Дело № 2-660/ 2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июля 2010 года г. Брянск
Брянский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Саворинко Г.П.,
при секретаре Евдокимовой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО8 области к ФИО9 об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, понуждению к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
... ... обратился в суд с настоящим иском ссылаясь на то, что в рамках проверки исполнения законодательства в сфере охраны, использовании и сохранении объектов культурного наследия народов Российской Федерации, проводившейся прокуратурой ... ..., было установлено, что в ... на территории Глинищевского сельского поселения ... находится Усадьба Тенишевой, относящаяся к вновь выявленным объектам культурного наследия, а именно парк, лестница к реке и «Железные ворота», которые являются фактически бесхозяйными. На территории Глинищевского сельского поселения находится целый ряд объектов культурного наследия, все они, кроме Усадьбы Тенишевой, имеют статус памятников федерального, регионального муниципального значения, включены в реестр объектов культурного наследия и многие из них являются собственностью МО «Глинищевское сельское поселение».
Указал, что к настоящему времени от усадебных построек сохранились фундаменты и лестницы от веранд главного дома, несколько перестроенных хозяйственных построек, парковые посадки, железные ворота. Все постройки находятся в заброшенном, полуразвалившемся состоянии, почти не заметны среди зарослей кустарников и травы. В результате отсутствия собственника у Усадьбы Тенишевой, документов подтверждающих историко-культурную ценность, а также соответствующего финансирования и проведения реставрационных работ, данный вновь выявленный объект культурного наследия может быть в ближайшее время утрачен безвозвратно. Наличие бесхозяйных объектов культурного наследия влечет за собой нарушение права граждан Российской Федерации, установленного в ст.7 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в соответствии с которой гражданам РФ гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с указанным федеральным законом.
Согласно ч.1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался. В соответствии с ч. 3 этой же статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. В соответствии с п.п. 4, 5 «Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых не известны, или от права собственности, на которые собственники отказались, в порядке предусмотренном ст. 225 и ст. 236 ГК РФ.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Однако по состоянию на дату подачи иска вопрос о принадлежности спорных объектов, признании их бесхозяйными либо принятии в муниципальную собственность не решен. Таким образом, полагает, что бездействие органа местного самоуправления в определении статуса бесхозяйных объектов культурного наследия нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Просил признать бездействие ... выразившееся в непринятии мер по определению балансодержателя вновь выявленных объектов культурного наследия Усадьбы Тенишевой по ... ... района - парк, лестница к реке, «Железные ворота» незаконным. Обязать ... в Управление регистрационной службы по Брянской области с заявлением о принятии на учет вновь выявленного объекта недвижимого имущества Усадьбу Тенишевой - парк, лестница к реке, «Железные ворота» по ... ... района.
В ходе судебного разбирательства прокурор ... ... уточнил исковые требования. Просит признать бездействие ..., выразившееся в непринятии мер по определению балансодержателя вновь выявленного объекта культурного наследия Усадьба Тенишевой по ... ... района незаконным. Обязать ... обратиться в Управление Росреестра по ... Брянский отдел с заявлением о принятии на учет бесхозяйного вновь выявленного объекта культурного наследия Усадьбу Тенишевой по ... ... района.
В судебном заседании прокурор ... ... ФИО2 поддержала иск, ссылаясь на те же обстоятельства. Просила признать бездействие ... выразившееся в непринятии мер по определению балансодержателя вновь выявленного объекта культурного наследия Усадьба Тенишевой по ... ... района незаконным. Обязать ... обратиться в Управление Росреестра по ... Брянский отдел с заявлением о принятии на учет бесхозяйного вновь выявленного объекта культурного наследия Усадьбу Тенишевой по ... ... района.
В судебном заседании представители ответчика ФИО10 ФИО4, ФИО3 иск не признали и просили отклонить. Пояснили, что ... вменяемого ей бездействия, не допустила. В частности Глинищевская сельская администрация обращалась в Брянский районный Совет народных депутатов о признании усадьбы графини Тенишевой памятником истории и архитектуры. Брянском районным Советом народных депутатов было принято решение о направлении соответствующего обращения депутатам Брянской областной Думы, Губернатору Брянской области для придания памятнику статуса памятника регионального значения. Однако по настоящее время парк – усадьба Тенишевых не имеет статуса объекта культурного наследия. Глинищевской сельской администрацией совместно с населением, учащимися школы, студентами Брянского государственного университета ежегодно в летний период времени проводится работа по уборке мусора и наведению санитарного порядка на территории парка. Комплекс мероприятий для регистрации данного объекта в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, включает в себя межевание земельного участка, для этого требуются большие денежные затраты. Однако необходимых денежных средств у поселковой администрации не имеется. Кроме того, многие объекты, находящиеся на территории памятника уже приватизированы, а именно здание клуба, коровника, гаража, лаборатории, котельной.
