о признании недействительным отказа в принятии гражданина на учет по улучшению жилищных условий



Дело № 2-268 /2011 г. /

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 марта 2011 года г. Брянск

Брянский районный суд Брянской области в составе:

Председательствующего судьи Прядёхо С.Н..

При секретаре Афанасенковой Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матюхиной А.М. к администрации Брянского района о признании отказа в постановке на учет незаконным, к МУ «<данные изъяты>» о восстановлении в очереди на получение жилья,

УСТАНОВИЛ:

Матюхина А.М. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Брянского района о признании незаконным отказа в постановке на учет на получение жилья и восстановлении её как нуждающейся в улучшении жилищных условий, ссылаясь на то, что несмотря на её статус вдовы участника Великой Отечественной войны протоколом заседания жилищной комиссии администрации района от ДД.ММ.ГГГГ за № она исключена из списков, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Ссылаясь на Указ Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 года № 380-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы)» Матюхина А.М. просила суд признать действия администрации района неправомерными и включить её в список граждан льготной категории, нуждающихся в получении жилья.

В судебное заседание истица не явилась. Ее представитель по доверенности Матюхин М.В. заявленные требования уточнил, указав в качестве органа, чьими действиями нарушено право заявителя, МУ «<данные изъяты>». На основании изложенного просил суд обязать сельскую администрацию восстановить Матюхину А.М. в очереди на получение жилья с ДД.ММ.ГГГГ.

Обратил внимание суда на то, что подарив ДД.ММ.ГГГГ принадлежащий ей дом своей дочери, заявительница не совершала умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, поскольку в момент отчуждения не знала о предстоящей программе обеспечения жилья ветеранов Великой Отечественной войны. Более того подаренный дом в настоящее время находится в ветхом состоянии, требующем капитального ремонта, где зарегистрировано несколько поколений её семьи.

Представитель ответчика МУ «<данные изъяты>» Ивашнева Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала. Полагала, что Матюхина А.М. не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку в соответствии со ст. 53 ЖК РФ имела на праве собственности жилой дом общей площадью 81,8 кв.м., расположенный в <адрес>, который подарила своей дочери ФИО5 в ДД.ММ.ГГГГ, тем самым ухудшив жилищные условия. Признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий может быть не ранее чем через пять лет со дня совершения действий по отчуждению дома.

Представитель администрации района Атрошенко Е.А. требования заявителя также считала необоснованными, ссылаясь на то, что по установленному порядку списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий из числа ветеранов войны, формируются поселковыми администрациями на местах, после чего подаются в администрацию района. ДД.ММ.ГГГГ на заседании жилищной комиссии при администрации района после проверки документов, представленных Матюхиной А.М., последняя рекомендовала Добруньской сельской администрации исключить её из списка, как поставленную с нарушением требований закона (л.д. 79).Во исполнение чего распоряжением сельской администрации за № от ДД.ММ.ГГГГ из списка очереди на получение жилья Матюхина А.М. была исключена (л.д. 80).

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности иска по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 21 Федерального Закона РФ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ ( в ред. от 21.12.2009 г) «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей умерших инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны… предоставляются нетрудоспособным членам семьи умершего…. в соответствии с пенсионным законодательством РФ. Указанным лицам предоставляется меры социальной поддержки:

- обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей умерших инвалидов войны, участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт как до 1 января 2005 года, так и после него, производится независимо от их имущественного положения ( п. 4 ч. 1 ст. 21).

Ч. 2 ст.21 вышеуказанного Закона предусматривает, что независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка меры социальной поддержки предоставляются супруге умершего (погибшего) участника Вов, не вступившей в повторный брак.

Как усматривается из удостоверения Матюхиной А.М. (л.д. 93), она имеет статус супруги умершего участника Великой Отечественной войны в соответствии с требованиями ст. 21 ФЗ РФ «О ветеранах». Следовательно, на неё распространяются меры социальной поддержки, о которых указано в Законе.

Обращение в Добруньскую сельскую администрацию о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении от неё последовало ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 91) с документами, подтверждающими её право состоять на таком учете.

