о принятии на учет на получение жилья с момента первоначального обращения, о признании не соответствующим требованиям законодательства распоряжения об отказе в постановке на жилищный учет



Дело № 2 – 976/2011 год

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 октября 2011 года г. Брянск

Брянский райсуд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Лабеко Г.В.

с участием прокурора Фининой Л.Ф.

при секретаре Бугакиной С.Н..

рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Брянске гражданское дело по иску прокурора Брянского района в интересах участника Великой Отечественной войны Горло П.Ф. к МУ Снежская сельская администрация Брянского района о принятии на учет на получение жилья с момента первоначального обращения, о признании не соответствующим требованиям законодательства распоряжения об отказе в постановке на жилищный учет,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Брянского района Брянской области в интересах участника Великой Отечественной войны Горло П.Ф. обратился в суд с исковым заявлением к МУ Снежская сельская администрация Брянского района Брянской области, где просил обязать МУ Снежская сельская администрация принять на учет на получение жилья участника ВОВ Горло П.Ф. с даты его первоначального обращения.

ДД.ММ.ГГГГ исковые требования были уточнены, прокурор Брянского района просит распоряжение МУ Снежская сельская администрация от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ (Горло П.Ф.)» признать не соответствующим требованиям законодательства и нарушающим права и законные интересы Горло П.Ф..

В судебном заседании свои требования прокурор обосновал тем, что согласно ст.15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ (в ред. От 09.12.2010) «О ветеранах» участники ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, должны быть обеспечены жильем за счет средств федерального бюджета. В доказательство представлены: заявление о нарушении жилищных прав участника ВОВ, в котором Горло П.Ф. просит прокурора Брянского района Брянской области проверить законность снятия с очереди на улучшение жилищных условий и обязать МУ Снежская сельская администрация восстановить его в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; справка МУ Снежская сельская администрация от ДД.ММ.ГГГГ о том, что Горло П.Ф. был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ; сообщение МУ Снежская сельская администрация от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Горло П.Ф. в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; удостоверение участника Великой Отечественной войны; расписка в получении заявления о принятии на учет граждан в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и прилагаемых к нему документов, копия паспорта Горло П.Ф.; справка МУ Снежская сельская администрация, выданная Горло П.Ф. о составе семьи, копия паспорта Кондратенко Т.П.; выписка из Единого Государственного реестра прав на недвижимое имущество, согласно которой Горло П.Ф. отказался от права собственности на жилой дом с хозяйственными постройками, расположенный по адресу: <адрес>; свидетельство о праве собственности на жилой дом на имя Кондратенко Ф.А.; справка, в которой указано, что Горло П.Ф. является инвалидом второй группы; справка о том, что Горло П.Ф. обратился в <адрес> с заявлением об отказе от права собственности на жилой дом с похозяйственными постройками; справка, в которой указано, что у Горло П.Ф. квартир и индивидуальных домовладений в г. Брянске и Брянской области не значится; копия паспорта Кондратенко Ф.А.; свидетельство о заключении брака между Кондратенко Ф.А. и Горло Т.П.; чернобыльское удостоверение на имя Горло П.Ф., свидетельство о рождении Горло Т.П.; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, согласно которой Кондратенко Ф.А. принадлежит гараж, два земельных участка, жилой дом и 1\4 доля в трехкомнатной квартире. Прокурор считает, что по вине ответчика МУ Снежская сельская администрация права участника ВОв Горло П.Ф. нарушены, поскольку он не имеет собственного жилья, семьи, нуждается в улучшении жилищных условий.

Горло П.Ф. в суд не явился, о слушании дела был надлежаще уведомлен. Его представитель по доверенности Кондратенко Ф.А. просит иск прокурора удовлетворить, принять во внимание доводы прокурора. Дополнительно к представленным доказательствам представил суду договоры найма от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, в котором Кондратенко Ф.А. предоставляет Горло П.Ф. жилую комнату площадью 28,3 кв. метра для проживания в ней, акт обследования жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, выписку амбулатории о том, что Горло П.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был принят на амбулаторное обслуживание в Путевскую врачебную амбулаторию МУЗ Брянская ЦРБ.

