об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, понуждению к совершению действий



Дело №2-245 /2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 марта 2012 года г. Брянск

Брянский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Саворинко Г.П.,

при секретаре Евдокимовой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Брянского района Брянской области к МУ Глинищевская сельская администрация об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, понуждению к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Брянского района Брянской области обратился в суд с настоящим иском ссылаясь на то, что прокуратурой Брянского района Брянской области была проведена проверки исполнения законодательства в сфере охраны, использовании и сохранении объектов культурного наследия народов Российской Федерации. По результатам проверки установлено, что в <адрес> на территории Глинищевского сельского поселения Брянского района располагается «Усадьба Тенишевой», относящаяся к вновь выявленным объектам культурного наследия, а именно парк, лестница к реке и «Железные ворота», которые являются фактически бесхозяйными. На территории Глинищевского сельского поселения находится целый ряд объектов культурного наследия, все они, кроме «Усадьбы Тенишевой», имеют статус памятников федерального, регионального муниципального значения, включены в реестр объектов культурного наследия и многие из них являются собственностью МО «Глинищевское сельское поселение».

Указал, что к настоящему времени от усадебных построек сохранились фундаменты и лестницы от веранд главного дома, несколько перестроенных хозяйственных построек, парковые посадки, железные ворота. Все постройки находятся в заброшенном, полуразвалившемся состоянии, почти не заметны среди зарослей кустарников и травы. В результате отсутствия собственника у «Усадьбы Тенишевой», документов подтверждающих историко-культурную ценность, а также соответствующего финансирования и проведения реставрационных работ, данный вновь выявленный объект культурного наследия может быть в ближайшее время утрачен безвозвратно. Наличие бесхозяйных объектов культурного наследия влечет за собой нарушение права граждан Российской Федерации, установленного в ст.7 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в соответствии с которой гражданам РФ гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с указанным федеральным законом.

Пояснил, что согласно нормам ч.1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался. В соответствии с ч. 3 этой же статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. В соответствии с п.п. 4, 5 «Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых не известны, или от права собственности, на которые собственники отказались, в порядке предусмотренном ст. 225 и ст. 236 ГК РФ. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Однако по состоянию на дату подачи иска вопрос о принадлежности спорных объектов, признании их бесхозяйными либо принятии в муниципальную собственность не решен. Таким образом, полагает, что бездействие органа местного самоуправления в определении статуса бесхозяйных объектов культурного наследия нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

С учетом уточнения иска (л.д.24) окончательно просит признать бездействие Глинищевской сельской администрации, выразившееся в непринятии мер по определению балансодержателя вновь выявленного объекта культурного наследия Усадьба Тенишевой по <адрес> незаконным. Обязать Глинищевскую сельскую администрацию обратиться в Управление Росреестра по Брянской области Брянский отдел с заявлением о принятии на учет бесхозяйного вновь выявленного объекта культурного наследия «Усадьбу Тенишевой» по <адрес>.

В судебном заседании прокурора Дружинина А.М поддержала иск, ссылаясь на те же обстоятельства. Просила иск удовлетворить.

В судебном заседании представители ответчика МУ Глинищевская сельская администрация Федоров М.В. заявленные исковые требования не признал. Полагал, что из материалов дела видно, что объект культурного наследия «Усадьба Тенишевой», в т.ч. парк, лестница к реке, железные ворота, церковь Преображения не является вновь выявленным. Кроме того, поскольку владельцами земель, собственность на которые не разграничена, в т.ч. под объектом «Усадьба Тенишевой», является МО Брянский район, а не Глинищевское поселение, то, соответственно, с заявлением о принятии на учет данного бесхозяйного объекта доложено обратиться МО Брянский район. Просил в удовлетворении иска отказать.

Неявка в судебное заседание прочих лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, и не просивших об его отложении, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 9.3 Федерального закона от 25.06.2002г. №-73ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области сохранения, использования, популяризации и охраны культурного наследия относятся, в частности, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений, а также государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

В соответствии с ч.3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи немеющие собственника или собственник которых неизвестен, принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 «Об утверждении положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», п. п. 4, 5, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Все прилагаемые к заявлению документы, за исключением случаев, установленных в Положении, представляются в двух экземплярах.

Согласно пункту 7 указанного постановления документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, являются выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества; выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.

В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждено материалами дела, что на территории Глинищевского сельского поселения находится «Усадьба Тенишевой» по <адрес>. Из содержания искового заявления следует, что «Усадьба Тенишевой» является вновь выявленным объектом культурного наследия. Кроме того, как указано в исковом заявлении, «Усадьба Тенишевой» является бесхозяйным объектом недвижимого имущества, подлежащим, в силу ч.3 ст. 225 ГК РФ, постановке на учет органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Вместе с тем данные доводы иска противоречат положениям нормативных актов, принятым на уровне субъекта Российской Федерации (Брянской области). В частности перечнем памятников архитектуры Брянской области, в т.ч. предлагаемых к постановке на Госохрану, п. 18, (приложение к Постановлению администрации Брянской области от 27 декабря 2001 года № 645) церковь Преображения (часть усадьбы Тенишевых) отнесена к категории памятников архитектуры областного значения. Эта же церковь указана в числе объектов, являющихся уникальными памятниками архитектуры Брянщины в программе «Развитие культуры и сохранение культурного наследия Брянской области 2001 -2005 года» (утвержденной Постановлением Брянской областной Думы от 16.11.2000 года № 2-1265). В областной целевой программе «Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области на 2006-2010 годы, утвержденной Постановлением администрации Брянской области от 13 февраля 2006 г. № 92 «Усадьба Тенишевой» упоминается как широко известный в России архитектурный комплекс. Значится «Усадьба Тенишевых» и в п.16 программных мероприятий, утвержденных Законом Брянской области от 19 декабря 2006 г. №124-3 «О внесении изменений в закон Брянской области «О программе экономического и социального развития Брянской области на 2006-2008 годы» (как объект подлежащий реставрации и охране в период реализации программы). Кроме того, суд учитывает, что постановлением администрации Брянской области от 30.06.2006 N 412 была утверждена «Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Брянской области». В данной схеме упоминается парк в <адрес> площадью 3 гектара, ДД.ММ.ГГГГ создания. При этом других парковых зон в <адрес>, кроме «Усадьбы Тенишевой» не имеется.

Суд находит установленным, что объект культурного наследия «Усадьба Тенишевой» не являются вновь выявленным объектом культурного наследия и доводы заявителя, о том, что со стороны ответчика МУГлинищевская сельская администрация допущено бездействие Глинищевской сельской администрации, выразившееся в непринятии мер по определению балансодержателя вновь выявленного объекта культурного наследия «Усадьба Тенишевой» по <адрес> не обоснованы и своего подтверждения в ходе судебного заедания не нашли.

Кроме того, суд принимает во внимание, что владельцами земель, собственность на которые не разграничена, в т.ч. под объектом «Усадьба Тенишевой», является МО Брянский район, а не Глинищевское поселение.

Соответственно возложение на МУ Глинищевская сельская администрация обязанности обратиться в орган по осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет бесхозяйного вновь выявленного объекта культурного наследия «Усадьбу Тенишевой» по <адрес> не основано на законе.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности собранные и исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования не обоснованы и подлежат отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 209, 321 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска прокурора Брянского района Брянской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Брянский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья Г.П. Саворинко