о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости



Дело № 2-674 /2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июня 2011 года г. Брянск

Брянский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Саворинко Г.П.

при секретаре Евдокимовой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Брянского районного суда Брянской области дело по иску Косоротиковой Н.В. к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Брянском муниципальном районе Брянской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Косоротикова Н.В. обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что она осуществляла медицинскую деятельность в городах, сельской местности и поселках городского типа, ее специальный трудовой стаж превышает 30 лет. При таких обстоятельствах она имеет право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с чем 21.03.2011 года обратилась в ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Брянском муниципальном районе Брянской области с соответствующим заявлением. 23.03.2011 года ее заявление было рассмотрено на заседании Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан и прав на единовременную денежную выплату. При этом часть периодов ее медицинской деятельности ответчик не засчитал в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, и в назначении досрочной пенсии по старости отказал в связи с отсутствием 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья.

Полагает, что отказ ответчика в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости не основан на законе. Просит включить в ее специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии следующие периоды работы:

-ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ в должности диспетчера скорой помощи Брянской ЦРБ (1 год как 1год и 3 месяца);

- ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера скорой помощи Брянской ТМО(1 год как 1год и 3 месяца);

- ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера скорой помощи Брянской ТМО (1 год как 1год и 3 месяца);

- ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера скорой помощи МУЗ Брянской ЦРБ (1 год как 1 год и 3 мес.);

ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - периоды нахождения на курсах повышения квалификации (1 год как 1 год и 3 мес.).

Признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с момента ее обращения к ответчику с соответствующим заявлением, т.е. с 21.03.2011 года.

В судебном заседании истец Косоротикова Н.В. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, ссылаясь на те же обстоятельства. Просит иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Брянском муниципальном районе Брянской области Янченко И.Л. иск не признала. Полагает, что спорные периоды не были включены в специальный стаж истца на законных основаниях. Без включения указанных периодов специальный стаж истца Косоротиковой Н.В. составляет менее 30 лет, соответственно досрочная трудовая пенсия по старости не может быть ей назначена в настоящее время.

Допрошенный в судебном заседании свидетель Гальянова А.Н. пояснила, что работает в Брянской ЦРБ в должности фельдшера с 1978 года по настоящее время. Показала, что Косоротикова Н.В. работала в данном учреждении здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в должности диспетчера, но фактически выполняла функции фельдшера. Так Косоротикова Н.В. зашивала раны, накладывала гипс, делала инъекции, ставила капельницы, проводила медицинские обработки, принимала роды, т.е. осуществляла работы, входившие в функции фельдшера.

Допрошенный в судебном заседании свидетель Колесникова А.В. пояснила, что работает в Брянской ЦРБ в должности фельдшера с 1993 года по настоящее время. Пояснила, что истец Косоротикова Н.В. также работала в Брянской ЦРБ, ее должность именовалась как диспетчер, однако фактически она в полном объеме осуществляла трудовые функции фельдшера: зашивала раны, накладывала гипс, делала инъекции, ставила капельницы, проводила медицинские обработки, принимала роды и т.д.

Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Как следует из материалов дела, в частности из трудовой книжки Косоротиковой Н.В. она осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа начиная с 13.04.1983 года, когда она была принята на работу акушеркой родильного отделения Брянского роддома № 2 (л.д.10-12).

ДД.ММ.ГГГГ Косоротикова Н.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении и выплате досрочной трудовой пенсии в связи с медицинской деятельностью, однако, решением ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Брянском муниципальном районе Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ за ей было отказано в назначении трудовой пенсии по старости в связи с недостаточностью стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения. Подробные основания для отказа изложены в выписке из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан и прав на единовременную денежную выплату от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26-29).

При исчислении стажа медицинской деятельности истца комиссия использовала два варианта расчета: по постановлению Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, с применением постановления Правительства РФ от 11.07.2002г. №516 (п.5) и, с использованием норм ранее действующего законодательства, по постановлению Совмина РСФСР от 06.09.1991г. №464, постановлению Правительства РФ от 22.09.1999г. №1066 с применением Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. №2-П.

В специальный трудовой стаж истца, по обоим вариантам расчета, были включены следующие периоды:

- ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ- акушерка родильного отделения Брянского роддома № 2 (1 год как 1 год и 6 мес.);

-ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ- отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком (календарно);

-ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ- акушерка родильного отделения Брянского роддома №2 (1 год как 1 год и 6 мес.);

-ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ- отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком (календарно);

ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ- акушерка скорой помощи МУЗ Брянской ЦРБ (1 год как 1 год и 3 мес.).

