Дело № 2-1223 /2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 декабря 2010 года г. Брянск
Брянский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Саворинко Г.П.,
при секретаре Евдокимовой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беломерова А. И. к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Брянском муниципальном районе Брянской области о возложении на ответчика обязанности по назначению истцу двух пенсий: трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности,
УСТАНОВИЛ:
Беломеров А.И. обратился в суд с настоящим иском ссылаясь на то, что он в период с 15.07.1987 года по 07.09.1987 год принимал участие в ликвидации последствий на ЧАЭС. 10 апреля 2006 года ему повторно установлена третья группа инвалидности, связанная «с увечьем, полученном при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС». Призывался он от военкомата на сборы как военнообязанный, а не как военнослужащий. Он относится одновременно к категории лиц, указанных в п.п.2 - инвалид в следствие чернобыльской катастрофы и п.4 - гражданин, принимавший участие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения части 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» от 15.05.1991г. № 1244-1.
Пояснил, что в сентябре 2010 года он обратился в ГУ УПФ РФ в Брянском муниципальном районе с заявлением о назначении пенсии по старости как участнику ликвидации аварии на ЧАЭС по достижению возраста 50 лет согласно п.3 ст. 12 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» от 15.05.1991г. № 1244-1. 15 сентября 2010 года ему было отказано в назначении пенсии в соответствии с п.1.3 ст. 10 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» от 15.05.1991г. № 1244-1, как не подпадающему под действие норм ч.1 ст. 30 Закона РФ от 15 мая 1991года. Этим же решением ему было рекомендовано обратиться за назначением пенсии в соответствии с п.2 ст. 10 Закона от 15 декабря 2001года № 166-ФЗ и ч.2 ст. 30 Закона от 15 мая 1991 года № 124-1 по достижении возраста 55 лет.
Полагает, что отказ ответчика в удовлетворении его заявления не основан на законе. Указал, что согласно п.3 ч.1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, принимавшие в 1986 - 87 годах участие в работах по ликвидации последствий на ЧАЭС. Согласно п.1 ч.1 вышеуказанного закона РФ гражданам, указанным в п.3 ч.1 ст.13 пенсии по возрасту назначаются с уменьшением возраста выхода на пенсию на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения и при наличии общего стажа работы: у мужчин - не менее 20 лет, у женщин - не менее 15 лет. На момент обращения в ГУ УПФ в Брянском муниципальном районе его общий стаж составил 27 лет 7 мес. 11 дней. Установление льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости, в том числе снижение возраста ее назначения связано с неблагоприятным воздействием на организм человека различного рода производственных, климатических и других факторов и призвано компенсировать причиненный вред здоровью. Применительно к гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения вследствие катастрофы на ЧАЭС, признание права на возмещение вреда здоровью является конституционной обязанностью РФ как социального правового государства, при этом в возмещение вреда включаются льготы, денежные компенсации и другие доплаты к социальным выплатам, так и льготное пенсионное обеспечение. В связи с изложенным полагает, что он отнесен к лицам, которым в соответствии с ФЗ «о государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ему может быть назначена государственная пенсия с уменьшением пенсионного возраста на 10 лет.
Просит возложить на ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Брянском муниципальном районе Брянской области обязанность по назначению ему двух пенсий: по инвалидности и по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Беломеров А.И. поддержал исковые требования, ссылаясь на те же обстоятельства. Просил возложить на ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Брянском муниципальном районе Брянской области обязанность по назначению ему двух пенсий: по инвалидности и по старости с 30.10.2010года.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Брянском муниципальном районе Брянской области Павлова И.О. иск не признала и просила отклонить. Пояснила, что военнослужащие и военнообязанные, принимавшие участие в 1986 - 1987 годах в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получающие пенсию по инвалидности вследствие военной травмы по государственному пенсионному обеспечению, имеют право на установление второй трудовой пенсии по старости по достижении возраста 55 (мужчины) и 50 лет (женщины). Инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и других лиц, перечисленных в норме пункта 2 ст. 29 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1. после 1 января 2002года имеют право на получение двух пенсий на основании пункта 3 ст. 3 ФЗ от 15.12.2001г. № 166-ФЗ. При этом назначение второй трудовой пенсии по старости может быть осуществлено на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 28 ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ как инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижению 55 лет и женщинам по достижении 50 лет при наличии страхового стажа соответственно не менее 25 и 20 лет. Таким образом, нормы статьи 30 Закона 15.05.1991 № 1244-1 при назначении рассматриваемым гражданам второй трудовой пенсии по старости нормам, предусмотренным законодательством для инвалидов вследствие военной травмы, не применяются.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела с 15.07.1987 года по 07.09.1987 года Беломеров А.И. в составе войсковой части № принимал участие в работах по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС (в 30-ти километровой зоне), является <данные изъяты>. Истец имеет соответствующие привилегии и льготы, <данные изъяты>
Суть иска сводится к тому, что, по мнению истца, он в соответствии с требованиями действующего законодательства, отнесен к лицам, которым в соответствии с ФЗ «о государственном пенсионном обеспечении в РФ» может быть назначена, кроме <данные изъяты>, одновременно также и пенсия по старости с уменьшением пенсионного возраста на 10 лет. По этой причине в сентябре 2010 года Беломеров А.И. обратился в ГУ УПФ РФ в Брянском муниципальном районе с заявлением о назначении пенсии по старости как участнику ликвидации аварии на ЧАЭС по достижению возраста 50 лет. В удовлетворении его заявления ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Брянском муниципальном районе Брянской области Беломерову А.И. отказало, оформив свой отказ письмом от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как следует из материалов дела (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №) с выводом ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Брянском муниципальном районе Брянской области об отсутствии у Беломерова А.И. права на одновременное получение двух пенсий согласилось и ОПФ по Брянской области.
В соответствии со статьей 29 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 18 июля 2006 N 112-ФЗ) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Таким образом, действующим законодательством, а именно п.п. 1 п. 3 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", определяющим право на одновременное получение двух пенсий, предусмотрено, что гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
Условия назначения трудовой пенсии по старости установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В силу п.2 ст.4 названого Закона в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно пп.3 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Соответственно из содержания приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что в данном случае назначение трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Как следует из материалов гражданского дела истец Беломеров А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к моменту обращения в ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Брянском муниципальном районе Брянской области по вопросу назначения трудовой пенсии по старости, равно как и на момент вынесения решения суда не достиг возраста 55 лет, соответственно право на трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" у истца не возникло.
Проверяя доводы истца Беломерова А.И. суд учитывает, положения п.1 ст.4 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которого гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.
Таким образом, одновременное получение истцом трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" действующим пенсионным законодательством не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства по делу в совокупности суд приходит к выводу, что правовых оснований для назначения истцу Беломерову А.И. второй пенсии (трудовой пенсии по старости), предусмотренной пп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в настоящее время не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 209 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Беломерова А.И. отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Брянский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Брянский районный суд.
Председательствующий судья Г.П. Саворинко