Представитель ответчика МУ Снежская сельской администрации пояснила суду обстоятельства принятия заявления Горло П.Ф. о постановке на жилищный учет, выполнения указаний прокурора по представлению и отказа Горлов П.Ф. в постановке на жилищный учет. Просит суд в иске прокурору отказать, так как Горло П.Ф. как член семьи дочери Кондратенко Т.П. не является нуждающимся в улучшении жилищных условий. При этом пояснила, что решения о постановке на жилищный учет администрация в ДД.ММ.ГГГГ не принимала, акт обследования жилищных условий сомнителен, так как не отвечает требованиям к его составлению. Жилищное /учетное/ дело на имя Горло П.Ф. в сельской администрации отсутствует.

В суд не явились истец и представитель Департамента строительства и архитектуры Брянской области, о слушании дела уведомлены. С согласия участников процесса, в порядке ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотрение дела без участия истца и представителя Департамента строительства и архитектуры Брянской области.

Выслушав доводы участников процесса, свидетельские пояснения, изучив материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в иске.

На возникшие правоотношения распространяют свое действие Указ Президента РФ от 7мая2008года N714, ч. 4 ст. 21 «Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны» Федерального Закона N5-ФЗ от 12января1995г. «О ветеранах», ст. ст.10, 31,51,54 ЖК РФ, Закон Брянской области № 37-з «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях..».

Жилищные права и обязанности возникают по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 10 ЖК РФ. Указом Президента РФ от 7мая2008года N714, по ч. 4 ст. 21 «Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны» Федерального Закона N5-ФЗ от 12января1995г. «О ветеранах» предусмотрено право обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны по основаниям для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий по ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации «Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Ст. 51 ЖК РФ «Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

1. К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.2. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность. Ст. 31 ЖК РФ «Права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении».

Норма жилой площади при постановке на жилищный учет в Брянском районе равна 12 кв.м. /решение районного Совета народных депутатов от 28.12.2005 года № 3-10-9/.

Суд установил обстоятельства.

Горло П.Ф. ДД.ММ.ГГГГ рождения является <данные изъяты>

Истец зарегистрирован по адресам: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ - <адрес>.

Собственниками по ст.ст. 33, 35, 39 СК РФ указанного дома общей площадью 162,5 кв.м. являются супруги Кондратенко Ф.А. и Кондратенко Т.П. /дочь истца/, вступившие в зарегистрированный брак ДД.ММ.ГГГГ. Регистрация имущества в ДД.ММ.ГГГГ на имя супруга Кондратенко Ф.А. в силу указанных норм семейного законодательства не имеют юридических последствий для разрешения спора.

Кроме того, семье Конратенко принадлежит трехкомнатная квартира по адресу <адрес> общей площадью 63,1 кв.м. на праве собственности по ? доли /всего собственников четыре – дочь, зять, внуки и прав внучка истца/.

Суд установил, что Горло П.Ф. фактически, постоянно и совместно проживает с собственниками двух жилых помещений общей площадью 225,6 кв.м., является членом семьи дочери, пользуется жилым помещением по месту проживания в <адрес> наравне с его собственниками. В соответствии со ст.31 и 51 ЖК РФ в улучшении жилищных условий Горлов П.Ф. не нуждается, поскольку используемая им площадь по норме превышает 12 кв.м.. /Расчет: у дочери право на половину площади в жилом доме 81,25 кв.м. плюс доля в квартире 15.75 кв.м. = 97 кв.м. : 2 чел. /отец и дочь/ = 48,5 кв.м., более 12 м.; другой вариант расчета 225,6 кв.м.:5 чел. / истец и 4 собственника жилых помещений/ = 45,12 кв.м. на одного, что составляет более 12 метров/.

