Дело № 2-1082 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 ноября 2011 г. г. Брянск Брянский районный суд Брянской области в составе: председательствующего судьи Петрякова А.В., при секретаре Гоменок О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Долгого В.М. к администрации Брянского района о признании незаконным решения об исключении из списка граждан - участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, ставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, У С Т А Н О В И Л: Долгий В.М. обратился в суд с настоящим исковым заявлением, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ он в администрации Брянского района стал на учет по улучшению жилищных условий как ликвидатор последствий катастрофы на ЧАЭС. В то время он проживал в <адрес>. Когда с ним расторгли договор найма жилого помещения, он был вынужден переехать на новое место жительство. Чтобы его не сняли с очереди, Долгий В.М. нанял жилье в <адрес>, где сейчас и проживает. В ДД.ММ.ГГГГ согласно постановлению Правительства РФ №153 от 21.03.2006г. стали выдавать жилищные сертификаты на приобретение жилья. ДД.ММ.ГГГГ ему пришло письмо из администрации Брянского района о том, что он будет включен в список на получение жилищного сертификата в ДД.ММ.ГГГГ Затем письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ему сообщили о том, что в связи со снятием его с регистрационного учета в Глинищевском поселении о решением № от ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссии его исключили из списков граждан – участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, ставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ С данным решением не согласился по следующим основаниям. Все необходимые документы для постановки его на очередь на получение жилищного сертификата были им представлены в администрацию Брянского района в полном объеме, в связи с чем он и был поставлен на учет по улучшению жилищных условий как участник ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, тем самым ответчик признал его право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст.ст.15,22 Закона РФ от 15 мая 1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Просит суд признать незаконным решение администрации Брянского района об исключении его из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, обязать администрацию Брянского района включить его в список граждан- получателей государственных жилищных сертификатов в ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением Правительства РФ №153 от 21.03.2006г. В судебном заседании Долгий В.М., его представитель Зезюля А.М. поддержали исковые требования, ссылаясь на те же обстоятельства. Представитель ответчика администрации Брянского района Атрошенко Е.А. в судебном заседании с иском не согласилась. Пояснила суду, что ранее районная администрация занималась постановкой граждан на жилищный учет. С введением нового законодательства жилищные дела были переданы в сельские администрации по месту жительства граждан. Брянская районная администрация ставила истца на жилищный учет. Тот тогда проживал в <адрес> по договору найма. Жилищное дело Долгого В.М. было передано в Глинищевскую сельскую администрацию. С того времени, как гражданин снимается с регистрационного учета, то он лишается права на улучшение жилищных условий. Из Глинищевской сельской администрации к ним пришли документы о том, что истец снялся с регистрационного учета и они были вынуждены снять истца с жилищного учета. Истцу необходимо было обратиться в сельскую администрацию по новому месту жительства с заявлением о постановке на жилищный учет и чтобы они связались в Глинищевской администрацией, запросили его жилищное дело. В настоящее время они не могут Долгого В.М. включить в списки, так как этим занимается сельская администрация. В ДД.ММ.ГГГГ у них не было сведений о снятии истца с регистрационного учета. Представитель Глинищевской сельской администрации, представитель Снежской сельской администрации в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела были надлежащим образом извещены. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает, что рассмотрение данного дела возможно в их отсутствии. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям. Как следует из удостоверения серии № от ДД.ММ.ГГГГ, Долгий В.М. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27). Установлено, что Долгий В.М. ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию Брянского района с заявление о постановке его на очередь на улучшение жилищных условий как ликвидатора последствий аварии на ЧАЭС (л.д.9). Согласно справке Брянского филиала ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» № от ДД.ММ.ГГГГ за Долгим В.М. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ приватизированных квартир и индивидуальных домовладений в Брянском районе не значится (л.д.29). Согласно ответу Управления Росреестра по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Долгого В.М. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества (л.д.30). На тот момент Долгий В.М. был зарегистрирован по адресу: <адрес>. По данному адресу истец был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии администрации Брянского района по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и выделению безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилья Долгий В.М. поставлен на учет по улучшению жилищных условий как участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС (л.д.10-11). ДД.ММ.ГГГГ глава администрация Брянского района письмом №, направленного в адрес главе Глинищевского поселения, направлены копии документов участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Долгого В.М. с просьбой поставить его на учет по улучшению жилищных условий по дате заявления с ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на то, что в соответствии со ст.52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства (л.