Дело № 2-48 /2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 января 2011 года г. Брянск
Брянский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Саворинко Г.П.,
при секретаре Евдокимовой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянского природоохранного прокурора Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУ Супоневская сельская администрация Брянского района, ООО «<данные изъяты>» об обязании разработки проекта организации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения,
У С Т А Н О В И Л:
Брянский природоохранный прокурор Брянской области обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то (с учетом изменения состава лиц, участвующих в деле), что проверкой, проведенной Брянской природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Управления Роспотребнадзора по Брянской области, было установлено, что на сновании договора аренды с МУ Супоневская сельская администрация в пользовании ООО «<данные изъяты>» находятся артезианские скважины, расположенные н.п. Супонево (7 скв.), Антоновка (2 скв.), Курнявцево (1 скв.) Супоневского сельского поселения Брянского района, а также 6 км водопроводов питьевого назначения. В ходе проверки были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации указанного имущества, используемого для питьевого водоснабжения населения Супоневского сельского поселения Брянского района Брянской области. В частности проверка показала, что в нарушение требований пунктов 1.4-1.6; 3.2.1.1, 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 проекты организации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения не разработаны, территории первого пояса ЗСО всех артезианских скважин не спланированы для отвода поверхностного стока за их пределы, и не обеспечены охраной. Дорожки к сооружениям не имеют твердого покрытия. Ограждения отдельных артезианских скважин частично разрушены. Зона санитарной охраны 1 пояса артезианской скважины в <адрес> в <адрес>, в районе ООО «<данные изъяты>» <адрес> по периметру не ограждена. Вопреки требованиям, установленным пунктом 2.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» ограждение границ первого пояса ЗСО в отдельных местах артезианских скважин установлены радиусом менее 30м (4 скважины в <адрес>). В нарушение требований, установленных пунктами 3.2.1.4, 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02, оголовки и устье всех артезианских скважин загерметизированы неплотно, закреплены через один болт. На 9 скважинах отсутствуют водомеры, расход воды определяется по показаниям электрического счетчика.
Полагает, что со стороны ответчиков усматривается ненадлежащее исполнение требований водного и санитарно-эпидемиологического законодательства при организации питьевого водоснабжения населения Супоневского сельского поселения Брянского района Брянской области. В соответствии со ст.2 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Однако надлежащих мер по разработке проектов организации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения ответчиками не принимается, равно как и мер по приведению технического содержания скважин в населенных пунктах Супоневского сельского поселения Брянского района в соответствие с требованием санитарно-эпидемиологического законодательства.
Указал, что на момент проведения проверки и до настоящего времени не имеется утвержденных в установленном законом порядке проектов организации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Бездействие ответчиков по разработке проектов организации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и их установлению в соответствии с санитарно - эпидемиологическими требованиями способствует загрязнению источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, а также создает постоянную угрозу для здоровья жителей Супоневского сельского поселения Брянского района и других граждан, временно пребывающих на территории сельского поселения, тем самым нарушаются их права и законные интересы на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации.
Просит обязать ответчиков разработать проекты зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения - артезианских скважин, расположенных в н.п. Супонево (7 скв.), Антоновка (2 скв.), Курнявцево (1 скв.) Супоневского сельского поселения Брянского района и 3,6 км водопроводов питьевого назначения и организовать их в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В судебном заседании помощник Брянского природоохранного прокурора Брянской области Хроленок Т.А. иск поддержала, ссылаясь на те же обстоятельств. Просила иск удовлетворить.
В судебное заседание представитель ответчика МУ Супоневская сельская администрация Чугунов А.А. иск не признал, просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
В судебном заседании представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Брянской области Мочанова О.В. пояснила, что в соответствии с п.1.5 СанПиН 2.1.4. 1110-02 «Зоны санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс строгого режима включает территории расположения водозаборов (скважин), площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его название – защита места водозабора от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения: микробиологического и химического второго пояса и химического для третьего пояса. Проект ЗСО преследует следующие цели: определение границ 1-го, 2-го и 3-го поясов ЗСО скважин с нанесением границ поясов на графические материалы в отделе архитектуры администрации района; установление возможных источников микробиологического и (или) химического загрязнения в границах 1-го, 2-го и 3-го поясов ЗСО; установление правил и режима хозяйственного использования территории, входящих в ЗСО всех поясов; разработку перечня мероприятий, направленных на предотвращение загрязнения источников питьевого водоснабжения (скважин) и водопроводов. Полагала, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению
В судебном заседании представитель третьего лица администрации Брянского района Драп А.И. при вынесении решения по делу полагался на усмотрение суда.
