Дело № 2-743 /2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 июня 2011 года г. Брянск Брянский районный суд Брянской области в составе: председательствующего судьи Саворинко Г.П., при секретаре Евдокимовой Т.И. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колесова Н.И. к МУ Новодарковичская сельская администрация о признании незаконным отказа в постановке на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, У С Т А Н О В И Л: Колесова Н.И. обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны. Зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> в двухкомнатной квартире, общей площадью 52,1 кв.м. Данное жилое помещение находится в общей долевой собственности ее дочери Никишиной Л.А. и внучки Пановой О.С., на основании регистрационного свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ №. Собственного жилья не имеет. Указала, что весной 2011 года она обратилась в адрес Новодарковичской сельской администрации Брянского района с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как вдовы умершего участника Великой Отечественной войны. Решением комиссии от 31 мая 2011 года ей было отказано в постановке на учет для получения жилья на основании пп.2 п.1 ст. 54 ЖК РФ. Отказ мотивирован тем, что она проживает в квартире дочери и внучки, общей площадью 52,1 кв.м, что составляет 17,36 кв.м на человека и превышает установленную учетную норму. С указанным решением Новодарковичской сельской администрации она не согласна, поскольку оно не основано на законе, ущемляет ее Конституционные права, а также законные интересы как вдовы участника Великой Отечественной войны. Просит признать отказ Новодарковичской сельской администрации Брянского района Брянской области в постановке ее на учет как нуждающейся в жилом помещении от 31.05.2011 года - незаконным. Обязать Новодарковичскую сельскую администрацию района принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». В судебном заседании представитель истца Никитина О.Н. поддержала заявленные исковые требования, ссылаясь на те же обстоятельства. Пояснила, что Колесова Н.И. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> 25.10.2002 года, данное жилое помещение находится в общей долевой собственности ее дочери Никишиной Л.А. и внучки Пановой О.С. На момент подачи заявления в Новодарковичскую сельскую администрацию Колесова Н.И. собственного жилья не имеет. Начиная с 1979 года она 23 года прожила в неблагоустроенном жилом доме в <адрес>. В связи с тем, что после смерти супруга по состоянию здоровья Колесова Н.И. нуждалась в постоянном уходе, дочь забрала Колесову Н.И. к себе. Колесова Н.И. имеет у дочери лишь прописку, не является ни собственником, ни квартиросъемщиком. Квартиру дочь истицы получала и приватизировала без ее участия. Колесова Н.И. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., матерью - героиней 2 степени, всю свою жизнь она посвятила труду в родном селе, воспитала пятерых детей. Ее покойный супруг был награжден Орденом Великой Отечественной войны 2 степени. Полагает, что в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» истец имеет право на меру социальной поддержки государства, как член семьи умершего участника ВОВ - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. Подпунктом 4 пункта 1 указанной статьи установлено, что члены семей умерших участников войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются им независимо от их имущественного положения. Подпунктом 2 пункта 3 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» также установлено, что указанная мера предоставляется супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак – независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы. Изменения в Федеральный закон «О ветеранах», внесены 21.12.2009, и ими предусмотрено предоставление благоустроенного жилья вдовам участников ВОВ. Соответственно Колесова Н.И. не могла предвидеть изменения в законе. В соответствии с Законом, положения пункта 2 статьи 21 распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2009 года, финансовое обеспечение расходов, предусмотренных этим пунктом, осуществляется за счет средств федерального бюджета. 2010 год для народа России был юбилейным – 65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в ред. Указа президента РФ от 09.01.2010 № 30, предписано считать необходимым завершить обеспечением жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ. 21 декабря 2009 года принят Закон № 327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», который вступил в силу 4 января 2010 года. Ключевым нововведением стало предоставление некоторым категориям ветеранов, и лицам приравненным к ним, права на получение жилья за счет средств федерального бюджета вне зависимости от срока постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Федеральный закон «О ветеранах» является законом прямого действия. Ранее данное право предоставлялось ветеранам, вставшим на учет до 1 марта 2005 года, а после указанной даты данное право можно было реализовать только в соответствии с нормами жилищного законодательства. Кроме того, 6 мая 2010 года в Федеральный закон РФ «О ветеранах» внесены изменения, согласно которым было исключено положение, о том, что участники ВОВ, вставшие на учет после 1 марта 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством. Заменено данное положение формулировкой «Члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Таким образом, государство, уделяя особое внимание вопросу обеспечения ветеранов жильем, устранило существовавшие в законодательстве преграды для беспрепятственной реализации ветеранами своего права на жилье. Однако, в нарушение норм действующего законодательства, а именно: п.1 ч.1 ст.51, ч.1 ст.54 ЖК РФ Колесовой Н.И. было отказано. В решении Новодарковичской сельской администрации указано, что общая площадь превышает на человека установленную учетную норму. В соответствии с Законом «О ветеранах», п.2, ст. 23.2 Закона, введенной Федеральным законом от 29.12.2004 № 199-ФЗ, Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 № 30) истице должна быть предоставлена льгота по обеспечению жильем, при указанных мерах социальной поддержки, не менее 22 кв.