На основании протокола заседания комиссии администрации Брянского района № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 79) Матюхина А.М. может быть признана нуждающейся в жилых помещениях и принята на учет не ранее ДД.ММ.ГГГГ, поскольку она ухудшила свои жилищные условия тем, что ДД.ММ.ГГГГ подарила своей дочери Матюхиной Т. Н. дом, принадлежащий ей на праве собственности. В результате чего было рекомендовано Добруньской сельской администрации снять её с жилищного учета.

Во исполнение протокола распоряжением МУ Добруньской сельской администрации за № от ДД.ММ.ГГГГ она исключена из списка очереди на получение жилья (л.д. 80). Суд не разделяет позицию ответчика в лице Добруньской сельской администрации по снятию с учета истца ввиду следующего.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям ( ч. 2 ст. 52 ЖК РФ).

Согласно ст. 51 ЖК РФ нуждаемость в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма определяется в зависимости

от наличия у самого гражданина жилого помещения в собственности или найма либо наличия у такового гражданина жилищных прав члена семьи собственника (нанимателя),

жилищной обеспеченности гражданина общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы,

соответствия жилого помещения, в котором проживает гражданин, установленным требованиям,

факта проживания в одной квартире нескольких семей, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание в одной квартире невозможно.

Веским основанием для принятия решения о снятии с жилищного учета является неистекший пятилетний срок в случае, когда заявитель который с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершил действия, в результате которых, приобрел право быть признанным нуждающимся в жилых помещениях и его злонамеренность доказана (ст.53 ЖК РФ).

Как следует из материалов дела, согласно договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ гр. Матюхиной А.М. произвела отчуждение принадлежащего ей <адрес> гр. ФИО5 – являющейся для неё дочерью (л.д. 95).

Из доводов представителя Матюхина М.В. усматривается, что дарение дома не предполагало цель ухудшения жилищных условий истца, что доказывается фактом проживания её в том же доме и в настоящее время. Более того, кроме истицы и её дочери в доме проживают сын ФИО7, внучка ФИО8 и правнук истицы ФИО9( л.д. 137), что еще раз подтверждает недоказанность искусственного ухудшения жилищных условий. Напротив суд расценивает представленное обстоятельство как отсутствие другого жилья, кроме ветхого дома, в многочисленной семье истицы.

Не маловажно и то, что Указ Президента РФ за № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» был издан 7.05.2008 года, то есть через год после отчуждения дома, о чем Матюхина А.М. не знала, одаривая домом свою дочь.

Таким образом, довод представителя сельской администрации об ухудшении жилищных условий Матюхиной А.М. голословен, так как доказательств намеренности действий с целью получения жилья ответчиком не представлено и судом не добыто.

Исследуя документы о состоянии дома (л.д. 29-59)- отчет технического обследования жилого <адрес>, суд установил, что техническое состояние фундаментов, наружных стен, перекрытия жилого дома ограниченно работоспособное, крыши – недопустимое. Жилой дом на момент обследования не соответствует требованиям СНиП 31-02-2001. Размеры санитарно-гигиенических помещений в жилом здании не соответствуют требованиям п. 3.68 СНиП 35-01-2001. Для обеспечения безопасных условий эксплуатации и приведения строительных конструкций в работоспособное техническое состояние необходимо выполнить работы по капитальному ремонту жилого дома.

Суд делает вывод о нуждаемости всей семьи истца в улучшении жилищных условий. Однако ввиду того, что право в постановке на учет на всех членов не распространяется, поставлена на учет может лишь Матюхина А.М.

Выполняя требования ст. 6 Закона Брянской области от 9.06.2006 года № 37-З ( ред. от 03.07.2010 года) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», предусматривающей отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда в случае предоставления документов, на основании которых гражданин не может быть признан нуждающимся в жилом помещении, сельская администрация не учла, что документы, представленные Матюхиной А.М. не свидетельствуют о намеренном ухудшении её жилищных условий. Потому снятие с учета вдовы участника Великой Отечественной войны неправомерен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Матюхиной А.М. удовлетворить.

Признать протокол заседании комиссии по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан администрации Брянского района № от ДД.ММ.ГГГГ несоответствующим закону.

Обязать Муниципальное учреждение Добруньскую сельскую администрацию восстановить Матюхиной А.М., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженку <адрес>, проживающую и зарегистрированную по адресу: <адрес>, в очереди на учет на получение жилья с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 дней с момента получения решения в окончательной форме путем подачи жалобы в районный.

Председательствующий судья С.Н. Прядёхо