Во включении в специальный трудовой стаж истца, по обоим вариантам расчета, прочих периодов было отказано. В частности в специальный трудовой стаж Косоротиковой Н.В. не были включены следующие периоды:

-ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - диспетчер скорой помощи Брянской ЦРБ (1год за 1год и 3мес), так как Списками, вышеуказанных Постановлений, должность «диспетчер» не предусмотрена;

- курсы с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ - включение данного периода не предусмотрено правилами исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002г. (1год за 1год и 3мес);

ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ- работа в скорой помощи Брянской ТМО (1год за 1год и 3мес), так как Списками, вышеуказанных Постановлений, Территориальное медицинское объединение (ТМО) не поименовано, более того по приказам и лицевым счетам имеется расхождение по занимаемой должности;

-ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ- работа в скорой помощи Брянской ТМО (1год за 1год и 3мес), так как Списками, вышеуказанных Постановлений, Территориальное медицинское объединение (ТМО) не поименовано, более того по приказам и лицевым счетам, штатному расписанию имеется расхождение по занимаемой должности;

-ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ- фельдшер скорой помощи МУЗ Брянская ЦРБ (1год за 1год и 3мес) поскольку по приказам и лицевым счетам, штатному расписанию имеется расхождение по занимаемой должности;

- курсы ДД.ММ.ГГГГ - включение данного периода не предусмотрено правилами исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ №516 от ДД.ММ.ГГГГ (1год за 1год и 3мес).

По расчету ответчика без включения указанных периодов стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью, на ДД.ММ.ГГГГ составляет 11 лет 9 мес. 11 дней.

Суд не может согласиться с данными выводами ответчика по следующим основаниям.

Пунктом 3 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", что Списки соответствующих должностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, утверждаются Правительством РФ. В настоящее время, с 13.11.2002 г., действуют Списки должностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 28 ФЗ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781. Вместе с тем, Конституционный Суд РФ в постановлении от 29.01.2004 г. N 2 указал, что в целях реализации пенсионных прав медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, т.е. действовавшие до 31.12.2001 г. С учетом данной правовой позиции Конституционного Суда РФ исчисление стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, медицинских работников может производиться по условиям и нормам, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".

Кроме того, вышеназванные акты пенсионного законодательства предусматривают льготный порядок исчисления стажа, а именно: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке): 1 год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца (п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781). Согласно п.2 правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца. Аналогично, пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 предусмотрено, что один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе.

Верховным Судом Российской Федерации (обзор судебной практики за четвертый квартал 2004 года, п.3), разъяснено, что действующее пенсионное законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания характера выполняемой работы, подтверждение которого необходимо для целей назначения пенсии на льготных условиях. Соответственно суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные ГПК РФ, в том числе и показания свидетелей, если подтверждение стажа документами невозможно по причинам, не зависящим от работника.

В частности как установлено в судебном заседании и подтверждено показаниями свидетелей Косоротикова Н.В. в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фактически исполняла обязанности фельдшера скорой помощи Брянской ЦРБ, а именно осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения, в частности: выполняла врачебные назначения, оказывала неотложную помощь больным и.т.п. Следовательно, в специальный стаж истца должен быть включен период работы истца в должности диспетчера скорой помощи Брянской ЦРБ, (в льготном исчислении стажа -1 год как 1год и 3 месяца) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Относительно не включения в специальный стаж истца периодов работы ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ - в скорой помощи Брянской ТМО (1год за 1год и 3мес), по занимаемой должности «фельдшер» суд учитывает, что согласно Списку, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 464, право на пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения имеют врачи и средний медицинский персонал (независимо от наименования и должности) лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью. Поскольку конкретный перечень наименований лечебно - профилактических учреждений в данном Списке не приводится, на практике при отнесении учреждений здравоохранения к лечебно - профилактическим в целях пенсионного обеспечения за выслугу лет органы социальной защиты населения руководствуются Номенклатурой учреждений здравоохранения, в настоящее время действует Номенклатура, утвержденная Приказом Минздрава РФ от 03.11.1999 г. (в ред. Приказа Минздрава РФ от 28.02.2000 г. N 73) согласно которой к лечебно - профилактическим учреждениям (раздел 1 Номенклатуры) отнесены: 1.2 Учреждения здравоохранения особого типа: 1.2.3. Территориальное медицинское объединение (ТМО). В соответствии с письмом Минтруда РФ и ПФР от 29.09.2000 г. NN 3948/1-17, 06-25/8625 при исчислении специального стажа, имевшего место до 1.11.1999 г. и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст. 81 Закона РФ от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 15.10.1999 г. N 377, Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 03.11.1999 г. N 395, с изменениями и дополнениями, внесенными Приказом Минздрава России от 28.02.2000 г. N 73.

