Дело № 1-1161 /2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 декабря 2011 года г. Брянск Брянский районный суд Брянской области в составе: председательствующего судьи Cехина М.В.., при секретаре Бурак Л.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянского природоохранного прокурора Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Домашовской сельской администрации об обязании разработки и утверждению проекта организации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, У С Т А Н О В И Л: Брянский природоохранный прокурор Брянской области обратился в суд с настоящим иском ссылаясь на то, что проверкой, проведенной Брянской природоохранной прокуратурой, было установлено, что в собственности Домашовской сельской администрации находится 2 артезианских скважины для питьевого водоснабжения населения д. Домашово Домашовского сельского поселения Брянского района Брянской обл.. В ходе проверки были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации Домашовской сельской администрации Брянского района 2 артезианских скважин, используемых для питьевого водоснабжения населения Домашовского сельского поселения Брянского района Брянской области. В частности проверка показала, что ответчиком требования, установленные нормами действующего законодательства и санитарными правилами, в полном объеме не исполняются. В нарушение требований пунктов 1.3-1.6; 1.11; 1.13; 1.15; 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 проекты организации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения ответчиком не разработаны. Полагает, что со стороны Домашовская сельская администрация усматривается ненадлежащее исполнение требований водного и санитарно-эпидемиологического законодательства при организации питьевого водоснабжения населения Домашовского сельского поселения Брянского района Брянской области. В соответствии со ст.2 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Однако надлежащих мер по разработке проектов организации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения ответчиком не принимается. В адрес ответчика природоохранным прокурором Брянской области 22.07.2011г. было внесено представление об устранении выявленных нарушений. Однако нарушения ответчиком не устранены, представление до настоящего времени не рассмотрено. Просит суд обязать Домашовскую сельскую администрацию разработать и утвердить проекты зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения - 2-х артезианских скважин и водопроводов питьевого назначения расположенных в н.п. Домашово, Домашовского сельского поселения Брянского района и организовать их в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. В судебном заседании помощник Брянского природоохранного прокурора Брянской области Холомеев А.И. поддержал исковые требования, ссылаясь на те же обстоятельства. Просил иск удовлетворить, предоставить отсрочку исполнения решения до конца ДД.ММ.ГГГГ. В судебное заседание представитель ответчика Глава Домашовского сельского поселения Сидорцова М.Е.. иск не признала, пояснив, что 2 артезианские скважины находятся на былансе Домашовского сельского поселения, однако у них нет финансирования на изготовление и утверждение проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения. Выслушав стороны, лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что в собственности Домашовская сельская администрация находится 2 артезианских скважины расположенных в н.п. Домашово за счет которых население Домашовского сельского поселения обеспечивается питьевой водой. В соответствии со ст.ст. 4, 24 и 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность ит.д. Согласно ст. 18 ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. В соответствии со ст.2 указанного федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» ( утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 г.), обязательный для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3), определяет, что в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, организуются зоны санитарной охраны (п. 1.4). Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Пунктами 1.11, 1.13., 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.15, 1,17, 3.2.1.1., З.2.1.4., 3.2.2.4., 3.2.1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02", определено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для всех (граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц). Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а)определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в)правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. Санитарные мероприятия должны выполняться: а) в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; б) в пределах второго и третьего поясов ЗСО-владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения. Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке. Территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. Не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений. Водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов. Все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО. В соответствии со ст.2 ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Статья 11 указанного закона предписывает юридическим лицам обязательного выполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в соответствии с осуществляемой ими деятельностью. Установлено, что со стороны Домашовская сельская администрация перечисленные выше нормы исполняются лишь частично из-за отсутствия в бюджете достаточных денежных средств. В результате в нарушение требований пунктов 1.4-1.6; 3.2.1.1, 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 ответчиком не разработаны проекты организации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, территории первого пояса ЗСО всех артезианских скважин не спланированы для отвода поверхностного стока за их пределы, и не обеспечены охраной. Сложившееся положение дел способствует загрязнению источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, создает угрозу для здоровья жителей Домашовского сельского поселения Брянского района и граждан, временно пребывающих на территории сельского поселения, нарушает их права и законные интересы на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации. В соотвествии со ст.2 ФЗ от 06.10.2003 N131-ФЗ местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Таким образом, Домашовская сельская администрация является органом местного самоуправления, на который Законом возложена обязанность по принятию мер по разработке проектов зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения - артезианских скважин, расположенных в <адрес>, Домашовского сельского поселения Брянского района, организации их в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о понуждении к совершению действий в интересах неопределенного круга лиц. Данное исковое заявление подано в защиту неимущественных прав граждан постоянно или временно пребывающих на территории Домашовского сельского поселения, количество которых установить невозможно. При таких обстоятельствах, оценив в совокупности добытые и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования Брянского природоохранного прокурора Брянской области обоснованы и подлежат удовлетворению. В ходе судебного разбирательства установлено, что в настоящее время Домашовская сельская администрация не имеет достаточных финансовых средств и возможностей для немедленного устранения выявленных прокурором нарушений. Суд полагает, что в связи с отсутствием в местном бюджете средств, а также возможности немедленного устранения выявленных нарушений, необходимо исполнение настоящего решения отсрочить до ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 209 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Брянского природоохранного прокурора Брянской области удовлетворить. Обязать Домашовскую сельскую администрацию Брянского района разработать и утвердить проекты зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения - 2-х артезианских скважин, расположенных в <адрес>, Домашовского сельского поселения Брянского района Брянской области и организовать их в соответствии с санитарно -эпидемиологическими требованиями. Исполнение настоящего судебного решения отсрочить до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Брянский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Брянский районный суд. Председательствующий судья Сехин М.В.