о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации



Дело № 2- 778

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июля 2011 г. г. Брянск

Брянский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Петрякова А.В.,

при секретаре Гоменок О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Макаров М.М. к Управлению имущественных отношений Брянской области, ГУП «Брянскстрой» о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением, ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ, он проживает в доме, расположенном по адресу: <адрес>. На основании ордера на жилое помещение он является нанимателем данной квартиры. ДД.ММ.ГГГГ между ним и ГУ «Брянский лесхоз» ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор , согласно которому указанное жилое помещение передано ему в порядке приватизации.

2 декабря 2008г. на основании приказа Управления имущественных отношений Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ данная квартира была передана ГУП «Брянскстрой». Ввиду того, что дом, в котором он проживает, находится на балансе ГУП «Брянскстрой», он обратился в данную организацию с заявлением о бесплатной передаче в собственность ему дома, занимаемого им согласно ордеру на жилое помещение, получил отказ. Просит признать за ним право собственности в порядке приватизации на квартиру общей площадью 37.0 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Кондрико А.К. поддержал исковые требования, ссылаясь на те же обстоятельства.

Представители Управления имущественных отношений Брянской области и ГУП «Брянскстрой» в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела были надлежащим образом извещены. Представитель Управления имущественных отношений Брянской области представил письменный отзыв, согласно которого просил суд в иске Макарову М.М. отказать по причине того, что данное жилое помещение истцу выделялось как служебное, в настоящее время является собственностью Российской Федерации, в связи с чем, согласно ст.4 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизации не подлежит. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей Управления имущественных отношений Брянской области и ГУП «Брянскстрой».

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.

Установлено, что Макаров М.М. был вселен в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, на законных основаниях, а именно на основании ордера, выданного на основании приказа по Лесопарковому лесхозу. Состав семьи- 2 человека (л.д.9). Данное жилое помещение было предоставлено истцу как служебное.

В настоящее время в квартире по адресу: <адрес>, зарегистрирован и проживает Макаров М.М. (л.д.22).

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ ГУ «Брянский лесхоз» квартира, расположенная по адресу: <адрес>, находится на балансе ГУ «Брянский лесхоз» (л.д.14). ДД.ММ.ГГГГ между ГУ «Брянский лесхоз» и истцом был заключен договор на передачу квартиры в собственность в порядке приватизации (л.д.13).

На основании приказа Управления имущественных отношений Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ квартира , расположенная по адресу: <адрес>, кордон была передана ГУП «Брянскстрой» и находится на балансе в хозяйственном ведении ГУП «Брянскстрой», включена в реестр государственного имущества Брянской области (л.д.29-37).

Ввиду того, что дом, в котором проживает истец, находится на балансе ГУП «Брянскстрой», он обратился в данную организацию с заявлением о бесплатной передаче в собственность ему дома, получил отказ ГУП «Брянскстрой» в виду того, что дом находится на балансе предприятия, но не является его собственностью. В связи с процедурой банкротства предприятия ГУП «Брянскстрой» по вопросу приватизации права собственности в порядке приватизации было рекомендовано обратиться в суд (л.д.40).

Согласно справке Брянского филиала ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за гражданином Макаровым М.М. приватизированных квартир и индивидуальных домовладений в Брянском районе не значится. В материалах инвентарного дела по адресу: <адрес>, имеется договор на передачу квартиры (дома) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ГУ «Брянский лесхоз» и Макаровым М.М.

Свидетельство о государственной регистрации права в материалах инвентарного дела отсутствует.

Согласно ст.218 ч.3 ГК РФ «в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести прво собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен».

В соответствии с ст. 8 ГК РФ «гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности».

В соответствии с ст. 12 ГК РФ «защита гражданских прав осуществляется в том числе путем признания права». Такое требование может быть предъявлено любым лицом, имеющего доказательства своего права на объект недвижимости к любому лицу, которое, по его мнению, нарушает или может нарушить его право. Применение указанного способа защиты является необходимым, когда неопределенность субъективного права приводит к невозможности его использования или затрудняет такое использование.

В соответствии с Законом РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. При этом передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

Суд принимает во внимание, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу в соответствии с требованиями действующего законодательства, истец ранее не приобретал в собственность жилье в порядке бесплатной приватизации, добросовестно владеет и пользуется указанной квартирой, оплачивают коммунальные услуги, иные необходимые платежи. Однако, как установлено в судебном заседании, истец, имея на то законные основания, не смог, по независящим от него обстоятельствам, вовремя реализовать свое право на приватизацию занимаемого им жилого помещения и получить свидетельство о государственной регистрации права на приватизируемую квартиру.

Довод представителя Управления имущественных отношений Брянской области о том, что данное жилое помещение истцу выделялось как служебное, в связи с чем, согласно ст.4 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизации не подлежит, не основан на законе.

В соответствии с п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 ( в редакции от 02.07.2009) "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона, поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Это положение не должно применяться, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие ст. 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

В соответствии с п.8 вышеуказанного Постановления Пленума ВС РФ, исходя из смысла преамбулы и статей 1,2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не, может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного статьями 7,8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).

Суд приходит к выводу, что предоставленное истцу жилое помещение являлось именно ведомственным и было предоставлено ему на условиях социального найма. В данном жилом помещении истец зарегистрирован с 1.06.1994г. по настоящее время. Заключенный договор между ГУ «Брянский лесхоз» и истцом на передачу квартиры в собственность в порядке приватизации не был своевременно зарегистрирован в органах государственной регистрации права. Однако, данное обстоятельство и замена собственника спорного имущества не может лишить права истца на получение в собственность занимаемого им жилого помещения.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности добытые и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации.

На основании изложенного, руководствуясь, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Макарова М.М. удовлетворить.

Признать за Макаров М.М. право собственности в порядке приватизации на квартиру расположенную по адресу: <адрес>.

Решение является основанием для государственной регистрации права.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 дней с момента получения копии мотивированного решения.

Председательствующий судья А.В.Петряков