Дело №2-621 /2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июля 2010 года г. Брянск
Брянский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Саворинко Г.П.,
при секретаре Евдокимовой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Фокинского района г. Брянска в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Брянский мясоперерабатывающий комбинат» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Фокинского района г. Брянска обратился в суд с настоящим иском ссылаясь на то, что ООО «Брянский мясоперерабатывающий комбинат» (юридический адрес: ...), осуществляющий свою деятельность по мясопереработке по адресу: ... является химически опасным объектом, отнесенным к 4 классу опасности, на котором в соответствии с п.2 распоряжения Правительства РФ № 1544-Р от 25.10.2003 года «О мерах по обеспечению своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время» до 2010 года должны быть завершены работы по созданию локальных систем оповещения населения в порядке, предусмотренном Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года №178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов». В процессе производственной деятельности данного предприятия используется химическое вещество – аммиак в количестве 10 тонн.
В рамках осуществления прокурорского надзора прокуратурой Фокинского района г. Брянска совместно с Главным управлением МЧС по Брянской области 31.03.2010 года была проведена проверка в ООО «Брянский мясоперерабатывающий комбинат». По результатам проверки были выявлены нарушения требований Постановления правительства РФ № 178 от 01.03.1993 года «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов», ст. 14 ФЗ № 68-ФЗ от 21.12.1994 года « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», распоряжения Правительства РФ № 1544-Р от 25.10.2003 г. В нарушение требований постановления правительства РФ №178 на предприятии ООО «Брянский мясоперерабатывающий комбинат» отсутствует локальная система оповещения о чрезвычайных ситуациях.
Указал, что невыполнение обязанности по созданию локальной системы оповещения о чрезвычайных ситуациях со стороны ответчика может существенно повлиять на увеличение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с производственной деятельностью предприятия. Упомянутые нарушения препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных химических веществ, а также своевременной эвакуации и спасению людей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, находящихся в зоне возможного поражения опасными химическими веществами.
Просит обязать ООО «Брянский мясоперерабатывающий комбинат» создать и ввести в эксплуатацию локальную систему оповещения о чрезвычайных ситуациях.
В судебном заседании помощник прокурора Фокинского района г. Брянска Троицкий В.В. поддержал исковые требования, ссылаясь на те же обстоятельства. Просил обязать ООО «Брянский мясоперерабатывающий комбинат» создать и ввести в эксплуатацию локальную систему оповещения о чрезвычайных ситуациях.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Брянский мясоперерабатывающий комбинат» Булею Д.А. иск не признал и просил отклонить. Не оспаривал, что на предприятии ООО «Брянский мясоперерабатывающий комбинат» отсутствует локальная система оповещения о чрезвычайных ситуациях. Пояснил, что в настоящее время на комбинате создается локальная система оповещения о чрезвычайных ситуациях (ЛСО), Дата обезличена года заключен договор с ООО «Центр пожарной безопасности» на проектирование ЛСО, произведена оплата в размере 150 000 руб. Га данный момент рабочий проект ЛСО разработан, переговоры о создании ЛСО находятся в заключительной стадии. Стоимость ЛСО включая разработку, монтажи пуско-наладочные работы может достигать 10000000 рублей. Таким образом ООО «Брянский мясоперерабатывающий комбинат» нарушений действующего законодательства, не допустило. Кроме того, полагает, что в соотвествии с п. 2 Распоряжения Правительства РФ от 25.10.2003 N 1544-р, работы по созданию локальных систем оповещения должны быть завершены до конца 2010 года. Указанный календарный год еще не окончен, соответственно иск прокурора является преждевременным. Просит в удовлетворении иска отказать.