В соответствии с постановлением администрации Брянского района «О перерегистрации Брянской ЦРБ в Брянское территориально- медицинское объединение» от 04.02.1993г за № 41 медицинское учреждение, где работала истец Косоротикова Н.В., стало именоваться как МУЗ Брянское ТМО, при этом цели, функции, задачи последнего остались прежними. Основными видами деятельности учреждения, независимо от смены названия, остались: консультативная, организационно-методическая, стационарная, лечебно-профилактическая помощь, таким образом, основные виды деятельности, цели, задачи, функции медицинского учреждения, были тождественны и не менялись. При таких обстоятельствах периоды работы истца в качестве фельдшера скорой помощи в МУЗ Брянская ТМО должны быть включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии ( в льготном исчислении -1 год как 1год и 3 месяца).

Как уже говорилось выше в специальный трудовой стаж истца также не был включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера скорой помощи МУЗ Брянская ЦРБ. Вместе с тем установлено, что расхождения между записями в трудовой книжке с иными учетными документами, были допущены должностными лицами работодателя. Какой-либо вины истца в допущенных ошибках не имеется. Период работы истца в указанной выше должности, подтверждаются записями в трудовой книжке, со ссылкой на соответствующие приказы. При этом, в соответствии со ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а так же основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Следовательно, Закон определяет юридическое значение трудовой книжки как основного документа, содержащего сведения о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Трудовой стаж- это продолжительность трудовой или иной общественно-полезной деятельности гражданина, порождающая определенные правовые последствия, в частности право на пенсию, дополнительные льготы по социальному страхованию и.т.п. Соответственно период работы Косоротиковой Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера скорой помощи МУЗ Брянская ЦРБ подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии ( в льготном исчислении -1 год как 1год и 3 месяца).

Не включение в специальный стаж истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации ( с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) суд также не может признать обоснованным. Так, с учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеизложенными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами устанавливаемыми Правительством РФ. Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 516. В силу п.4 данных Правил в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ. Вместе с тем, согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Соответственно период нахождения на курсах повышения квалификации, переквалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Следовательно, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку на курсы повышения квалификации Косоротикова Н.В. была направлена администрацией учреждения. Действующим законодательством за ней в указанные выше периоды сохранялись рабочее место и заработная плата; работодателем производились отчисления в бюджет и внебюджетные фонды. Кроме того, прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя, является обязательной частью трудовой деятельности медицинского работника (каждые 5 лет обязательно). Из изложенного следует, что данные периоды (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) нахождения истца на курсах повышения квалификации также подлежат включению в специальный стаж ( в льготном исчислении из расчета 1 год 3 месяца, за 1 год работы).

В соответствии с п.1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 N 173-Ф трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

С учетом включения в специальный стаж истца спорных периодов, принимая во внимание требования ч.1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», право Косоротиковой Н.В., как лица не менее 30 лет осуществляющего лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, на назначение досрочной трудовой пенсии по старости возникло с 21.03.2011 года. Соответственно заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 209 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Косоротикова Н.В. удовлетворить.

Признать за Косоротикова Н.В. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Засчитать Косоротикова Н.В. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности диспетчера скорой помощи Брянской ЦРБ (1 год как 1год и 3 месяца) в том числе период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год как 1 год и 3 мес.); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера скорой помощи Брянской ТМО (1 год как 1год и 3 месяца); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера скорой помощи Брянской ТМО (1 год как 1год и 3 месяца); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера скорой помощи МУЗ Брянской ЦРБ (1 год как 1 год и 3 мес.) в том числе период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год как 1 год и 3 мес.).

Возложить на ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Брянском муниципальном районе Брянской области обязанность по назначению и выплате Косоротикова Н.В. досрочной трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 21.03.2011 года.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Брянский районный суд в течение десяти дней.

Председательствующий судья Г.П. Саворинко