о восстановлении в очереди на получение жилья



Дело № 2-983 /2010 г. /

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 октября 2010 года г. Брянск

Брянский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Прядёхо С.Н..

При секретаре Афанасенковой Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернявской Ольги Кузьминичны к МУ «Свенская сельская администрация» о восстановлении в очереди на получение жилья,

УСТАНОВИЛ:

Чернявская О.К. обратилась в суд с иском к МУ «Свенская сельская администрация» о восстановлении в очереди на получение жилья, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ под № 30 она была включена в список для получения жилья в Свенской сельской администрации.

Однако при повторном рассмотрении заявления ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии при администрации Брянского района, председатель жилищной комиссии посчитал её подпадающей под требования ст. 53 ЖК РФ как гражданина, ухудшившего свои жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, и может быть принятой на жилищный учет не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намерений.

Вместе с тем она никоим образом не совершала действий, направленных на ухудшение своих жилищных условий. Сослалась на то, что состояла в браке с ФИО4, с кем и проживала по адресу: с. <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ её муж продал указанный дом, однако не с целью намеренного ухудшения жилищных условий, а с целью облегчения своей участи как тяжело заболевшего, что повлекло инвалидность, в результате чего необходим был посторонний уход. ДД.ММ.ГГГГ он умер.

С момента продажи она проживает в доме ФИО5 по договору найма, своего жилья не имеет. Вместе с тем имея статус супруги умершего участника Великой Отечественной войны, на момент обращения с заявлением о постановке на жилищный учет, считает, что имеет право на восстановлении в список для получения жилья.

Представитель ответчика МУ «Свенская сельская администрация» в судебное заседание не явился, хотя о времени и дне слушания дела был уведомлен надлежащим образом. Доказательств наличия уважительных причин своего отсутствия не представил. Суд, с согласия участников процесса, полагал, что рассмотрение данного дела возможно в отсутствие ответчика, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав доводы представителей истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности иска по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 21 Федерального Закона РФ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ ( в ред. от 21.12.2009 г) «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей умерших инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны… предоставляются нетрудоспособным членам семьи умершего…. в соответствии с пенсионным законодательством РФ. Указанным лицам предоставляется меры социальной поддержки:

- обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей умерших инвалидов войны, участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт как до 1 января 2005 года, так и после него ( п. 4 ст 21).

Ч. 2 ст.21 вышеуказанного Закона предусматривает, что независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка меры социальной поддержки предоставляются супруге умершего участника Великой Отечественной войны, не вступившей в повторный брак.

Как усматривается из удостоверения Чернявской О.К. (л.д. 34), статус супруги умершего участника Вов подтверждается, а следовательно на неё распространяются меры социальной поддержки, о которых указано в Законе.

Обращение в Свенскую сельскую администрацию о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении от неё последовало ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48) с документами, подтверждающими её право состоять на таком учете.

Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ МУ Свенской сельской администрации она была поставлена на жилищный учет как супруга умершего участника Великой отечественной войны и включена в список под № 30 как нуждающаяся в жилом помещении (л.д. 52).

Вместе с тем на основании протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан администрации Брянского района № 14 от 18.06.2010 года было принято решение об исключении из списка граждан из числа ветеранов и инвалидов Вов, членов семей умерших инвалидов и участников Вов, гр. Чернявскую О.К., так как она в соответствии со ст. 53 ЖК РФ может быть признана нуждающейся не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий, то есть не ранее ДД.ММ.ГГГГ.

Комиссия посчитала продажу дома ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, где проживала Чернявская О.К. с мужем, не как вынужденную необходимость, а как намерение ухудшить свои жилищные условия. (л.д. 33).

На основании вышеуказанного протокола распоряжением № 58-Р от 30.07.2010 года МУ Свенской сельской администрации последняя была снята с жилищного учета.

Суд находит, что распоряжение №58-р от 30.07. 2010 года является необоснованным по следующим основания.

В соответствии со ст. 14,15,17,18,19,21 Федерального Закона РФ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ ( в ред. от 21.12.2009 года) «О ветеранах» указанные в данных статьях лица, вставшие на учет после 1 января 2005 года обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством.

Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст. 51 Жилищного Кодекса РФ.

Судом установлено, что Чернявская О.К. в собственности своего жилья не имеет, что подтверждается сведениями Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области (л.д. 22), а также не имела, что подтверждается справкой Климовского Филиала ГУПТИ Брянской области «Брянскоблтехинвентаризация» (л.д. 20). Нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма не являлась, а потому в силу указанного в ст. 51 ЖК РФ относится к гражданам нуждающимся в жилых помещениях…

На 2006 год она являлась членом своей семьи, состоящей из двух человек: она и супруг ФИО4 Однако последний ДД.ММ.ГГГГ умер, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ серии №, выданного Отделом ЗАГС Брянского района управления записи гражданского состояния (л.д. 23)

Тем самым она приобрела статус супруги умершего участника Великой Отечественной войны, не вступившей в повторный брак.

Суд критически относится к представленному доводу стороной ответчика о том, что истица как член семьи собственника жилого <адрес>, имела право пользования и владения им, однако ДД.ММ.ГГГГ дом ФИО4 был продан, что комиссия расценила как намеренные действия истца по ухудшению своих жилищных условий.

Однако комиссия не учла обстоятельство, имеющее значение для дела, что продажа дома состоялась по инициативе собственника дома (договор купли-продажи л.д. 18), а не истца, и что на момент продажи дома истец не относился к категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

А как установлено судом, продажа дома была вызвана тем, чтобы найти способ своевременной поддержки и осуществления медицинской помощи ей и мужу, нуждающихся по состоянию здоровья в уходе со стороны посторонних лиц (л.д. 12-17).

Часть 8 ст. 57 ЖК РФ, закрепившая правило, согласно которому при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, в данном случае не применима. Доказательств намеренного ухудшения истцом своих жилищных условий с целью получения жилья стороной ответчика не представлено и судом не добыто.

Из материалов дела следует, что согласно свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 24) жилой дом общей площадью 34,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> принадлежит ФИО5 (на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию (л.д. 25), которая для истца является невесткой.

Истица с 20.06.2006 года проживает и зарегистрирована в вышеуказанном доме по договору найма (л.д. 26-30), при этом членом семьи собственника не является.

Согласно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В рассматриваемом споре суд считает, что не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями граждане, занимающие жилые помещения на основании договора поднайма, краткосрочного найма, в данном случае договора найма.

Граждане, проживающие в одном жилом помещении, объединенные признаками родства, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, при наличии их волеизъявления, признаются разными семьями. А следовательно, разные семьи подлежат отдельной постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. И право в постановке на учет членов одной семьи не распространяется на членов другой семьи, проживающих в одном жилом помещении, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании было установлено, что осуществляет уход за истицей её сын ФИО6 (л.д. 57), тогда как он имеет свой состав семьи и проживает в двухкомнатной квартире города Брянска. Она же ни с невесткой, ни с сыном общего бюджета не имеет и общего хозяйства не ведет.

Согласно ч.2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Указом Президента РФ от 7.05.2008 года за № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» ( в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 года № 30) в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Суд находит установленным, что выполняя требования ст. 6 Закона Брянской области от 9.06.2006 года № 37-З ( ред. от 03.07.2010 года) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», предусматривающей отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда в случае, когда не истек срок, предусмотренный ст. 5 вышеназванного Закона (действия, приведшие к ухудшению жилищных условий), жилищная комиссия сельской администрации не учла, что Чернявская О.К. не выполняла таковых действий. А значит отказ в восстановлении на учете в качестве нуждающейся в получении жилья, как супруге умершего участника Великой Отечественной войны, неправомерен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Чернявской Ольги Кузьминичны удовлетворить.

Обязать Муниципальное учреждение Свенскую сельскую администрацию восстановить в очереди на получение жилья Чернявскую Ольгу Кузьминичну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, <данные изъяты> проживающую и зарегистрированную по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ под № 30.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 дней с момента получения решения в окончательной форме.

Председательствующий судья С.Н. Прядёхо

Мотивированное решение изготовлено 7.10.2010 года