о признании незаконным решения о снятии с очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий



Дело № 2-132/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 января 2012 года г. Брянск

Брянский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Саворинко Г.П.,

при секретаре Евдокимовой Т.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Максименко Р.П. к МУ Добрунская сельская администрация о признании незаконным решения о снятии с очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л:

Максименко Р.П. обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что она является вдовой инвалида Великой Отечественной войны. Кроме того, она сама является <данные изъяты>. Собственного жилья она не имеет, нуждается в улучшении жилищных условий.

Пояснила, что решением жилищно-бытовой комиссии Добрунской сельской администрации Брянского района от ДД.ММ.ГГГГ она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ как относящаяся к определенным Федеральным законом «О ветеранах» категориям граждан. Однако в дальнейшем решением жилищно-бытовой комиссии Добрунской сельской администрации Брянского района от ДД.ММ.ГГГГ она по формальным основаниям была исключена из списков очередности. Полагает, что действия ответчика не основаны на законе, поскольку членом семьи собственника жилого помещения в котором она /Максименко Р.П./ проживает, она не является, занимает указанное жилое помещение на основании договора коммерческого найма. Указала, что необоснованное снятие ее с указанного учета является препятствием к осуществлению ее прав на обеспечение жильем, установленных Конституцией Российской Федерации, иными законодательными актами Российской Федерации.

Просит признать недействующим решение жилищно-бытовой комиссии Добрунской сельской администрации Брянского района от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия ее /Максименко Р.П./ с очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента вынесения решения.

В судебном заседании истец Максименко Р.П. поддержала заявленные исковые требования, ссылаясь на те же обстоятельства. Просит иск удовлетворить.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО1 показала, что Максименко Р.П. проживает в доме по <адрес>, который принадлежит на праве собственности ее сыну Грибову В.Н.. Максименко Р.П. членом семьи собственника дома не является, ведет с сыном раздельное хозяйство, имеет свой бюджет, который составляет ее пенсия. Максименко Р.П. занимает отдельную комнату и оплачивает ежемесячно за проживание 200 рублей. Отношения с сыном у Максименко Р.П. натянутые, он регулярно выгоняет мать из дома.

В судебное заседание представитель ответчика МУ Добрунская сельская администрация не явился. В материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя МУ Добрунская сельская администрация. Из содержания ходатайства также усматривается, что при вынесении решения по делу МУ Добрунская сельская администрация полагается на усмотрение суда.

Неявка в судебное заседание прочих лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, и не просивших об его отложении, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав истца, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Максименко Р.П. (<данные изъяты>) является вдовой инвалида Великой Отечественной войны (л.д.7,8,9,10). В соответствии с нормами Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», ст. ст. 15, 21 ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны имеют право на ряд мер социальной поддержки. Данный Закон гарантировал ветеранам и инвалидам ВОВ, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, состоящим на учете в качестве лица нуждающегося в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Общий порядок обеспечения мер социальной поддержки для данной категории граждан был установлен ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах». Участники, инвалиды Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Впоследствии, в целях скорейшего завершения программы улучшения жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку, был издан Указ Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (ред. от 09.01.2010) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов».

Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем на уровне субъекта Российской Федерации (в данном случае Брянской области) утвержден постановлением администрации Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и порядке предоставления им жилых помещений на территории Брянской области». Согласно п.6 указанного Положения учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований области.

В целях реализации своих прав на получение мер социальной защиты, как вдовы инвалида Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий, Максименко Р.П. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в адрес МУ Добрунская сельская администрация с заявлением о постановке на жилищный учет (л.д.18). Вместе с заявлением ею был предоставлен в адрес ответчика и необходимый комплект документов. ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание жилищно-бытовой комиссии МУ Добрунская сельская администрация по результатам которого было принято решение поставить Максименко Р.П. на учет по улучшению жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ (то есть с даты подачи заявления). Данное решение было оформлено выпиской из протокола жилищно-бытовой комиссии МУ Добрунская сельская администрация от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21). Однако в дальнейшем состоялось новое заседание жилищно-бытовой комиссии МУ Добрунская сельская администрация с повесткой дня об исключении Максименко Р.П. из списка числа ветеранов и инвалидов ВОВ, членов семей (умерших) инвалидов и участников ВОВ. По результатам заседания комиссии было принято решение об исключении Максименко Р.П. из списков очередности. Мотивом для снятия истца с жилищного учета послужило то, что Максименко Р.П. является членом семьи собственника жилого дома (расположенного по адресу: <адрес>) в котором проживает, учетная норма жилой площади в доме приходится более 12 квадратных метров на одного человека. Решение ответчика было оформлено выпиской из протокола жилищно-бытовой комиссии МУ Добрунская сельская администрация от ДД.ММ.ГГГГ- л.д.12,17, 22.