В судебном заседании представитель третьего лица администрации ... ФИО5 полагала исковые требования необоснованными и подлежащими отклонению.
В судебном заседании представитель третьего лица комитета по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области ФИО6 пояснил, что в соответствии с ч.1 и 2 ст.48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации. Таким образом, на указанные объекты, в случае отсутствия у них собственника, распространяется общий порядок постановки на учет бесхозяйный объектов недвижимого имущества, установленный ст. 225 ГК РФ - по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Иск прокурора обоснован и подлежит удовлетворению.
Неявка в судебное заседание представителя ..., извещенного о месте и времени судебного заседания и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, не является препятствием для рассмотрения дела в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав стороны, лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи немеющие собственника или собственник которых неизвестен, принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 «Об утверждении положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», п. п. 4, 5, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Все прилагаемые к заявлению документы, за исключением случаев, установленных в Положении, представляются в двух экземплярах.
Согласно пункту 7 указанного постановления документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, являются выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества; выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.
В ходе судебного разбирательства установлено, что на территории ... находится Усадьба Тенишевой по ... ... района Брянской обл., относящаяся к вновь выявленным объектам культурного наследия л.д.6,7,14,47-48,54-56). Усадьба Тенишевой не учтена в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества; права на данный объект недвижимого имущества в Управлении Росреестра по Брянской области не зарегистрированы как не зарегистрированы и до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» л.д. 9-13, 15-18,27).
Таким образом, вновь выявленный объект культурного наследия - Усадьба Тенишевой является бесхозяйным объектом недвижимого имущества, подлежащим, в силу ч.3 ст. 225 ГК РФ, постановке на учет органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Не имея собственника, Усадьба Тенишевой безвозвратно разрушается, в настоящее время от усадебных построек сохранились фундаменты и лестницы от веранд главного дома, несколько перестроенных хозяйственных построек, парковые посадки, железные ворота. Все постройки находятся в заброшенном, полуразвалившемся состоянии, заросли кустарником и травой л.д.20)
Основанием для принятия на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества является соответствующее заявление органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Согласно ст.2 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.3 Закона Брянской области от 09.03.2005 N 3-З «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области» органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Сельское поселение является муниципальным образованием. В соответствии со ст. 3-1 Закона Брянской области от 09.03.2005 N 3-З, приложением № 3 к указанному Закону, н.п. Хотылево входит в состав Глинищевского сельского поселения.
В соотвествии со ст. 2 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Суд также принимает во внимание, что в соответствии с п.13 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, а также охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения. Статьей 9.3 Федерального закона от 25.06.2002г. №-73ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области сохранения, использования, популяризации и охраны культурного наследия относятся, в частности, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений, а также государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Согласно требованиям ст. 48 упомянутого выше Закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации. Следовательно, на указанные объекты не имеющие собственника, распространяется общий порядок постановки на учет бесхозяйный объектов недвижимого имущества, установленный гражданским законодательством, в том числе ст. 225 ГК РФ, а именно постановка на учет осуществляется по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Таким образом, Глинищевская сельская администрация является органом местного самоуправления, на который Законом возложена обязанность по принятию мер по постановке бесхозяйного недвижимого имущества, в данном случае Усадьбы Тенишевой на учет органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Указанные меры реализуются путем подачи в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 «Об утверждении положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», заявления о постановке на учет указанного бесхозяйного объекта недвижимого имущества, а также документов, подтверждающих, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документов, содержащих описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенных соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
До настоявшего времени указанные требования гражданского законодательства ответчиком не выполнены. Наличие бесхозяйного объекта культурного наследия влечет за собой нарушение права граждан Российской Федерации, установленного в ст.7 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в соответствии с которой гражданам РФ гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с указанным федеральным законом.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор правомерно обратился в суд с заявлением о понуждении к совершению действий в интересах неопределенного круга лиц.
Таким образом, оценив в совокупности добытые и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 209 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора ... ... удовлетворить.
Признать бездействие ..., выразившееся в непринятии мер по определению балансодержателя вновь выявленного объекта культурного наследия Усадьба Тенишевой по ... ... района Брянской обл. незаконным.
Обязать ... обратиться в Управление Росреестра по Брянской области Брянский отдел с заявлением о принятии на учет бесхозяйного вновь выявленного объекта культурного наследия Усадьбу Тенишевой по ул. Центральной ... Брянского района брянской обл.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Брянский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Брянский районный суд.
Председательствующий судья Саворинко Г.П.