О характере ведения общего бюджета, сложившихся семейных отношениях дочери, членов ее семьи и истца свидетельствуют следующие доказательства. Установлен факт, что после выезда из «чернобыльской» зоны истец поселились в жилом доме <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ зять Кондратенко Ф.А. обратился к главе МУ Снежская сельская администрация с заявлением о разрешении на регистрацию его тестя Горло П.Ф. в качестве члена семьи в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. На основании этого заявления Горло П.Ф. был зарегистрирован по вышеуказанному адресу. Факт проживания истца в доме, ухода за ним подтвердил сосед по дому, свидетель ФИО9. Из пояснений представителя истца следует, что ДД.ММ.ГГГГ члены семьи вызывали истцу врача-хирурга на дом для осмотра и лечения, поскольку в течение последних двух месяцев истец самостоятельно не передвигается. В семье Кондратенко обсуждался вопрос о том, будет ли с Горло П.Ф. проживать его внук, зарегистрированный в <адрес>. Пояснения оценены судом как проявление заботы, внимания о члене семьи, об его комфортном проживании.

Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда допускается в случаях, когда: а) не представлены все необходимые для постановки на учет документы, предусмотренные частью 1 статьи 3 настоящего Закона; б) представлены документы, на основании которых гражданин не может быть признан нуждающимся в жилом помещении; в) не истек срок, предусмотренный статьей 5 настоящего Закона. Решение об отказе в принятии на учет не позднее чем через три рабочих дня со дня его принятия выдается или направляется гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, или органу опеки и попечительства (при рассмотрении заявления в отношении детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей) и может быть обжаловано ими в соответствии с законодательством. (в ред. Закона Брянской области от 03.07.2010 N 50-З). Статья 6 Закона Брянской области №37-З «Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда»

ДД.ММ.ГГГГ МУ Снежская сельская администрация было вынесено распоряжение об отказе Горлов П.Ф. в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В распоряжении указано, что в соответствии с п/п 2 п.1 ст.54 ЖК РФ, ст.4 Закона Брянской области от 09.06.2006 года №37-З (в ред. Закона от 13.08.2007 года №124-З) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области», протоколом заседания жилищной комиссии Снежской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении заявлений о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по Снежскому сельскому поселению», учитывая представление прокуратуры Брянского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений законодательства, регламентирующего обеспечение жилищных прав ветеранов Великой Отечественной войны», Горло П.Ф. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. ДД.ММ.ГГГГ МУ Снежская сельская администрация сообщила Горло П.Ф., что принято решение об отказе в принятии на учет. Суд оценил обстоятельства в совокупности и признал действия ответчика МУ Снежская сельская администрация Брянского района законными и обоснованными.

Доводы представителя истца и прокурора направлены на иную оценку обстоятельств, представленных сторонами доказательств. Между тем право оценки доказательств в соответствии с требования закона принадлежат суду по ст. 59 ГПК РФ.

Горло П.Ф. впервые обратился в МУ Снежская сельская администрация в ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставил документы: копию паспорта, копию удостоверения участника ВОВ, выписку из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ, справку ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ, договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, копию удостоверения гражданина, добровольно выехавшего из зоны проживания с правом на отселение , копию справки Колюдовской сельской администрации , письмо Управления по проблемам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС от ДД.ММ.ГГГГ, справку о составе семьи, справка о зарегистрированных лицах, акт обследования жилищных условий, копию свидетельства о государственной регистрации .

Решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет оформляется в форме правового акта органа местного самоуправления. Ч. 2 ст. 4, Закон Брянской области от 09.06.2006 N 37-З (ред. от 04.02.2011) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области" (принят Брянской областной Думой 25.05.2006) (Зарегистрировано в ГУ Минюста РФ по Центральному федеральному округу 14.06.2006 N ru32000200600095)).

Обстоятельства, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждены никаким другими доказательствами. Ст. 60 ГПК РФ.

Установлено судом, что решение в форме правового акта /распоряжения по Уставу/ органом местного самоуправления по заявлению Горлов П.Ф. в ДД.ММ.ГГГГ не выносилось. Представленные сторонами протокол от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии, уведомление Горлов П.Ф. по справке от ДД.ММ.ГГГГ суд считает недопустимым доказательством. Следовательно, ответчик вправе был вынести в ДД.ММ.ГГГГ распоряжение об отказе в постановке на жилищный учет.

