РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 июня 2011 года г. Брянск Брянский районный суд Брянской области в составе: председательствующего судьи Прядёхо С.Н. с участием прокурора Брянского района Варгашкина С.М., при секретаре Афанасенковой Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании Брянске гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Брянского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Брянского района, Управлению образования администрации района, МОУ Мичуринская средняя школа, о признании бездействия незаконным и оборудовании ограждения участка, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Брянского района обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что территория Муниципального общеобразовательного учреждения «Мичуринская средняя общеобразовательная школа» не оборудована ограждением, высота которого должна быть не ниже 1,5 м. Основываясь на Федеральном Законе «Об образовании», руководствуясь требованиями Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.2. 1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях», а также связывая допущенные нарушения с тем, что это способствует проявлению терроризма, что делает школу потенциально опасным объектом, чем не соблюдаются требования Федерального Закона РФ «О противодействии терроризму». В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель ответчика МОУ Мичуринская средняя общеобразовательная школа» Мисников Б.И. в судебном заседании признал факт отсутствия ограждения территории школы, однако пояснил, что по периметру территории имеются многолетние кустарники и деревья, создающие полосу, ограждающую территорию школы от внешнего воздействия. Помимо этого сослался на отсутствие денежных средств, позволяющих оборудовать территорию забором. Представитель МУ Управления образования администрации Брянского района Селезнев Д.А. в судебном заседании пояснил, что при выделении денежных средств финансовым управлением администрации района, управление образованием совместно с директором школы организует работу по установке ограждения школы. Представитель третьего лица Территориального отдела управления Роспотребнадзора по Брянской области Мочанова О.В. пояснила, что в соответствии с ныне действующим СНиП 2.4.2.1178-02 отсутствие ограждения территории школы является нарушением. Выслушав доводы участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности иска и его удовлетворении по следующим основаниям. Как следует из Устава МОУ «Мичуринская средняя общеобразовательная школа», утвержденного МУ администрации Брянского района от 1.06.2010 года (л.д. 12) Мичуринская средняя общеобразовательная школа является муниципальным общеобразовательным учреждением и имеет цель реализации права граждан на образование, гарантии получения общедоступного и бесплатного дошкольного начального общего, основного общего, среднего полного общего образования ( п. 1.1). Согласно п. 3.2. Устава к компетенции образовательного учреждения относятся в том числе и материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной настоящим Уставом, дополнительных источников финансовых и материальных средств. Указанные положения закреплены в ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 года за № 3266-1 «Об образовании». Согласно ст. 19 Закона Российской Федерации "Об образовании" и п. 2.9.4 Санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. N 44, обучение детей в общеобразовательных учреждениях начинается с достижения ими возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья. Таким образом, важной составляющей санитарно-эпидемиологического благополучия населения является здоровье детей, обеспечивать которое призваны не только родители и лица, выполняющие их функции, но и специальные учреждения, занимающиеся воспитанием и образованием детей, т.е. дошкольные и другие образовательные учреждения. Положения п. 1 ст. 28 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» возлагают на эти учреждения, независимо от их организационно-правовых форм, обязанности по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников. Данные меры предполагают рациональное питание воспитуемых и учащихся и, конечно же, обязательное соблюдение норм санитарного законодательства. В этой сфере обязательны для соблюдения Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02", утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 25.11.2002 года, П. 2.2.3 СанПин предусмотрено, что территория участка ограждается забором высотой 1,5 м и вдоль него - зелеными насаждениями. То есть ограждение территории обязательное условие наряду с зелеными насаждениями. Суд учитывает и то обстоятельство, что с 1.09.2011 года в действие вступают СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», которые в п. 3.1. не регламентируют высоту ограждения, но предусматривают наличие ограждения и озеленения территории. Тем самым даже если не принимать обязательные требования к высоте забора, то требования о его наличии неизменны. Не маловажным является и то, что постановлением Брянского городского Совета народных депутатов от 25.08.2005 года за № 141-п утверждена городская целевая программа «Безопасность образовательных учреждений города Брянска». Целью программы является обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений города Брянска во время их учебной и трудовой деятельности путем повышения безопасности жизнедеятельности: пожарной, электрической и технической безопасности зданий, сооружений в образовательных учреждениях всех типов и видов на основе использования современных достижений в этой области и привлечения необходимой производственной базы. Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у образовательного учреждения указанных средств ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, закрепленный за образовательным учреждением, в порядке, определяемом законом. Согласно ст. 31 Федерального Закона «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений относятся к полномочиям муниципальных районов. Учредителем школы является Муниципальное управление образования Администрации Брянского района. Финансирование МОУ «Мичуринская средняя общеобразовательная школа» осуществляется за счет средств бюджета Брянского района. Кроме того, в соответствии с п.п. 1, 3, 11 п. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. к вопросам местного значения муниципального района относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу в части обязанности по финансированию мер, направленных на соблюдение санитарно-эпидемиологических требований, кроме МОУ Мичуринская СОШ и Управления образованием района является администрация Брянского района. Следовательно, в силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе был обратиться в суд с заявлением к ответчикам о бездействии и понуждении к совершению действий в интересах неопределенного круга лиц. Таким образом, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 209 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Брянского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Брянского района и МОУ «Мичуринская средняя школа», выразившееся в не организации ограждения вокруг территории МОУ «Мичуринская средняя школа». Обязать администрацию Брянского района выделить денежные средства на оборудование ограждения территории Мичуринской средней школы. Обязать Управление образования администрации Брянского района и МОУ Мичуринская средняя школа установить ограждение забором вокруг территории МОУ «Мичуринская средняя школа», расположенной по адресу: <адрес>. На решение суда в течение 10-ти дней может быть подана кассационная жалоба в Брянский областной суд через Брянский районный суд. Председательствующий судья С.Н. Прядёхо