Дело № 2- 376 /2012 год/ Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 апреля 2012 года г. Брянск Брянский районный суд Брянской области в составе: председательствующего судьи Лабеко Г.В. при секретаре Бугакина С.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Адеевой С.Г., Адеевой Е.А., Адеевой С.Г. в интересах несовершеннолетнего сына Адеева Е.В. к ГУП «Брянскстрой», Управлению имущественных отношений Брянской области о признании права долевой собственности на квартиру в порядке приватизации, У С Т А Н О В И Л: Истцы обратились в суд с настоящим исковым заявлением, ссылаясь на то, что они были вселены работодателем истцов Брянским лесхозом в ДД.ММ.ГГГГ и проживают по настоящее время в <адрес>. В соответствии с Распоряжением администрации Брянского района № от ДД.ММ.ГГГГ истцам был выдан ордер на указанную квартиру № от ДД.ММ.ГГГГ. Вышеназванный жилой дом является государственной собственностью. Истцы обратились в Управление имущественных отношений Брянской области по вопросу приватизации квартиры. Им было разъяснено, что вопросы согласования приватизации не входит в компетенцию управления; было предложено обратиться к уполномоченной собственником организации, которой передан жилищный фонд ГУП «Брянскстрой». Приняв решение приватизировать вышеназванную квартиру, истцы обратились в ГУП «Брянскстрой», в хозяйственном ведении которого находится жилой дом. Однако в связи с процедурой банкротства предприятия им было предложено обратиться за разрешением данного вопроса в судебном порядке. Просят признать за ними право долевой собственности за каждым по 1/3 доли в праве на квартиру № дома № <адрес> общей площадью 39,0 кв.м., жилой площадью 22,8 кв.м. в порядке приватизации. В судебном заседании истцы Адеева С.Г., Адеева Е.А., представитель истца Тарасенкова Г.С. поддержали исковые требования, на основании положений Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 11.06.2008) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 (ред. от 02.07.2009) "О некоторых вопросах применения судами, Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О несостоятельности (банкротстве)", ссылаясь на те же обстоятельства, пояснив, что считаю отказ в приватизации незаконным, поскольку на стадии конкурсного производства возможно приватизация жилого помещения. В доказательство иска представили: копию нотариально удостоверенного отказа Адеевой В.В. в приватизации жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ / серии №/; копию ордера на жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ; копию распоряжения администрации Брянского района № от ДД.ММ.ГГГГ «О выдаче ордера на ранее заселенную квартиру»; уведомление конкурсного управляющего ГУП «Брянскстрой» /исх. от ДД.ММ.ГГГГ/; письмо Управления имущественных отношений Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ; технический паспорт на кв. № д.№ <адрес>, справки Брянского филиала ГУПТИ «Брянскоблтехинвентаризация» № и № от ДД.ММ.ГГГГ; уведомление об отсутствии в ЕГРП сведений о правах на недвижимое имущество № от ДД.ММ.ГГГГ; ответ на запрос Управления имущественных отношений Брянской области б/н от ДД.ММ.ГГГГ; выписка из реестра государственного имущества от ДД.ММ.ГГГГ; справка МУ Свенская сельская администрация № от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельство о рождении Адеева Е.В. /серии № от ДД.ММ.ГГГГ/. Представители Управления имущественных отношений Брянской области и ГУП «Брянскстрой», конкурсный управляющий государственного унитарного предприятия «Брянскстрой» в судебное заседание не явились, хотя о слушании дела были уведомлены правильно и своевременно, что подтверждается судебными извещениями. Доказательств наличия уважительных причин своего отсутствия не представили, как и возражений против удовлетворения иска. Суд с согласия участников процесса полагает, что неявка указанных лиц не препятствует рассмотрению данного дела в порядке ст. 167 ГПК РФ. Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям. Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом Ст. 10 ЖК РФ. В судебном заседании установлено, что фактически Адеевой С.Г., вышеназванное жилое помещение было предоставлено в пользование в ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с распоряжением администрации Брянского района № от ДД.ММ.ГГГГ «О выдаче ордера на ранее заселенную квартиру» принято решение выдать Адеевой С.Г. ордер на квартиру, выделенную в ДД.ММ.ГГГГ Брянским лесхозом на состав семьи из 3-х человек. Адеевой С.Г. получен ордер на жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ на семью из трех человек /Адееву С.Г., Адееву Е.А. им Адееву В.В./на право занятия жилого помещения, площадью 26,7 кв.м. состоящего из трех комнат, расположенного по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время в квартире по адресу: <адрес> зарегистрированы и проживают на условиях социального найма: Адеева С.Г., Адеева В.В., Адеева Е.А. и несовершеннолетний Адеев Е.В. 2006 года рождения, что подтверждается справкой МУ Свенская сельская администрация № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со свидетельством о рождении /серии № от ДД.ММ.ГГГГ/. Адеев Е.В. родился ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, жилищные права и обязанности истцов на спорную квартиру возникли на основании Закона. Из материалов технического паспорта спорной квартиры по адресу: <адрес>, следует, что на ДД.