причинения им вреда (ст. 44 Конституции Российской Федерации, ст. 7 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»)
Учитывая в совокупности вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что необходимо обязать администрацию Новосельского сельского поселения провести государственную регистрацию земельных участков, предоставленных под следующие объекты недвижимости: мемориал погибшим воинам 1973 года постройки, расположенный по ..., в Едином государственном реестре прав в соответствии с требованиями Гражданского кодекса, а также Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Брюховецкого района к администрации Новосельского сельского поселения о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления поселения - удовлетворить.
Обязать администрацию Новосельского сельского поселения провести государственную регистрацию земельных участков, предоставленных под следующие объекты недвижимости: мемориал погибшим воинам 1973 года постройки, расположенный по ... в Едином государственном реестре прав в соответствии с требованиями Гражданского кодекса, а также Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Решение может быть обжаловано в Краснодарский Краевой суд через Брюховецкий районный суд в течение десяти дней.
Судья Е.С.Иваненко
Решение вступило в силу.