Дело № 2-966 Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 15 декабря 2011 года г. Брянск Брянский районный суд Брянской области в составе: Председательствующего судьи Прядёхо С.Н. с участием ст. помощника прокурора Фининой Л.Ф. при секретаре Афанасенковой Т.М. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Брянского районного суда Брянской области гражданское дело по иску прокурора Брянского района в интересах Алексашовой П.К. к администрации Брянского района о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным и обязании предоставления земельного участка под индивидуально-жилищное строительство в первоочередном порядке, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Брянского района Брянской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах <данные изъяты> Алексашовой П.К. к администрации Брянского района о признании незаконным отказа в предоставлении ей земельного участка в первоочередном порядке без проведения процедуры торгов для целей индивидуального жилищного строительства и обязании предоставить таковой. В обоснование иска указывалось, что в соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ, регламентирующей особенности предоставления земельных участков для целей жилищного строительства, продажа земельных участков для ЖС или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков осуществляется на аукционах, за исключением ряда случаев ( п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ, в случае, когда аукцион признан несостоявшимся по причине участия в нем менее двух участников). Тогда как согласно ст. 17 Федерального Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Но поскольку ЗК РФ регламентировал предоставление земельных участков под ИЖС на возмездной основе с аукциона и не содержит запрета на применение льготных условий для отдельных категорий граждан, то право лица, имеющего инвалидность, на первоочередное получение земельного участка предполагает безусловное его предоставление без процедуры торгов. При этом требования о предоставлении Алексашовой П.К. земельного участка, расположенного в <адрес>, не ставил. В судебном заседании исковые требования представитель прокуратуры Брянского района поддержал. Доводы нуждаемости в улучшении жилищных условий Алексашовой П.К. им не оспаривались. Представитель Алексашовой П.К. по нотариально оформленной доверенности в рамках ст.53 ГПК РФ Мыскова М.Н. требования иска считала обоснованными в части. При этом претендовала на сформированный участок, с конкретным адресом. Нуждаемость <данные изъяты> подтвердила поквартирной карточкой (л.д. 17-18), где указан состав семьи в 6 человек. Тем самым считала, что последняя подпадает под случай предоставления ей в льготном порядке земельного участка для ИЖС. Сослалась на то, что письменное заявление Алексашовой П.К. в предоставлении сформированного земельного участка, расположенного в <адрес> (л.д. 9) в администрацию Брянского района поступило ДД.ММ.ГГГГ. Однако в этот же день был назначен открытый аукцион по продаже права на заключение договора аренды указанного земельного участка. Этот факт представитель Мыскова М.Н. связала с нарушением прав инвалида, претендующего на участок без процедуры проведения торгов для целей ИЖС. После чего она обратилась в прокуратуру района за защитой нарушенного права. Усматривая нарушение законодательства, прокурор Брянского района в администрацию района внёс представление, оставшееся без внимания (л.д. 12-13). Представитель ответчика администрации Брянского района Драп А.И. исковые требования прокурора не признал. Сослался на то, что в отношении испрашиваемого земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> принято решение о проведении торгов на право заключения договора аренды его для ИЖС. В ответе на представление прокуратуры района отказ предоставить участок Алексашовой П.К. мотивирован отсутствием законодательства в предоставлении участка в льготном порядке. Кроме того Драп А.И. оспаривал факт нуждаемости <данные изъяты> в улучшении жилищных условий, поскольку она является сособственником квартиры, расположенной в <адрес>. А регистрация иных лиц в квартире еще не свидетельствует об их фактическом проживании в ней и о том, являются ли они членами семьи инвалида в указанном составе. Обратил внимание суда на отсутствие прямой обязанности, указанной в законе, предоставить органом местного самоуправления по требованию инвалида ( подтвердившего свой статус справкой ВТЭК №) любой выбранный им земельный участок. Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного иска прокурора Брянского района по следующим основаниям. Как установлено судом, согласно справки серии ВТЭ-№ Алексашова П. К. 1931 года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ имеет <данные изъяты> по общему заболеванию бессрочно (л.д. 10). Как усматривается из дела, заявление в администрацию Брянского района о предоставлении земельного участка в аренду под индивидуальное жилищное строительство ею подано ДД.ММ.ГГГГ, в котором она претендует на сформированный участок, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 9) и ссылается на наличие у неё права в соответствии с ч.14 ст.17 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» получить таковой в первоочередном порядке по договору аренды. Согласно п.