Таким образом, руководствуясь формальными основаниями, ответчик снял истицу, вдову умершего инвалида Великой Отечественной войны, <данные изъяты> с жилищного учета.

С данным решением ответчика суд согласиться не может, поскольку оно вынесено без учета и оценки всех существенных обстоятельств, имеющих значение для определения нуждаемости вдовы умершего инвалида Великой Отечественной войны в улучшении жилищных условий. Кроме того, ответчиком не был учтен возраст Максименко Р.П., ее состояние здоровья (инвалидность). В частности согласно данным, представленным ГУП «Брянскоблтехинвентаризация», Управлением Росреестра по Брянской области, жилых помещений, принадлежащих Максименко Р.П. на праве собственности, либо занимаемых на основании договора социального найма, не имеется (л.д.13,14). Кроме того, в судебном заседании установлено, что истица, хотя и проживает в одном доме с собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, однако фактически членом его семьи не является. В частности Максименко Р.П. пользуется указанным выше жилым помещением на основании срочного, возмездного договора (коммерческого) найма, заключенного с собственником данного жилого помещения Грибовым В.Н. (л.д.15-16). Истица родственных связей с собственником данного жилого помещения не поддерживает, пользуется изолированной комнатой (так как преклонный возраст истицы и неудовлетворительное состояние здоровья требуют покоя, а также во избежание конфликтных ситуаций), не ведет общего хозяйства с собственником жилого помещения. У Максименко Р.П. имеется свой бюджет (формируемый за счет ее пенсии), часть пенсии она выделяет Грибову В.Н. для оплаты коммунальных услуг и договора найма. Более того, суд принимает во внимание, что решение МУ Добрунская сельская администрация от ДД.ММ.ГГГГ, которым Максименко Р.П. была снята с жилищного учета, не основано на требованиях ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации в части оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в частности в выписке из протокола жилищно-бытовой комиссии МУ Добрунская сельская администрация от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует ссылка на конкретный пункт указанной нормы права, послуживший основанием для снятия Максименко Р.П. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий).

Действующим законодательством прямо оговорено, что целью реализации направления по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан является обеспечение возможности приобретения жилья гражданами, перед которыми Российская Федерация имеет обязательства по обеспечению жильем или улучшению жилищных условий. Основными мерами, осуществляемыми по данному направлению, являются, в том числе выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов - очередников на улучшение жилищных условий, перед которыми Российская Федерация взяла на себя обязательства по улучшению жилищных условий в процессе разграничения полномочий. Неисполнение должностными лицами органов местного самоуправления должным образом требований законодательства о порядке обеспечения жильем указанной категории граждан, незаконное и необоснованное воспрепятствование осуществлению их прав входит противоречие с перечисленными выше требованиями законодательства, нарушает законные права и интересы нуждающейся в улучшении жилищных условий вдовы инвалида Великой Отечественной войны Максименко Р.П.

При таких обстоятельствах суд находит установленным, что принятие ответчиком решения о снятии Максименко Р.П. с жилищного учета является необоснованным и нарушает ее право на получение жилья, установленное Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», а также Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Оценив добытые и исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства в совокупности суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 209, 321 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Максименко Р.П. удовлетворить.

Признать недействующим решение жилищно-бытовой комиссии Добрунской сельской администрации Брянского района от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия Максименко Р.П. с очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента его вынесения.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Брянский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья Г.П. Саворинко