Дело № 11-45 /2010
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 декабря 2010 года г. Брянск
Брянский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Саворинко Г.П.,
при секретаре Евдокимовой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Марченковой Л.А. на решение мирового судьи Брянского судебного участка № 21 Брянской области от 19.10.2010 года по иску Марченковой Л.А. к администрации Брянского района о признании права собственности на земельный участок с силу приобретательной давности,
УСТАНОВИЛ:
Марченкова Л.А. первоначально обратилась с иском к УФРС по Брянскому району о признании права собственности на земельный участок за № площадью 400 кв.м. в СТ «<данные изъяты>» ( выделенный ей на праве пожизненного наследуемого владения / постоянного пользования/) в порядке приобретательной давности ссылаясь на то, что в 1994 году Мичуринской сельской администрацией ей был предоставлен земельный участок за №, площадью 400 кв.м. в СТ «<данные изъяты>». С указанного времени она использует земельный участок по его целевому назначению. Свидетельство о праве собственности на данный объект недвижимости ей не выдавалось, членскую книжку садовода она утеряла. В настоящее время органы управления в СТ «<данные изъяты>» в виде правления, председателя правления отсутствуют.
В ходе рассмотрения дела мировым судьей, по ходатайству истца, была произведена замена ненадлежащего ответчика УФРС по Брянскому району на администрацию Брянского района.
Окончательно просила признать за ней право собственности на земельный участок №, площадью 400 кв.м., расположенный в СТ «<данные изъяты>» в порядке приобретательной давности.
Решением мирового судьи Брянского судебного участка № 21 Брянской области от 19.10.2010 года в удовлетворении иска было отказано.
Истец Марченкова Л.А. обратилась в Брянский районный суд Брянской области с апелляционной жалобой на указанное решение, ссылаясь на несоответствие выводов мирового суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Просит решение мирового судьи отменить и вынести новое решение, которым иск удовлетворить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Марченкова Л.А. поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Пояснила, что свидетели, опрошенные в ходе судебного разбирательства подтвердили, что она (Марченкова Л.А.) получала земельный участок в СТ «<данные изъяты>», от которого отказались прежние владельцы, ей была выдана членская книжка садовода, которую она впоследствии утеряла. Она оплачивала членские взносы, обрабатывает земельный участок. Просит решение мирового судьи отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика администрации Брянского района Соболева М.А. иск не признала. Пояснила, что у истца Марченковой Л.А. отсутствуют какие-либо правоустанавливающие документы, подтверждающий ее права на спорный земельный участок. Просила решение мирового судьи оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители третьих лиц МУ <данные изъяты> Сканченко Е.О., Управления Росреестра по Брянской области Козлова Е.В. полагали заявленные исковые требования не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению. Кроме того представитель Управления Росреестра по Брянской области Козлова Е.В. пояснила, что Марченкова Л.А. не лишена возможности в установленном действующем законодательством порядке обратиться в компетентные органы по вопросу предоставления ей в аренду истребуемого земельного участка.
Неявка в судебное заседание других лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени заседания и не просивших рассмотреть дело в их отсутствие, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соотвествии со ст. 131 Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно ст. 25 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) права на земельные участки подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Ст. 26 ЗК РФ предусматривает, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Вместе с тем в соответствии с Указом Президента РФ от 25.01.1999 года № 122 до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав применялся ранее установленный порядок выдачи свидетельств на право собственности на землю и государственных актов на право пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей.
Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», п.9, оговорено, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. П. 9.1 указанного Закона гласит, что если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Как усматривается из материалов дела, документов, доказательств подтверждающих право собственности истца Марченковой Л.А. на спорный земельный участок не имеется. Отсутствуют и данные (постановления, списки) свидетельствующие о выделении Марченковой Л.А. земельного участка № в СТ «<данные изъяты>» Брянского района.
Статья 18 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусматривает, что членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества (садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства) могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества (партнерства).. Каждому члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в течение трех месяцев со дня приема в его члены правление такого объединения обязано выдать членскую книжку или другой заменяющий ее документ. Однако членская книжка садовода не была представлена истцом ни мировому судье, ни суду апелляционной инстанции. Никаких доказательств, что данный документ когда-либо выдавался гражданке Марченковой Л.А., что она производила уплату членских взносов стороной истца суду также не представлено.
Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ (ред. от 21.12.2009)"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", неофициально именуемым Законом «О дачной амнистии», были внесены изменения в ряд законодательных актов, затрагивающих интересы граждан, имеющих садовые дачные участки, огороды. Согласно новому порядку с 1 сентября 2006 года граждане, имеющие документы о том, что земельный участок принадлежит им на праве пожизненного наследуемого владения либо на праве постоянного (бессрочного) пользования или документ, в котором право на участок конкретно не названо, или невозможно определить вид этого права, автоматически наделяются правом собственности на земельный участок. Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.
Пунктом 4 этого же Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ были внесены изменения и в Федеральный закон от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Так, в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:
описание местоположения границ такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения границ такого земельного участка местоположению границ земельного участка, фактически используемого гражданином.
Данные документы истцом Марченковой Л.А. также не были оформлены (в связи с отсутствием в настоящее время в СТ «<данные изъяты>» правления и председателя) - (л.д.11).
В соответствии с ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно требованиям ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. Таким образом, никаких надлежащих доказательств, свидетельствующих о выделении полномочными на то органами, в установленном законом порядке, истцу Марченковой Л.А. спорного объекта недвижимости (земельного участка) стороной истца не представлено. Одни лишь свидетельские показания не могут являться надлежащим и достаточным доказательстве при решении вопроса о признании либо подтверждении права на объект недвижимости, в данном случае на земельный участок.
По существу отсутствие каких - либо правоустанавливающих документов, подтверждающих права Марченковой Л.А. на земельный участок №, площадью 400 кв.м., расположенный в с.т. «<данные изъяты>» не оспаривается и самим истцом о чем свидетельствует сам факт подачи настоящего иска с обоснованием заявленных требований приобретательной давностью (ст. 234 ГК РФ ГК РФ). То есть фактически основание иска сводится к добросовестному, открытому и непрерывному владению земельным участком в течение пятнадцати лет.
Как следует их материалов дела, сведений, истребованных из органов осуществляющих регистрацию прав на объекты недвижимости, спорный земельный участок не находится в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. В соотвествии с пунктом 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований являются государственной собственностью. Аналогичное правило содержит и пункт 2 статьи 214 ГК РФ, согласно которому являются государственной собственностью земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований.
В соотвествии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно разъяснению данному в совместном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пункт 16, течение срока приобретательной давности, в силу пункта 4 статьи 234 ГК РФ, в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 ГК РФ, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям. В этой связи течение срока приобретательной давности в отношении государственного имущества может начаться не ранее 01.07.1990.
Кроме того, в указанном постановлении, пункт 16, прямо оговорено, что при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
В соотвествии со ст.29 ГК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Суд также принимает во внимание, что в соответствии со статьей 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В соответствии со статьей 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Таким образом, о возникновении земельного участка в качестве объекта гражданских правоотношений можно вести речь только после проведения в отношении данного земельного участка землеустроительных работ и постановки его на кадастровый учет. Право собственности может быть признано только на земельный участок, который сформирован с установлением границ и присвоением кадастрового номера в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Истец Марченкова Л.А. просит признать за ней право собственности на земельный участок, площадью 400 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> уч. №. Вместе с тем, из материалов дела, представленных сторонами спора доказательств, не видно, что земельный участок, право собственности на который просит признать истец, сформирован и поставлен на кадастровый учет.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что исковые требования о признании права собственности на земельный участок необоснованны, так как надлежащих доказательств подтверждающих выделение в установленном порядке Марченковой Л.А. спорного земельного участка стороной истца не представлено. Спорный земельный участок не сформирован. Приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности производится исключительно в порядке, установленном земельным законодательством (а не путем признания права собственности на земельный участок). Соответственно мировой судья правомерно отказал в удовлетворении иска.
Оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения мирового судьи Брянского судебного участка № 21 Брянской области от 19.10.2010 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-330 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи Брянского судебного участка № 21 Брянской области от 19.10.2010 года по иску Марченковой Л.А. к администрации Брянского района о признании права собственности на земельный участок с силу приобретательной давности оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу после его вынесения и обжалованию в кассационном порядке не подлежит.
Председательствующий судья Г.П. Саворинко