Неявка в судебное заседание других лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени заседания и не просивших рассмотреть дело в их отсутствие, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав стороны, лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что собственником объектов недвижимости в отношении которых Брянским природоохранным прокурором Брянской области подан настоящий иск (об обязании разработки проекта организации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения) является МУ Супоневская сельская администрация, на основании передаточного акта. Указанное имущество в дальнейшем было передано собственником (МУ Супоневская сельская администрация), в аренду ООО «<данные изъяты>». В частности договор аренды данного имущества № от ДД.ММ.ГГГГ был заключен между МУ Супоневская сельская администрация (арендодателем) и ООО «<данные изъяты>» (арендатором) сроком по ДД.ММ.ГГГГ и по истечении указанного срока прекратил свое действие (л.д.69-71).
Исходя из правового содержания норм действующего законодательства ответчик - это лицо, в отношении которого имеется предположение о том, что он является носителем спорной обязанности/ субъектом спорного материального правоотношения/, соответственно состав лиц участвующих в деле зависит от характера спорного правоотношения. При таких обстоятельствах ООО «<данные изъяты>» не является субъектом спорного правоотношения. Надлежащим ответчиком по делу является МУ Супоневская сельская администрация.
В соответствии со ст.ст. 4, 24 и 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность ит.д.
Согласно ст. 18 ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. В соответствии со ст.2 указанного федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» ( утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ), обязательный для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3), определяет, что в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, организуются зоны санитарной охраны (п. 1.4). Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Пунктами 1.11, 1.13., 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.15, 1,17, 3.2.1.1., З.2.1.4., 3.2.2.4., 3.2.1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02", определено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для всех (граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц). Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в)правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. Санитарные мероприятия должны выполняться: а) в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; б) в пределах второго и третьего поясов ЗСО- владельцами объектов, оказывающих(или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения. Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке. Территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. Не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений. Водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов. Все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО.
В соответствии со ст.2 ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Статья 11 указанного закона предписывает юридическим лицам обязательного выполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Установлено, что со стороны МУ Супоневская сельская администрация перечисленные выше нормы исполняются лишь частично. Так в нарушение требований пунктов 1.4-1.6; 3.2.1.1, 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 проекты организации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения ответчиком не разработаны, территории первого пояса ЗСО всех артезианских скважин не спланированы для отвода поверхностного стока за их пределы, и не обеспечены охраной. Дорожки к сооружениям не имеют твердого покрытия. Ограждения отдельных артезианских скважин частично разрушены. Зона санитарной охраны 1 пояса артезианской скважины в <адрес> в <адрес>, в районе ООО «<данные изъяты>» <адрес> по периметру не ограждена. Вопреки требованиям, установленным пунктом 2.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» ограждение границ первого пояса ЗСО в отдельных местах артезианских скважин установлены радиусом менее 30м (4 скважины в <адрес>). В нарушение требований, установленных пунктами 3.2.1.4, 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02, оголовки и устье всех артезианских скважин загерметизированы неплотно, закреплены через один болт. На 9 скважинах отсутствуют водомеры, расход воды определяется по показаниям электрического счетчика.
Сложившееся положение дел способствует загрязнению источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, создает угрозу для здоровья жителей Супоневского сельского поселения Брянского района и граждан, временно пребывающих на территории сельского поселения, нарушает их права и законные интересы на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации.
В соотвествии со ст. 2 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Таким образом, МУ Супоневская сельская администрация Брянского района является органом местного самоуправления, на который Законом возложена обязанность по принятию мер по разработке проектов зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения -артезианских скважин, расположенных в <адрес> (7 скв.), <адрес> (2 скв.), <адрес> (1 скв.) Супоневского сельского поселения Брянского района и 3,6 км водопроводов питьевого назначения и организации их в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о понуждении к совершению действий в интересах неопределенного круга лиц. Данное исковое заявление подано в защиту неимущественных прав граждан постоянно или временно пребывающих на территории Супоневского сельского поселения, количество которых установить невозможно.
Таким образом, оценив в совокупности добытые и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования Брянского природоохранного прокурора Брянской области обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 209 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Брянского природоохранного прокурора Брянской области удовлетворить.
Обязать МУ Супоневская сельская администрация разработать проекты зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения - артезианских скважин, расположенных в в <адрес> (7 скв.), <адрес> (2 скв.), <адрес> (1 скв.) <адрес> и 3,6 км водопроводов питьевого назначения и организовать их в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Брянский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Брянский районный суд.
Председательствующий судья Саворинко Г.П.