Дело № 2-24
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2011 года г.Брянск
Брянский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Прядехо С.Н.,
с участием ст. помощника Брянского природоохранного
прокурора Брянской области Васильевой Л.И.
при секретаре Афанасенковой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Брянского районного суда Брянской области дело по иску Брянского природоохранного прокурора Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к МУП «<данные изъяты>» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Брянский природоохранный прокурор Брянской области обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с настоящим исковым заявлением, указав, что проверкой установлено, что МУП «<данные изъяты>» проводит работу по размещению опасных отходов 3-4 класса опасности. В соответствии с действующим законодательством данный вид деятельности по размещению и хранению опасных отходов должен осуществляться на основании лицензии. Однако проверкой установлено, что в нарушение требований природоохранного, санитарного законодательства и законодательства о лицензировании, специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности, связанной с размещением опасных отходов на полигоне ТБО, расположенном на землях <адрес> ответчик не имеет.
Брянский природоохранный прокурор Брянской области, в порядке ст. 45 ГПК РФ просит суд обязать МУП «<данные изъяты>» получить в установленном законом порядке лицензию на осуществление деятельности по размещению опасных отходов производства и потребления на полигоне ТБО расположенном на землях <адрес>.
В судебном заседании ст. помощник природоохранного прокурора Брянской области Васильева Л.И., не возражала против рассмотрения настоящего дела в порядке заочного производства, при этом исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на те же обстоятельства.
Представитель <данные изъяты> ФИО3 в судебном заседании пояснил, что у МУП «<данные изъяты>» отсутствует лицензия на осуществление деятельности по размещению опасных отходов, что нарушает интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую природную среду. Однако, получению лицензии препятствует ряд обстоятельств, в частности отсутствие документов, подтверждающих право распоряжения и пользования земельным участком под полигоном, предоставление которых является обязательным в соответствии с п.5 Постановления Правительства РФ от 26.08.2006 года № 524 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-6 классов опасности». Вместе с тем, Комитет по управлению муниципальным имуществом, не может зарегистрировать право собственности на полигон твердо бытовых отходов, находящийся в <адрес> из за отсутствия вышеназванных документов, поскольку земельный участок под полигоном не был своевременно оформлен и данный вопрос сейчас решается Арбитражным судом Брянской области, в случае положительного решения, ответчик оформит документы на земельный участок и получит соответствующую лицензию на осуществление деятельности по размещению опасных отходов.
Представитель ответчика МУП «<данные изъяты>», представители третьих лиц: Приокского Управления Ростехнадзора, Управления Роспотребнадзора по Брянской области, Комитета природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области, не явились, хотя о месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом и своевременно. Наличия уважительных причин своего отсутствия суду не представили. Суд, с согласия участников процесса, полагает, что рассмотрение данного дела возможно в отсутствие указанных лиц, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства, с согласия истца.
Выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом по обращению в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, транспортировке и хранению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии со ст. 11 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что опасными отходами являются отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичность, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащей возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Вместе с тем, согласно ст.9 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные требования, согласно которым деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов является лицензионной, установлены ст. 17 ФЗ от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст.ст. 30 и 51 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Порядок получения лицензии урегулирован Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденного Постановлением Правительства РФ №524 от 26.08.2006 года.
Как усматривается из материалов дела, Разрешением Администрацией Брянского района № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25), с учетом заключения экспертной комиссии Государственной экологической экспертизы ГУПР по Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного приказом ГУПР по Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23-24), Администрации Мичуринского сельского совета разрешено строительство полигона для захоронения твердых бытовых отходов» на землях, прилегающих к <адрес> (л.д. 25).
Вместе с тем, Постановлением Администрации Брянского района № от ДД.ММ.ГГГГ, утверждено разрешение № от ДД.ММ.ГГГГ года на ввод в эксплуатацию вышеназванного объекта: «Полигон для захоронения твердых бытовых отходов» на землях, прилегающих к <адрес> (л.д. 30-31)
В судебном заседании установлено, и не оспаривалось участниками процесса, что «Полигон для захоронения твердых бытовых отходов» на землях, прилегающих к <адрес> эксплуатируется МУП «<данные изъяты>», предметом деятельности, которого, согласно п.2.2 Уставу является организация утилизации, переработки бытовых и промышленных отходов (л.д. 13-14).
При этом, МУП «<данные изъяты>» в соответствии с п.п. 4.1 и 4.2 Устава осуществляет свою деятельность на договорной основе (л.д. 14-15): в частности МУП «<данные изъяты>» заключены договора, предметом которых является прием, бытовых, производственных отходов на свалку, расположенную на территории <данные изъяты> (л.д. 21-22).
По результатам проведенной Брянской природоохранной прокуратуры Брянской области проверки установлено, что ответчик проводит работу по размещению опасных отходов 3-4 класса опасности, при этом, в нарушение вышеперечисленных требований природоохранного, санитарного законодательства и законодательства о лицензировании - специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности, связанной с размещением опасных отходов на полигоне ТБО, расположенном на землях <адрес>, ответчик МУП «<данные изъяты>» не имеет, в связи, с чем Брянской природоохранной прокуратурой Брянской области 08.06.2010 года (исх.: №) в адрес ответчика было направлено представление об устранении указанных выше нарушений (л.д. 10). Однако, до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.
Вместе с тем, суд не принимает во внимание довод представителя администрации Брянского района Драпа А.И. о том, что причиной не своевременного получения предусмотренной законодательством лицензии на осуществление деятельности по размещению опасных отходов ответчиком, послужило, то, что у МУП «<данные изъяты>» отсутствуют документы о праве собственности на земельный участок под полигоном, поскольку при межевании земельного участка, принадлежащего ГУП ОПХ «<данные изъяты>» была допущена кадастровая ошибка: в границы земельного участка, ГУП ОПХ «<данные изъяты>», ошибочно включен земельный участок площадью 26,0 га прочих земель, на территории которых в настоящее время располагается полигон ТБО.
Поскольку, МУП «<данные изъяты>» осуществляет деятельность по размещению опасных отходов производства и потребления 4 класса опасности на полигоне ТБО, что подтверждается объяснением от ДД.ММ.ГГГГ, данным директором МУП «<данные изъяты>» ФИО5(л.д. 26). При этом, действие руководства МУП «<данные изъяты>», по осуществлению деятельности, представляющей потенциальную опасность для окружающей среды, а также жизни и здоровья жителей Брянского района и других граждан, нарушает их законные права и интересы на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.ст. 41-42 Конституции РФ, в соответствии с которыми каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 3 ФЗ №7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов- государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться с соблюдением прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности, добытые и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований Брянского природоохранного прокурора Брянской области.
Согласно ст. 103 ГПК РФ и п.п. 3 п. 1 ст. 333.19, п.п. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ взысканию с ответчика подлежит государственная пошлина в доход бюджета в размере 2000 рублей (т.к. заявленный иск носит неимущественный характер и не подлежит оценке, а истец – Брянский природоохранный прокурор при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Брянского природоохранного прокурора Брянской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать МУП «<данные изъяты>» получить в установленном законом порядке лицензию на осуществление деятельности по размещению опасных отходов производства и потребления на полигоне ТБО, расположенном на землях Мичуринского сельского поселения Брянского района Брянской области
Взыскать с МУП «<данные изъяты>» государственную пошлину в доход бюджета в размере 2000 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано – в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья
Брянского районного суда Прядехо С.Н.