о признании нормативного правового акта недействующим в части



Дело № 2 – 1087 /2011 год/

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 октября 2011 года

Брянский райсуд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Лабеко Г.В.

с участием прокурора Дружининой А.М.

при секретаре Бугакиной С.Н..

рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Брянске гражданское дело по заявлению прокурора Брянского района Брянской области к Брянскому районному Совету народных депутатов о признании нормативно-правового акта недействующим в части,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Брянского района Брянской области обратился в суд настоящим заявлением, ссылаясь на то, что проведенной проверкой законности Регламента Брянского районного Совета народных депутатов, утвержденного решением Брянского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ ) выявлены нарушения норм действующего законодательства. Просит признать противоречащим федеральному законодательству и Уставу Брянского муниципального района п. 9.3 ст. 9 Регламента Брянского районного Совета народных депутатов, утвержденного решением Брянского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании помощник прокурора Брянского района Дружинина А.М. поддержала заявленные требования, ссылаясь на те же обстоятельства, указала, что ДД.ММ.ГГГГ Председателю Брянского районного Совета народных депутатов был направлен протест прокуратуры Брянского района с требованием о рассмотрении данного протеста и об отмене решение Брянского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. Требования ответчиком не выполнены, чем вызвано обращение в суд с иском. В обоснование заявления представила Регламент Брянского районного Совета народных депутатов; решение Брянского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ; выписки из Устава Брянского районного Совета народных депутатов.

Представитель Брянского районного Совета народных депутатов в судебном заседании не возражала против заявленных требований, пояснила, что решением Комитета по законности Брянского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ рекомендовано депутатам Брянского районного Совета народных депутатов удовлетворить протест прокурора Брянского района от ДД.ММ.ГГГГ на решение Брянского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в решение Брянского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии Регламента Брянского районного Совета народных депутатов» и рассмотреть вопрос об отмене вышеназванного решения на ближайшем заседании Брянского районного Совета народных депутатов. На сессии Совета ДД.ММ.ГГГГ данный вопрос будет рассмотрен.

Выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления по следующим основаниям.

Решением Брянского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ в п. 9.3 ст. 9 Регламента Брянского районного Совета народных депутатов внесены изменения, в соответствии с которыми в случаях, требующих экстренного решения, решение Брянского районного Совета, за исключением решений Брянского районного Совета, устанавливающих правила обязательные для исполнения на территории Брянского муниципального района, может быть принято путем опроса депутатов. Опрос проводится работниками аппарата Брянского районного Совета на основании решения Совета, если за его принятие высказалось необходимое для принятия решения число депутатов районного Совета. Решение вступает в силу с момента подписания. К решению в обязательном порядке прилагается опросный лист и копия решения Малого Совета о проведении опроса. Вступившее в силу решение и материалы, обосновывающие его принятие, предоставляются депутатам. Суд установил, что данная норма Регламента противоречит требованиям федерального законодательства и Уставу Брянского муниципального района в части установления возможности принятия решения путем опроса депутатов, и проведении такого опроса по решению Малого Совета.

Вывод суда основан на следующем.

Ст. 44 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"/далее по тексту Закона/ устанавливает виды, порядок принятия /издания/, официального опубликования /обнародования/ и вступления в силу муниципальных правовых актов в соответствии с Уставом муниципального образования.

Пункт 3 ст. 23 Устава Брянского муниципального района предусмотрено, что районный Совет решает вопросы, отнесенные к его компетенции, на заседаниях, которые являются высшей организационной формой деятельности районного Совета. На заседаниях рассматриваются любые вопросы, отнесенные к компетенции районного Совета. Решением Комитета по законности Брянского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ рекомендовано депутатам Брянского районного Совета народных депутатов удовлетворить протест прокурату Брянского района от ДД.ММ.ГГГГ на решение Брянского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в решение Брянского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии Регламента Брянского районного Совета народных депутатов» и рассмотреть вопрос об отмене вышеназванного решения на ближайшем заседании Брянского районного Совета народных депутатов. В связи с чем, на сессии ДД.ММ.ГГГГ данный вопрос будет рассмотрен.

Таким образом, возможность принятия решения путем опроса депутатов, в том числе в экстренных случаях, не предусмотрено Законом и Уставом.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Ч. 2 ст. 253 ГПК РФ.

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Ст.1 Закона.

Граждане Российской Федерации (далее также - граждане) осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления. Ст. 3 Закона.

Оспариваемый прокурором в части регламент влечет ущемление интересов муниципального образования на осуществление деятельности органов местного самоуправления; нарушает права населения муниципального образования на открытость, гласность в деятельности представительного органа местного самоуправления. Следовательно, следует признать противоречащим федеральному законодательству и Уставу Брянского муниципального района п. 9.3. ст. 9 Регламента Брянского районного Совета народных депутатов, утвержденного решением Брянского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ /в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ/.

Решение суда или сообщение о решении суда после вступления его в законную силу публикуется по правилам с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ. Суд установил, что Решение, регламент опубликованы не были.

Иск обоснован, подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.45, 194-199, 253 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать противоречащим федеральному законодательству и Уставу Брянского муниципального района п. 9.3. ст. 9 Регламента Брянского районного Совета народных депутатов, утвержденного решением Брянского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ /в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда или сообщение о решении суда после вступления его в законную силу публикуется по правилам с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ.

На решение суда в течение 10ти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме может быть подана кассационная жалоба в Брянский областной суд через Брянский районный суд.

Председательствующий

Судья

Брянского райсуда Г.В. Лабеко