Дело № 2-74 /2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 февраля 2012 года г. Брянск Брянский районный суд Брянской области в составе: председательствующего судьи Саворинко Г.П., при секретаре Евдокимовой Т.И., рассмотрев гражданское дело по иску Чуприк Н.Е. к Шушпанову В.С., ООО «Геокомплекс», ОАО «Брянскземпроект», администрации Брянского района Брянской области об оспаривании кадастровой ошибки УСТАНОВИЛ: Чуприк Н.Е. обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что является собственником дома и земельного участка, по адресу: <адрес>. Данным земельным участком пользуется на протяжении длительного периода времени, в течение которого границы земельного участка не менялись. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Геокомплекс» подготовило межевой план местоположения границ и площади указанного земельного участка, после чего Чуприк Н.Е. обратилась в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Брянской области (в дальнейшем переименованное в ФБУ «Кадастровая палата» по Брянской области, затем в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области) с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет. Решением ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ осуществление кадастрового учета данного объекта недвижимости было приостановлено в связи с тем, что границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № пересекают границы соседнего землепользования ранее поставленного на государственный кадастровый учет с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (арендатор Шушпанов В.С.). В данном решении указано, что возможной причиной пересечения границ земельных участков является наличие воспроизведенной в государственном кадастре недвижимости ошибки, допущенной землеустроительными организациями при определении координат в отношении указанных земельных участков. Впоследствии ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Брянской области отказала во внесении изменений в местоположение земельного участка с кадастровым номером 32:02:010108:12, поскольку при построении данного земельного участка по координатам его из его границ будет пересекать границу земельного участка, кадастровый номер 32:02:010108:28, ранее поставленного на государственный кадастровый учет. Полагает, что имеет место кадастровая ошибка, которую сторона ответчика неправомерно отказывается исправить. Данное обстоятельство нарушает ее права как собственника земельного участка. Первоначально заявленные исковые требования были предъявлены к ФБУ «Кадастровая палата» по Брянской области. В дальнейшем (определение от ДД.ММ.ГГГГ) к участию в деле в качестве соответчика был привлечен Шушпанов В.С. Определением Брянского районного суда от 14.11.2011 года к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены ООО «Геокомплекс», ОАО «Брянскземпроект». 12.01.2012 года процессуальный статус ФБУ «Кадастровая палата» по Брянской области (в настоящее время именуемого ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области) был изменен с ответчика на третье лицо. Определением Брянского районного суда от 06.02.2012 года к участию в деле в качестве соответчика была привлечена администрация Брянского района. Просила обязать ФБУ «Кадастровая палата» по Брянской области внести исправления в государственный кадастр недвижимости о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, площадью 799 кв.м. кадастровый номер №, устранив пересечение (наложение) границ участков. В судебном заседании Чуприк Н.Е уточнила исковые требования. Просила признать наличие кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении местоположения земельного участка с кадастровым номером №. В государственном кадастре недвижимости аннулировать сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №. Осуществить государственный кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с межевым планом №, изготовленным ООО «Геокомплекс». В судебном заседании представители ответчиков ОАО «Брянскземпроект» Шмычкова Т.В., ООО «Геокомплекс» Локтюшина Е.А., администрации Брянского района Брянской области Виноградова О.Б., представитель ответчика Шушпанова В.С. Дубовенко И.В., представитель третьего лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области Косогова Т.В. при вынесении решения по делу полагались на усмотрение суда. Неявка в судебное заседание прочих лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, и не просивших об его отложении, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ. Заслушав стороны, участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Чуприк Н.Е. на праве собственности принадлежит земельный участок с возведенным на нем жилым домом, расположенным по адресу: <адрес> ( свидетельство на право собственности на землю №, от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационным удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ л.д.25,9). ДД.ММ.ГГГГ сведения о земельном участке, площадью 669 кв.м. расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый номер № были внесены в государственный кадастр недвижимости. Таким образом, участок числится ранее учтенным объектом недвижимости (учтенным до введения в действия Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В кадастровой выписке также указано, что кадастровый номер № равнозначен кадастровому номеру №; граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д.10). В дальнейшем в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером № Чуприк Н.Е. обратилась в ООО «Геокомплекс» для межевания указанного участка. По результатам межевания ООО «Геокомплекс» составило межевой план №, который вместе с другими необходимыми документами (заявлением, свидетельством на право собственности на землю) был представлен в адрес ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Брянской области (в настоящее время ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области) для осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости (л.