В судебном заседании представители третьего лица Главного управления МЧС по Брянской области Береснева Т.А., Кречетов Ю.Л. пояснили, что ООО «Брянский мясоперерабатывающий комбинат» является химически опасным объектом, отнесенным к 4 классу опасности, на котором в соответствии с п.2 распоряжения Правительства РФ № 1544-Р от 25.10.2003 года «О мерах по обеспечению своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время» до 2010 года должны быть завершены работы по созданию локальных систем оповещения населения в порядке, предусмотренном Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года №178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов». На предприятии ООО «Брянский мясоперерабатывающий комбинат» отсутствует локальная система оповещения о чрезвычайных ситуациях. В процессе производственной деятельности предприятия используется химическое вещество – аммиак в количестве 10 тонн. Поэтому, требования прокурора об обязании ООО создать и ввести в эксплуатацию локальную систему оповещения о чрезвычайных ситуациях, обоснованы и подлежат удовлетворению. Ответчик длительное время не принимал реальных действий для создания локальной системы оповещения. Эти работы должны быть произведены незамедлительно.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ООО «Брянский мясоперерабатывающий комбинат», осуществляющий свою деятельность по мясопереработке по адресу: ..., является химически опасным объектом, отнесенным к 4 классу опасности, В процессе производственной деятельности предприятия используется химическое вещество – аммиак в количестве 10 тонн. В нарушение требований постановления правительства РФ №178 на предприятии ООО «Брянский мясоперерабатывающий комбинат» отсутствует локальная система оповещения о чрезвычайных ситуациях, что препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных химических веществ, своевременной эвакуации и спасению людей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, находящихся в зоне возможного поражения опасными химическими веществами.
Пунктом 12 приказа МЧС от 28.02.2003 года № 105 «Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения» установлено, что отнесение потенциально опасных объектов к классам опасности осуществляется комиссиями, формируемыми органами исполнительной власти субъектов РФ. Пунктом 13 указанного приказа определено, что МЧС России, региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям осуществляют учет потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения в установленном порядке. В соответствии с распоряжением Администрации Брянской области от 10.11.2003 года № 667-р была создана комиссия по отнесению потенциально опасных объектов на территории области к классам опасности, в компетенцию которой входит утверждение Перечня потенциально опасных объектов. Вице-губернатором Брянской области 20.01.2010 года был утвержден «Перечень потенциально опасных объектов, объектов жизнеобеспечения и организаций, осуществляющих переработку, транспортировку и хранение нефти, нефтепродуктов, функционирующих на территории Брянской области». Согласно указанному перечню предприятие ООО «БМК» является химически опасным объектом, отнесенным к 4 классу опасности л.д.7-34). Совместной проверкой, проведенной прокуратурой Фокинского района г. Брянска и Главным управлением МЧС по Брянской области, оформленной соответствующим актом от 31.03.2010 года, было установлено, что на ООО «Брянский мясоперерабатывающий комбинат» отсутствует локальная система оповещения о чрезвычайных ситуациях л.д. 6).
Пунктом «г» ст. 14 ФЗ № 68-ФЗ от 21.12.1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на организации возложена обязанность создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях. Статьей 1 указанного закона установлено, что предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимальное возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Пунктом 2 распоряжения Правительства РФ № 1544-Р от 25.10.2003 года «О мерах по обеспечению своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время» в целях обеспечения своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и в военное время федеральным органам исполнительной власти и организациям, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, предписано завершить до 2010 года работы по созданию локальных систем оповещения населения в порядке, предусмотренном Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов". Исходя из контекста и содержания данной нормы права до «2010 года», а не «к концу 2010 года», предлог "до" используется в данном случае в значении "не включая дату, следующую после этого предлога".
Действующее законодательство, предусматривая необходимость предупреждения чрезвычайных ситуаций, в том числе, в том числе путем создания локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях, не ставит ее в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств у организаций, на которые возложена соответствующая обязанность.
Суд полагает, что отсутствие локальной системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в ООО «БМК» нарушает нормы действующего законодательства, препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных химических веществ, а также своевременной эвакуации и спасению людей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, чем ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, находящегося в зоне возможного поражения опасными химическими веществами. Следовательно, данное нарушение, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций угрожает нарушением прав неопределенного круга граждан на защиту их жизни и здоровья.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о понуждении к совершению действий в интересах неопределенного круга лиц.
Таким образом, оценив в совокупности добытые и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования прокурора Фокинского района г. Брянска обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 209 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск прокурора Фокинского района г. Брянска удовлетворить.
Возложить на ООО «Брянский мясоперерабатывающий комбинат» обязанность создать и ввести в эксплуатацию локальную систему оповещения о чрезвычайных ситуациях.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Брянский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Брянский районный суд.
Председательствующий судья Г.П. Саворинко