п.1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Так для приобретения права на землю гражданин должен осуществить ряд юридических действий( кроме написания одного заявления). В ГК РФ определен порядок осуществления купли-продажи имущества, в том числе земельных участков ( ст. 130, 549-551 ГК РФ). Основания возникновения прав на землю имеют место и в Земельном Кодексе РФ. Ст. 25 ЗК РФ прямо предусматривает, что право на земельный участок может возникнуть у гражданина лишь на основании, предусмотренном в законе. В рассматриваемом случае право у истца возникает по основаниям, установленным Федеральным законом. Вместе с тем согласно ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Земельное законодательство состоит из Земельного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать настоящему кодексу. В судебном заседании установлено, что в соответствии с распоряжением администрации Брянского района № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>» на открытом аукционе, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, продано право на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м., категория земель- земли населенных пунктов, назначение участка- для индивидуального жилищного строительства. Победитель аукциона признана Плахова В.А. (л.д. 34-45). То есть в отношении земельного участка, на который претендует Алексашова П.К. с ДД.ММ.ГГГГ, МУ Комитет по управлению муниципальным имуществом Брянского района ( далее МУ КУМИ) в пределах представленных ему полномочий и в соответствии с требованиями законодательства с ДД.ММ.ГГГГ проводил мероприятия по организации аукциона, что подтверждается представленными ответчиком письменными доказательствами. Учитывая требование прокурора в интересах инвалида Алексашовой П.К., претендующего на первоочередное получение ею земельного участка, к спорным правоотношениям суд не может применить п. 2 ст. 30.1 ЗК РФ, предусматривающей осуществление продажи земельных участков или продажи права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства на аукционах, (когда исключением является признание аукциона несостоявшимся по причине участия в нем менее двух участников). Земельным Кодексом РФ не предусмотрены льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. Суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению вышеназванного участка истцу у администрации района отсутствует, так как на момент обращения Алексашовой П.К. к ответчику, последним реализовывались мероприятия по подготовке и проведению аукциона по продаже права на заключение договора аренды в отношении участка. Собственного правового регулирования по вопросам формирования земельных участков и оформления прав на них в льготном порядке, что предусмотрено п.2 ст. 3 Федерального Закона РФ от 6.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» в Брянской области не имеется. Тем самым преимущественного права перед участниками торгов на сформированный участок Алексашова П.К. не имеет. При этом обязанность поопределению иреализации порядка первоочередного предоставления земельных участков инвалидам лежит наорганах местного самоуправления всилу ч. 2 ст. 11, ст. 29 ЗК РФ. Ихбездействие неможет являться основанием, ухудшающим права граждан наполучение впользование земельных участков всоответствии сост. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов вРФ». Кроме того в соответствии с п.1, 2 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо… обращаются в орган местного самоуправления… с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. А орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в её границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Таким образом, администрация Брянского района по заявлению инвалида обеспечивает выбор земельного участка на основе документов ГКН, соответствующего данным характеристикам. Вывод о невозможности предоставления иного земельного участка в ответе, данном истцу (л.д. 11, 14) и лицу, чьи интересы защищаются, подразумевается. В связи с чем у суда имеются основания для признания отказа незаконным. Потому что ничто неможет служить основанием умаления права гражданина-инвалида претендовать напервоочередное получение понравившегося ему земельного участка даже, еслиуинвалида имеется иная собственность ииные земельные участки. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 209 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковое заявление прокурора Брянского района Брянской области в интересах Алексашовой П.К. удовлетворить. Признать отказ администрации Брянского района в предоставлении <данные изъяты> Алексашовой П.К. свободного земельного участка на территории Брянского района под индивидуально-жилищное строительство в аренду незаконным. В остальной части требований отказать. Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 дней с момента его вынесения путем подачи жалобы в районный суд. Председательствующий судья Прядёхо С.Н. Мотивированное решение изготовлено 19.12.2011 года