м, на человека. Таким образом, учетная норма, приведенная в решении, не соответствует норме соответствующей закону, по обеспечению истца жильем, как вдовы участника ВОВ. Кроме того, следует отметить, что само основание и вследствие этого расчет, занимаемой истцом площади, приведенный в решении, является неверным и не соответствующим нормам ЖК РФ, которые определяют признание гражданина нуждающимся в жилом помещении, а также тех лиц, которые могут реализовать свое право. Как уже было указано, Колесова Н.И. проживает в квартире дочери и внучки. Тем не менее, представляется неверным определение того, что она обеспечена жильем надлежаще и в частности, что ее жилищная обеспеченность превышает минимальную учетную норму, устанавливаемую Законом. В соответствии со ст.51 п.п. 1.1 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилом помещении, признаются граждане, не только, проживающие на площади менее установленной нормы, но и граждане, не являющиеся членами семьи собственника жилого помещения. Несмотря на то, что истица является матерью, и бабушкой собственников жилья, в квартиру как члена своей семьи дочь ее не вселяла, что подтверждается справкой о составе семьи от 30.05.2011 № 1009. Кроме того, истец не ведет с собственниками совместного хозяйства, все предметы бытовой обстановки являются исключительной собственностью семьи ее дочери. Квартира, в которой она проживает, предназначена для семьи ее дочери, а не для истца. Большую часть своей жизни истец прожила в деревне. Таким образом, от органов местного самоуправления Брянской области, ни покойный супруг истица, ни она сама как ветераны ВОВ жилья в собственность не получали. Полагает, что право Колесовой Н.И. по обеспечению ее жильем, в виде меры социальной поддержки, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, в соответствии Указом Президента РФ « Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» от 07.05.2008 № 714, Федеральным законом «О ветеранах», является нереализованным, а решение Новодарковичской сельской администрации об отказе в постановке истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении -незаконным, так как органы местного самоуправления при разрешении вопроса о постановке на учет в качестве нуждающихся ветеранов и членов их семей, которым такое право гарантировано государством, применяют действующее законодательство по своему формально и в отрыве от норм действующего законодательства, вынуждая тем самым престарелых и больных людей искать защиту своих прав в судебных органах, забывая о вкладе ветеранов в независимость Российского государства. Просила признать отказ Новодарковичской сельской администрации Брянского района Брянской области в постановке Колесова Н.И. на учет как нуждающейся в жилом помещении от 31.05.2011 года – незаконным. Обязать Новодарковичскую сельскую администрацию района принять Колесову Н.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». Неявка в судебное заседание прочих лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, и не просивших об его отложении, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ. Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст.ст. 15, 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», ветераны Великой Отечественной войны (ВОВ), члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, имеют право на ряд мер социальной поддержки. Данный закон гарантировал указанным лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Общий порядок реализации мер социальной поддержки данной категории лиц по обеспечению их жильем был установлен ст. 32.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Впоследствии, в целях скорейшего завершения программы улучшения жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку, был издан Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 (ред. от 09.01.2010) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов». В судебном заседании установлено и подтверждено материалами гражданского дела, что Колесова Н.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус вдовы умершего участника ВОВ, кроме того, награждена медалью за доблестный труд в период ВОВ, является матерью - героиней (л.д. 23,36-37, 39,41,42). Колесова Н.И. зарегистрирована ( с 25.10.2002 года) и проживает в жилом доме принадлежащем на праве общей долевой собственности ее дочери Никишиной Л.А. и внучке Пановой О.С., расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 52,1 кв.м. (л.д.13,24,25-26,30,31,32,33-34). 30.05.2011 года Колесова Н.И. полагая, что она имеет право на получение указных мер социальной защиты, как член семьи (вдова) умершего участника Великой Отечественной войны, нуждающаяся в улучшении жилищных условий, обратилась в адрес главы МУ Новодарковичская сельская администрация с заявлением о постановке ее в очередь по улучшению жилищных условий как вдовы участника ВОВ. В удовлетворении указанного заявления ей было отказано. Отказ оформлен распоряжением за подписью главы МУ Новодарковичская сельская администрация от ДД.ММ.ГГГГ №, доведен до сведения заявителя посредством письма исх. № от ДД.ММ.ГГГГ. Как усматривается из содержания названных распоряжения и письма основанием для отказа в удовлетворении заявления Колесовой Н.И. послужило то, что нормы жилой площади на одного проживающего не нарушены (л.д.21,22,35,46). С данными выводами МУ Новодарковичской сельской администрации суд согласиться не может. Критерии нуждаемости в жилом помещении закреплены в жилищном законодательстве. В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, … признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Суд также принимает во внимание, что согласно данным ГУПТИ «Брянскоблтехинвентаризация», Управления Росреестра по Брянской области истец Колесова Н.И. собственником приватизированных квартир и индивидуальных домовладений не значится. Нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателей жилых помещений по договору социального найма истец также не является (л.д.27,28). Оценив добытые и исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства в совокупности суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199,209 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Колесова Н.И. удовлетворить. Признать отказ Новодарковичской сельской администрации Брянского района Брянской области в постановке Колесова Н.И. на учет как нуждающейся в жилом помещении от 31.05.2011 года - незаконным. Обязать Новодарковичскую сельскую администрацию района поставить Колесова Н.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Брянский районный суд в течение 10 дней. Председательствующий судья Г.П. Саворинко