Дело 2-687 /2010г./
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июля 2010 года г. Брянск
Брянский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Сехина М.В.,
с участием помощника Брянского природоохранного
прокурора Брянской области Васильевой Л.И.,
при секретаре Дудниковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело, по исковому заявлению Брянского природоохранного прокурора Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц жителей Брянского района Брянской области к МУ «Мичуринская сельская администрация» о возложении обязанностей по восстановлению нарушенных компонентов окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Брянский природоохранный прокурор Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском к МУ «Мичуринская сельская администрация» о возложении обязанностей по восстановлению нарушенных компонентов окружающей среды. Просит суд обязать МУ-Мичуринская сельская администрация Брянского района восстановить нарушенные компонениы окружающей природной среды на территории свалки ТБО, прекратившей эксплуатацию в декабре 2009 года, расположенной в 300 метрах, юго-западнее автодороги Брянск-Рославль, площадью 11424 кв.м. в соответствии с проектом рекультивации нарушенного земельного участка.
В судебном заседании помощник Брянского природоохранного прокурора Брянской области Васильева Л.И. заявленные требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить. Пояснив, что в связи с опасностью причиненного вреда и нарушенных интересов неопределенного круга лиц, считает, что реализация проекта рекультивации должна осуществляться в течение 6 месяцев.
Представитель ответчика МУ-Мичуринская сельская администрация Брянского района Сканенко Е.О. в судебном заседании иск Брянского природоохранного прокурора Брянской области поддержала в полном объеме. Пояснив, что шестимесячный срок достаточен для осуществления проекта рекультивации.
Представитель администрации Брянского района Драп А.И. в судебном заседании полагал разрешение данного вопроса оставить на усмотрение суда.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом по обращению в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Судом установлено, что проверкой, проведенной Брянской природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Комитета природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области и Управления Роепотребнадзора по Брянской области по обращению жителей ... по вопросам горения отходов на ... установлено, что муниципальным учреждением -Мичуринская сельская администрация Брянского района, на протяжении длительного времени до декабря 2009г. (до ввода в эксплуатацию нового полигона ТБО) эксплуатировалась свалка ТБО, расположенная ...
Проверкой, проведенной 19.05.2010г, Комитетом природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области, установлено, что с восточной стороны свалки навалены кучи отходов ТБО, утрамбовка и планировка территории свалки не произведена, с юго-западной стороны свалка по периметру горит.
Накопившиеся на свалке за все время эксплуатации отходы производства и потребления не спланированы и не утрамбованы. После прекращения эксплуатации свалки ТБО мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территории свалки не разработаны и не проведены до настоящего времени.
В соответствии со ст. З Федерального закона "Об охране окружающей среды" основными принципами хозяйственной и иной деятельности является соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Статьей 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обеззараживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасны для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.
В силу ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов, а порядок сбора отходов определяется органом местного самоуправления и должен соответствовать требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Статья 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» требует, чтобы способы хранения и захоронения отходов производства и потребления были безопасными здоровья населения и среды обитания и осуществлялись в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст.1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативно-правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Применительно к полигонам твердых бытовых отходов действуют санитарные правила "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СП 2.1,7.1038-01".
В соответствии с указанными санитарными правилами полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов.
Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. Организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отход; работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов.
На полигоны твердых бытовых отходов принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово-парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов I - IV классов опасности, также неопасные отходы, класс которых устанавливается экспериментальными методами. Список таких отходов согласовывается с органом государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
При выборе участка для устройства полигона ТБО следует учитывать климатогеографические и почвенные особенности, геологические и гидрологические условия местности. Не допускается размещение полигонов на территории зон санитарной охраны водоисточников и минеральных источников; во всех зонах охраны курортов; в местах выхода на поверхность трещиноватых пород; в местах выклинивания водоносных горизонтов, а также в мостах массового отдыха населения и оздоровительных учреждений.
Полигон состоит из двух взаимосвязанных территориальных частей: территория, занятая под складирование ТБО, и территория для размещения хозяйственно-бытовых объектов. Устройство полигонов ТБО должно осуществляться в соответствии с установленным порядком по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов.
Согласно заключению по протоколу лабораторных исследований проб почвы но санитарно-химическим и микробиологическим показателям от Дата обезличенаг., проведенных ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области, установлено, что фактические значения исследованных показателе пробах не соответствуют нормативным согласно СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы» по содержанию свинца, меди, цинка, хрома, никеля, бактерий группы кишечной палочки, энтерококков.
Ст. 41 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья.
Т.о. суд приходит к выводу о том, что нарушение установленных правил по размещению отходов и не проведении мероприятий по восстановлению компонентов окружающей среды создает угрозу причинения существенного реального вреда окружающей среде и здоровью граждан, проживающих в населенных пунктах поселения.
Нарушение требований действующего законодательства создает постоянную опасность для здоровья населения, проживающего на территории ..., нарушаются права и законные интересы жителей на охрану здоровья, предусмотренные ст. 41 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Представитель ответчика МУ-Мичуринская сельская администрация Брянского района Сканенко Е.О. иск Брянского природоохранного прокурора Брянской области признала. Признание ответчиком иска судом принято.
В соответствии со ст. 173 ч. 3 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом выносится решение об удовлетворении заявленных требований.
Суд полагает, что признание ответчиками иска в рассматриваемом споре не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Таким образом, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований Брянского природоохранного прокурора Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц жителей ... к МУ «Мичуринская сельская администрация» о возложении обязанностей по восстановлению нарушенных компонентов окружающей среды.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 209 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Брянского природоохранного прокурора Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц жителей ... к МУ «Мичуринская сельская администрация» о возложении обязанностей по восстановлению нарушенных компонентов окружающей среды - удовлетворить.
Обязать МУ-Мичуринская сельская администрация Брянского района восстановить нарушенные компоненты окружающей природной среды на территории свалки ТБО, прекратившей эксплуатацию в декабре 2009 года, расположенной ... площадью 11424 кв.м. в соответствии с проектом рекультивации нарушенного земельного участка, в срок до Дата обезличена года.
На решение суда в течение 10-ти дней может быть подана кассационная жалоба в Брянский областной суд через Брянский районный суд.
Председательствующий Сехин М.В.