д.13-26). В настоящее время отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (кадастровые отношения) регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В соответствии с частью 2 статьи 1 названного Федерального закона государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Согласно пункту 3 статьи 1 указанного закона государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. Статьей 3 Федерального закона № 221-ФЗ отдельно оговорено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ФГУ «Земельная кадастровая палата», в настоящее время именуемое ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области). Исходя из системного анализа норм действующего законодательства ФБУ «Земельная кадастровая палата» по Брянской области не обладает полномочиями в сфере определения границ смежных земельных участков. Сведения о местоположении границ и площади земельных участков вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании документов о межевании, представленных заявителями. В связи с тем, что ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области не выезжает на местность и не проверяет правильность проведения межевания земельных участков, то сомнения в правильности межевания земельных участков могут возникнуть только в случае выявления пересечения данного участка с другими земельными участками (при внесении сведений в государственный кадастр недвижимости). Статьей 4 настоящего Закона установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов. По результатам рассмотрения представленных документов ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области было вынесено решение за № от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости. Основанием для приостановления послужило то, что границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № пересекают границы соседнего земельного участка ранее поставленного на кадастровый учет ( по описанию ОАО «Брянскземпроект») с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. В данном решении также было отражено, что возможной причиной возникновения кадастровой ошибки является ошибка кадастрового инженера при выполнении кадастровых работ в отношении одного из двух земельных участков (л.д.27). Из выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ видно, что пользователем земельного участка с кадастровым номером № на праве долгосрочной аренды (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) является ответчик Шушпанов В.С. (л.д.49). В дальнейшем ДД.ММ.ГГГГ ФБУ «КП» по Брянской области приняло решение об отказе в осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости (земельного участка принадлежащего истцу) поскольку не были устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления осуществления кадастрового учета земельного участка (л.д.35). Согласно частям 1 и 2 ст.28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ошибками в государственном кадастре недвижимости является: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях). То есть из решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что имела место кадастровая ошибка в сведениях допущенная одним из кадастровых инженеров (либо ООО «Геокомплекс», ОАО «Брянскземпроект»). Исходя из норм действующего законодательства ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области не имеет возможности самостоятельно установить в каких именно из представленных для осуществляет государственного кадастрового учета документах о межевании земельного участка содержится ошибка. Возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок в документах, представленных для внесения сведений, прямо предусмотрена статьей 28 Федерального закона № 221-ФЗ. В соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона № 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Согласно нормам, содержащимся в части 5 данной статьи, орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Как следует из пунктов 4, 18 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 № 42, исправление кадастровых ошибок в кадастровых сведениях относится к одной из кадастровых процедур, выполняемых уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, и сопровождается принятием соответствующего решения. В соответствии с пунктом 47 Порядка основанием для исправления кадастровой ошибки являются: представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для кадастрового учета изменений объекта недвижимости; вступившее в законную силу решение суда об исправлении кадастровой ошибки. В соответствии с Письмом Минэкономразвития от 27.03.2009 года № 4448-ИМ/Д23 при выявлении кадастровой ошибки в определении координат ранее учтенного земельного участка (до 01.03.2008 года) допускается оформлять межевой план в виде одного документа, содержащего сведения в отношении образуемого земельного участка и сведения в отношении ранее учтенного земельного участка, в местоположении границы которого выявлена ошибка. При этом сведения о таком ранее учтенном земельном участке включаются в межевой план в составе раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частей». В Письме Минэкономразвития также разъясняется, что исправленные сведения о местоположении границы ранее учтенного земельного участка вносятся в ГКН на основании заявления о постановке на кадастровый учет земельного участка и межевого плана, содержащего, в том числе, дополненные сведения о ранее учтенном земельном участке, включая сведения о местоположении его границы (исправленные значения координат характерных точек границы). В случае, если при исправлении ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка изменились его площадь и конфигурация, исправленные сведения вносятся в ГКН на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений указанного ранее учтенного земельного участка, представленного в орган кадастрового учета собственником, землепользователем или землевладельцем указанного земельного участка, либо представителем заявителя (части 1 и 3 ст. 20 Федерального закона № 221-ФЗ). В ходе судебного разбирательства установлено, что в результате не своевременного предоставления сведений о передачи в аренду земельного участка ответчику, кадастровая ошибка была допущена ОАО «Брянскземпроект» при межевании смежного земельного участка с кадастровым номером №, т.е. ответчика Шушпанова В. С. приобретшего участок в долгосрочную аренду на 49 лет на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Судом установлено, что в действительности допущена кадастровая ошибка в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении местоположения земельного участка с кадастровым номером №. Для восстановления земельного права истца необходимо в государственном кадастре недвижимости аннулировать сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № и произвести государственный кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с межевым планом №, изготовленного ООО «Геокомплекс». Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 209, 321 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Чуприк Н.Е. удовлетворить. Признать наличие кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении местоположения земельного участка с кадастровым номером №. В государственном кадастре недвижимости аннулировать сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №. Осуществить государственный кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с межевым планом №, изготовленного ООО «Геокомплекс». Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Брянский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий судья Г.П. Саворинко