д.15). Однако, как установлено в судебном заседании, истец о передаче своих документов из районной администрации в сельскую администрацию уведомлен не был. Распоряжением МУ Глинищевская сельская администрация № от ДД.ММ.ГГГГ Долгий В.М. был внесен в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий как участник ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС (л.д.16). Согласно справке МУ Снежская сельская администрация № от ДД.ММ.ГГГГ Долгий В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ со своей семьей по настоящее время по адресу: <адрес> (л.д.22), что подтверждается договором найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Курочко Р.В., Курочко М.В. с одной стороны и истцом Долгим В.М. и членами его семьи с другой стороны (л.д.23-24). После перерегистрации истца по новому адресу, тот подал заявление от ДД.ММ.ГГГГ на имя Главы администрации Брянского района Кошарного С.Н. с просьбой об улучшении жилищных условий путем получения жилищного сертификата в ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ письмом № администрации Брянского района Долгий В.М. был уведомлен о том, что он будет включен в список на получение жилищного сертификата в ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20). Однако, на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии администрации Брянского района по учету граждан – участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, ставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, в связи со снятием Долгого В.М. с регистрационного учета и выезда его на место жительства за пределы Глинищевского поселения, на основании п.3 ст. 56 ЖК РФ истец был исключен из списка граждан-участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21). Согласно объяснений представителя администрации Брянского района вышеуказанное решение было принято на основании протокола № заседания жилищно-бытовой комиссии Глинищевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Долгого В.М. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако, суд признает действия жилищной комиссии администрации Брянского района и жилищно-бытовой комиссии Глинищевского сельского поселения не соответствующими закону. На момент возникновения спорных правоотношений действовали Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ №153 от 21.03.2006г. Согласно п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. « право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации: пп. «е» - граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска; (пп. "е" в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 257). Обеспечение жилой площадью граждан-участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС предусмотрено ст. 15 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. №153 «О некоторых вопросах реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». В соответствии с п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Согласно п.19 Правил «для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению. Таким образом, согласно законодательству включение граждан в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий и выделению безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилья относится к полномочиям органов местного самоуправления. Однако, в нарушение закона данные функции исполняло муниципальное образование Брянский район. Как видно из имеющихся в деле документов, истец Долгий В.М. не уведомлялся о принятых решениях, как жилищно-бытовой комиссии Глинищевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ о снятии его с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и решения № от ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссии администрации Брянского района по учету граждан – участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС об исключении его из списка граждан-участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме того, истец не уведомлялся о проведении заседаний данных комиссий, что лишило его возможности участвовать в рассмотрении касающегося его дела, отстаивать свои интересы и законное право на получение безвозмездной субсидии на строительство и приобретение жилья как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с действующим законодательством. Администрация Брянского района, пересылая учетное дело на Долгого В.М. в Глинищевскую сельскую администрацию, не уведомила истца о делегировании полномочий по решению вопроса о включении граждан, в частности истца, в списки на получение безвозмездной субсидии на строительство и приобретение жилья как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. После подачи заявление от ДД.ММ.ГГГГ на имя Главы администрации Брянского района Кошарного С.Н. с просьбой об улучшении жилищных условий путем получения жилищного сертификата в ДД.ММ.ГГГГ и получения ДД.ММ.ГГГГ письма № из администрации Брянского района о том, что он будет включен в список на получение жилищного сертификата в ДД.ММ.ГГГГ, Долгий В.М. больше никаких извещений о рассмотрении его вопроса не получал. Вся переписка истца велась только с районной администрацией. Ему не было разъяснено то обстоятельство, что полномочия по решению вопроса о включении его в списки были переданы в орган местного самоуправления. На основании изложенного, руководствуясь, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Долгого В.М. удовлетворить. Признать Долгого В.М. нуждающимся в улучшении жилищных условий как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Обязать администрацию Брянского района включить Долгого В.М. в списки граждан-участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, на получение жилищного сертификата на ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 дней с момента оглашения. Председательствующий судья А.В.Петряков