о признании незаконным решения об исключении из списка граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий



Дело № 2-1082

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 ноября 2011 г. г. Брянск

Брянский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Петрякова А.В.,

при секретаре Гоменок О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Долгого В.М. к администрации Брянского района о признании незаконным решения об исключении из списка граждан - участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, ставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

Долгий В.М. обратился в суд с настоящим исковым заявлением, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ он в администрации Брянского района стал на учет по улучшению жилищных условий как ликвидатор последствий катастрофы на ЧАЭС. В то время он проживал в <адрес>. Когда с ним расторгли договор найма жилого помещения, он был вынужден переехать на новое место жительство. Чтобы его не сняли с очереди, Долгий В.М. нанял жилье в <адрес>, где сейчас и проживает.

В ДД.ММ.ГГГГ согласно постановлению Правительства РФ №153 от 21.03.2006г. стали выдавать жилищные сертификаты на приобретение жилья. ДД.ММ.ГГГГ ему пришло письмо из администрации Брянского района о том, что он будет включен в список на получение жилищного сертификата в ДД.ММ.ГГГГ Затем письмом от ДД.ММ.ГГГГ ему сообщили о том, что в связи со снятием его с регистрационного учета в Глинищевском поселении о решением от ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссии его исключили из списков граждан – участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, ставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ

С данным решением не согласился по следующим основаниям.

Все необходимые документы для постановки его на очередь на получение жилищного сертификата были им представлены в администрацию Брянского района в полном объеме, в связи с чем он и был поставлен на учет по улучшению жилищных условий как участник ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, тем самым ответчик признал его право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст.ст.15,22 Закона РФ от 15 мая 1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Просит суд признать незаконным решение администрации Брянского района об исключении его из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, обязать администрацию Брянского района включить его в список граждан- получателей государственных жилищных сертификатов в ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением Правительства РФ №153 от 21.03.2006г.

В судебном заседании Долгий В.М., его представитель Зезюля А.М. поддержали исковые требования, ссылаясь на те же обстоятельства.

Представитель ответчика администрации Брянского района Атрошенко Е.А. в судебном заседании с иском не согласилась. Пояснила суду, что ранее районная администрация занималась постановкой граждан на жилищный учет. С введением нового законодательства жилищные дела были переданы в сельские администрации по месту жительства граждан. Брянская районная администрация ставила истца на жилищный учет. Тот тогда проживал в <адрес> по договору найма. Жилищное дело Долгого В.М. было передано в Глинищевскую сельскую администрацию. С того времени, как гражданин снимается с регистрационного учета, то он лишается права на улучшение жилищных условий. Из Глинищевской сельской администрации к ним пришли документы о том, что истец снялся с регистрационного учета и они были вынуждены снять истца с жилищного учета. Истцу необходимо было обратиться в сельскую администрацию по новому месту жительства с заявлением о постановке на жилищный учет и чтобы они связались в Глинищевской администрацией, запросили его жилищное дело. В настоящее время они не могут Долгого В.М. включить в списки, так как этим занимается сельская администрация. В ДД.ММ.ГГГГ у них не было сведений о снятии истца с регистрационного учета.

Представитель Глинищевской сельской администрации, представитель Снежской сельской администрации в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела были надлежащим образом извещены. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает, что рассмотрение данного дела возможно в их отсутствии.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.

Как следует из удостоверения серии от ДД.ММ.ГГГГ, Долгий В.М. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27).

Установлено, что Долгий В.М. ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию Брянского района с заявление о постановке его на очередь на улучшение жилищных условий как ликвидатора последствий аварии на ЧАЭС (л.д.9).

Согласно справке Брянского филиала ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ за Долгим В.М. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ приватизированных квартир и индивидуальных домовладений в Брянском районе не значится (л.д.29).

Согласно ответу Управления Росреестра по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Долгого В.М. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества (л.д.30).

На тот момент Долгий В.М. был зарегистрирован по адресу: <адрес>. По данному адресу истец был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии администрации Брянского района по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и выделению безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилья Долгий В.М. поставлен на учет по улучшению жилищных условий как участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС (л.д.10-11).