Расписка в получении документов от Горло П.Ф. за ДД.ММ.ГГГГ имеет подчистки, отсутствует дата получения документов и роспись должностного лица. По расписке принят и акт от ДД.ММ.ГГГГ, который фактически составлен на предмет обследования жилья Бельдей. Указание в акте на две комнаты занимаемой жилой площади общей площадью 28,3 кв.м. не соответствуют свидетельству о правах собственности на объект права с другим количеством комнат, пояснениям представителя истца о факте занятия только одной комнаты. Акт не подписан членами комиссии, не заверен начальником жилищно-эксплуатационной организации. Суд считает данные доказательства не допустимыми по ст. 60 ГПК РФ, противоречащими требованиям ст. 4 Закона Брянской области.

На день вынесения решения суда представителем истца представлены суду договоры найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ между Кондратенко Ф.А. и Горло П.Ф. на предмет безвозмездного предоставления истцу одной /но не двух, как в акте за ДД.ММ.ГГГГ/ комнаты во владение и пользование для проживания в ней. Данные договоры не являются договором социального найма по ст.ст.2 и 3 Закона Брянской области. Договоры и справки сельской администрации о составе семьи Горлов П.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ противоречат акту проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ, выписке из похозяйственной книге, где Горло П.Ф. указан не как наниматель жилого помещения, а член семьи Кондратенко Ф.А. - тесть.

В подтверждение вывода суда суд оценивает и другое доказательство, представленное прокурором.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором Брянского района было вынесено представление об устранении нарушений законодательства, регламентирующего обеспечение жилищных прав граждан – ветеранов ВОВ, в котором указано, что проверкой учетного дела гражданина Горло П.Ф. установлено, что заявитель проживает в д. по <адрес> на основании договора найма с гражданином Кондратенко Ф.А.. Согласно отметки в акте проверки жилищных условий заявителя, дом находится в собственности зятя. Вопрос о том, на каком праве Горло П.Ф. изначально был зарегистрирован в указанном доме, не являлся ли он членом семьи, жилищной комиссией не исследован. Справка государственных органов о принадлежности указанного дома в учетном деле отсутствует. В представленных документах имеются противоречия о наличии жилья на праве собственности у Горло П.Ф.. Согласно выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ за ним значится на праве собственности жилой дом, расположенный в <адрес>. Согласно справки, выданной главой Колюдовской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ, указанный дом Горло П.Ф. передан Колюдовской сельской администрации. При указанных обстоятельствах, указывал прокурор, постановка Горло П.Ф. на учет произведена также с нарушением ст.6 Закона Брянской области №37-З. Представление не отозвано, ответчиком выполнено.

Учетное дело в сельской администрации отсутствует. Установить причину данного обстоятельства не представляет возможным, поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действия сельской администрации не оспаривались; прокурор и представитель истца не обращались в суд с иском.

Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. (ст. 53, "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 18.07.2011)). Довод ответчика о намеренном ухудшении Горло П.Ф. жилищных условий путем сдачи дома в «чернобыльской» зоне противоречит ст. 2, Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 11.07.2011) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", так как отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.

Таким образом, суд не признает Горло П.Ф. нуждающимся в улучшении жилищных условий, потому обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета по ст. 14 Закона РФ «О ветеранах» № 5-ФЗ от 19.01.1995 года он не подлежит. Наличие справки бюро технической инвентаризации, уведомления Управления Росреестра по Брянской области об отсутствии у Горло П.Ф. собственного жилья, а также статуса участника Великой Отечественной войны не достаточно. ДД.ММ.ГГГГ МУ Снежская сельская администрация было вынесено распоряжение об отказе Горлов П.Ф. в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Оснований для отмены распоряжения не имеется. Суд отказывает прокурору, Горлов П.Ф. в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска прокурору Брянского района отказать.

На решение суда в течение 10ти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме может быть подана кассационная жалоба в Брянский областной суд через Брянский районный суд.

Председательствующий

Судья

Брянского райсуда Г.В. Лабеко