Дело № 2-295 /2011 г. /
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 февраля 2011 года г. Брянск
Брянский районный суд Брянской области в составе:
Председательствующего судьи Прядёхо С.Н..
При секретаре Афанасенковой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муравьева Е.П. к МУ «<данные изъяты>» о признании отказа в постановке на учет незаконным и восстановлении в очереди на получение жилья, как нуждающейся в его получении,
УСТАНОВИЛ:
Муравьева Е.П. обратилась в суд с исковым заявлением к Муниципальному учреждению «<данные изъяты>» о признании незаконным отказа в постановке на учет на получение жилья и восстановлении её как нуждающейся в улучшении жилищных условий, ссылаясь на то, что несмотря на её статус вдовы участника Великой Отечественной войны распоряжением сельской администрации за № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в такой постановке.
В обоснование отказа в распоряжении идет ссылка на намеренное ухудшение гражданином своих жилищных условий.
Ссылаясь на Указ Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 года № 380-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы)» Муравьева Е.П. просила суд обязать МУ «<данные изъяты>» принять её на учет на получение жилья.
В судебное заседание истица не явилась. Ее представитель по доверенности Домашнева Я.А. заявленные требования поддержала. Со ссылкой на определение Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 года полагала, что ограничения в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий. А поскольку доказательства намеренного ухудшения истцом своих жилищных условий с целью постановки её на очередь отсутствуют, право в постановке истца на очередь возникает с даты её обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика МУ «<данные изъяты>» Тищенко Г.И. в судебном заседании исковые требования не признала. Полагала, что Муравьева Е.П. не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку в соответствии со ст. 53 ЖК РФ имела на праве собственности жилой дом общей площадью 42,2 кв.м., расположенный в <адрес>, который продала ДД.ММ.ГГГГ, тем самым ухудшив жилищные условия. Признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий может быть не ранее чем через пять лет со дня совершения действий по отчуждению дома. Вместе с тем не оспаривала договор безвозмездного пользования, представленный суду истцом, как доказательство в подтверждение иска и не опровергала довод о фактическом проживании истицы в <адрес>, собственником которой является Саприко К.Г. Выразила согласие о принятии решения судом на его усмотрение.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности иска по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 21 Федерального Закона РФ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ ( в ред. от 21.12.2009 г) «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей умерших инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны… предоставляются нетрудоспособным членам семьи умершего…. в соответствии с пенсионным законодательством РФ. Указанным лицам предоставляется меры социальной поддержки:
- обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей умерших инвалидов войны, участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт как до ДД.ММ.ГГГГ, так и после него, производится независимо от их имущественного положения ( п. 4 ч. 1 ст. 21).
Ч. 2 ст.21 вышеуказанного Закона предусматривает, что независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка меры социальной поддержки предоставляются супруге умершего (погибшего) участника Вов, не вступившей в повторный брак.
Как усматривается из удостоверения Муравьевой Е.П. (л.д. 17), она имеет статус супруги умершего участника Великой Отечественной войны в соответствии с требованиями ст. 21 ФЗ РФ «О ветеранах». Следовательно, на неё распространяются меры социальной поддержки, о которых указано в Законе.
Обращение в Глинищевскую сельскую администрацию о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении от неё последовало ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12) с документами, подтверждающими её право состоять на таком учете.
Вместе с тем как следует из распоряжения МУ <данные изъяты> за № от ДД.ММ.ГГГГ Муравьевой Е.П. отказали в постановке на учет, как ухудшавшей свои жилищные условия (л.д. 11).
Тогда как состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям ( ч. 2 ст. 52 ЖК РФ).
Согласно ст. 51 ЖК РФ нуждаемость в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма определяется в зависимости
от наличия у самого гражданина жилого помещения в собственности или найма либо наличия у такового гражданина жилищных прав члена семьи собственника (нанимателя),
жилищной обеспеченности гражданина общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы,
соответствия жилого помещения, в котором проживает гражданин, установленным требованиям,
факта проживания в одной квартире нескольких семей, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание в одной квартире невозможно.
Веским основанием для принятия решения об отказе в постановке на жилищный учет является неистекший пятилетний срок в случае, когда заявитель который с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершил действия, в результате которых, приобрел право быть признанным нуждающимся в жилых помещениях и его злонамеренность доказана (ст.53 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела, согласно договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ гр. Муравьева Е. П. произвела отчуждение принадлежащего ей <адрес> гр. ФИО2 (л.д. 23).
Из доводов представителя Муравьевой Е.П. Домашневой Я.А. суд усматривает, что продажа дома для неё была вынужденной мерой. Дом был ветхий, туалет, колонка, телефонная связь в д. Опахань отсутствует. Указанное стороной ответчика не опровергнуто и иного судом не добыто. В этой ситуации суд не может оценить действия, совершенные истцом, как умышленные и недобросовестные. Цель создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны местного самоуправления в обеспечении её другим жильем, в судебном заседании не доказана.
Не маловажно и то, что Указ Президента РФ за № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» был издан ДД.ММ.ГГГГ, то есть через год после отчуждения дома. И тем самым знать о постановке на учет за год до издания Указа Муравьева Е.П. не могла.
Таким образом, довод представителя сельской администрации об ухудшении жилищных условий Муравьевой Е.П. голословен, так как доказательств намеренности действий с целью получения жилья ответчиком не представлено и судом не добыто.
Исследуя представленные документы, подтверждающие возможность проживания Муравьевой Е.П. в квартире своих членов семьи (в частности у дочери ФИО5, зарегистрированной по адресу: <адрес>, где также зарегистрирована престарелая тетя ФИО5 ФИО3 (л.д. 40-42), суд делает вывод о нуждаемости истца в постановке на учет на улучшение жилищных условий. В доказательство чего суд принимает во внимание договор безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43), заключенный между ФИО1( мужем внучки Муравьева Е.П.) и истцом на право проживания последней до ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Суд считает, что не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями граждане, временно проживающие в жилом помещении на безвозмездной основе. Граждане, проживающие в одном жилом помещении, объединенные признаками родства, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, при наличии их волеизъявления, признаются разными семьями. А следовательно, разные семьи подлежат отдельной постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Право в постановке на учет членов одной семьи не распространяется на членов другой семьи, проживающих в одном жилом помещении, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Выполняя требования ст. 6 Закона Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № ( ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», предусматривающей отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда в случае предоставления документов, на основании которых гражданин не может быть признан нуждающимся в жилом помещении, сельская администрация не учла, что документы, представленные Муравьевой Е.П. не свидетельствуют о намеренном ухудшении её жилищных условий, потому отказ в принятии на учет в качестве нуждающейся в получении жилья вдове участника Великой Отечественной войны Муравьевой Е.П. неправомерен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Муравьева Е.П. удовлетворить.
Обязать Муниципальное учреждение Глинищевскую сельскую администрацию поставить на учет на получение жилья Муравьева Е.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку д. Опахань, проживающую и зарегистрированную по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 дней с момента получения решения в окончательной форме путем подачи жалобы в районный.
Председательствующий судья С.Н. Прядёхо