ДД.ММ.ГГГГ глава администрация Брянского района письмом , направленного в адрес главе Глинищевского поселения, направлены копии документов участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Долгого В.М. с просьбой поставить его на учет по улучшению жилищных условий по дате заявления с ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на то, что в соответствии со ст.52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства (л.д.15).

Однако, как установлено в судебном заседании, истец о передаче своих документов из районной администрации в сельскую администрацию уведомлен не был.

Распоряжением МУ Глинищевская сельская администрация от ДД.ММ.ГГГГ Долгий В.М. был внесен в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий как участник ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС (л.д.16).

Согласно справке МУ Снежская сельская администрация от ДД.ММ.ГГГГ Долгий В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ со своей семьей по настоящее время по адресу: <адрес> (л.д.22), что подтверждается договором найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Курочко Р.В., Курочко М.В. с одной стороны и истцом Долгим В.М. и членами его семьи с другой стороны (л.д.23-24).

После перерегистрации истца по новому адресу, тот подал заявление от ДД.ММ.ГГГГ на имя Главы администрации Брянского района Кошарного С.Н. с просьбой об улучшении жилищных условий путем получения жилищного сертификата в ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ письмом администрации Брянского района Долгий В.М. был уведомлен о том, что он будет включен в список на получение жилищного сертификата в ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20).

Однако, на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии администрации Брянского района по учету граждан – участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, ставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, в связи со снятием Долгого В.М. с регистрационного учета и выезда его на место жительства за пределы Глинищевского поселения, на основании п.3 ст. 56 ЖК РФ истец был исключен из списка граждан-участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21).

Согласно объяснений представителя администрации Брянского района вышеуказанное решение было принято на основании протокола заседания жилищно-бытовой комиссии Глинищевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Долгого В.М. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Однако, суд признает действия жилищной комиссии администрации Брянского района и жилищно-бытовой комиссии Глинищевского сельского поселения не соответствующими закону.

На момент возникновения спорных правоотношений действовали Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ №153 от 21.03.2006г.

Согласно п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. « право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации: пп. «е» - граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска; (пп. "е" в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 257).

Обеспечение жилой площадью граждан-участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС предусмотрено ст. 15 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. №153 «О некоторых вопросах реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

В соответствии с п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно п.19 Правил «для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению.

Таким образом, согласно законодательству включение граждан в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий и выделению безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилья относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Однако, в нарушение закона данные функции исполняло муниципальное образование Брянский район.

Как видно из имеющихся в деле документов, истец Долгий В.М. не уведомлялся о принятых решениях, как жилищно-бытовой комиссии Глинищевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ о снятии его с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и решения от ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссии администрации Брянского района по учету граждан – участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС об исключении его из списка граждан-участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Кроме того, истец не уведомлялся о проведении заседаний данных комиссий, что лишило его возможности участвовать в рассмотрении касающегося его дела, отстаивать свои интересы и законное право на получение безвозмездной субсидии на строительство и приобретение жилья как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с действующим законодательством.

Администрация Брянского района, пересылая учетное дело на Долгого В.М. в Глинищевскую сельскую администрацию, не уведомила истца о делегировании полномочий по решению вопроса о включении граждан, в частности истца, в списки на получение безвозмездной субсидии на строительство и приобретение жилья как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

После подачи заявление от ДД.ММ.ГГГГ на имя Главы администрации Брянского района Кошарного С.Н. с просьбой об улучшении жилищных условий путем получения жилищного сертификата в ДД.ММ.ГГГГ и получения ДД.ММ.ГГГГ письма из администрации Брянского района о том, что он будет включен в список на получение жилищного сертификата в ДД.ММ.ГГГГ, Долгий В.М. больше никаких извещений о рассмотрении его вопроса не получал. Вся переписка истца велась только с районной администрацией. Ему не было разъяснено то обстоятельство, что полномочия по решению вопроса о включении его в списки были переданы в орган местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Долгого В.М. удовлетворить.

Признать Долгого В.М. нуждающимся в улучшении жилищных условий как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Обязать администрацию Брянского района включить Долгого В.М. в списки граждан-участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, на получение жилищного сертификата на ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 дней с момента оглашения.

Председательствующий судья А.В.Петряков