ММ.ГГГГ пользователь жилым помещением не определен, так как не предъявлены документы о правах. Объект права по адресу <адрес> имеет собственника, находится на балансе, в хозяйственном ведении ГУП «Брянскстрой», что подтверждается выпиской из реестра государственного имущества от ДД.ММ.ГГГГ. Основанием включения в реестр являются Распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О безвозмездной передаче федеральных государственных учреждений (лесхозов) и ФГУ «Музей Брянский лес», как имущественных комплексов в государственную собственность Брянской области», постановление администрации Брянской области «О принятии в собственность Брянской области федеральных государственных учреждений (лесхозов) и ФГУ «Музей Брянский лес»» № от ДД.ММ.ГГГГ, акт приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 11.06.2008) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". П.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 6 от 02.07.2009) разъясняет, что поскольку несовершеннолетние лица, проживающие совместно с нанимателем и являющиеся членами его семьи либо бывшими членами семьи, согласно ст. 69 ЖК РФ имеют равные права, вытекающие из договора найма, они в случае бесплатной приватизации занимаемого помещения наравне с совершеннолетними пользователями вправе стать участниками общей собственности на это помещение. Как следует отказа, удостоверенного временно исполняющей обязанности нотариуса Брянского городского нотариального округа Гуровой Е.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, Адеева В.В. /мать и бабушка истцов/отказывается от участия в приватизации кв.№ д.№ <адрес> /серии №/. Истцы обратился в ГУП «Брянскстрой» с заявлением о бесплатной передаче в собственность им квартиры, но получили отказ ГУП. В отказе указано, что хотя дом числится на балансе предприятия, но на предприятии отсутствует документ, подтверждающий правомерность вселения истцов. Истцам предложено приватизировать жилое помещение; приобрести жилое помещение как строительный материал; добровольно освободить жилое помещение. В связи с процедурой банкротства предприятия ГУП «Брянскстрой», что подтверждается определением Арбитражного суда Брянской области от 21.12.20011 года по делу № А09-2526/2009, решением Арбитражного суда Брянской области от 30.09.20009 года по делу № А09-2526/2009, Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц № 7455В/2012 от 05.03.2012 года, конкурсным управляющим было предложено обратиться в суд. В соответствии с письмом Управления имущественных отношений Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу обращения Адеевой Е.А., Адеевой В.В., Адеевой С.Г. истцам было разъяснено, что согласование приватизации жилых помещений в компетенцию управления не входит и одновременно разъяснено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения. Ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 11.06.2008) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Согласно справкам Брянского филиала ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» № и № от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию соответственно на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ за гражданами Адеевой Е.А. и Адеевой С.Г. приватизированных квартир и индивидуальных домовладений в Брянском районе не значится и в приватизации кв.№ № <адрес> участия не принимали. В соответствии с уведомлением Управления Росреестра по Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП сведения о правах на недвижимое имущество: <адрес>, д.№ кв.№ отсутствуют. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен. Ч. 3 ст. 218 ГК РФ. В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности. В соответствии с п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 (в редакции от 02.07.2009) "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона, поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Это положение не должно применяться, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие ст. 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". В соответствии с п.8 вышеуказанного Постановления Пленума ВС РФ, исходя из смысла преамбулы и статей 1,2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не, может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного статьями 7,8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение). Введенная процедура конкурсного производства в отношении ответчика ГУП «Брянскстрой» не может лишить права истцов на получение в собственность занимаемого ими жилого помещения. По данным налоговой службы юридическое лицо ГУП «Брянскстрой» зарегистрировано в Едином госреестре юридических лиц. Ответчики нарушили требования закона, отказали истцам в приватизации занимаемого ими жилого помещения. В соответствии с ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления нарушенного права и признания права. Суд восстанавливает нарушенное право истцов на приватизацию, признает отказ ответчиков в передаче им в собственность квартиры незаконным. При таких обстоятельствах, оценив в совокупности добытые и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению. В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Адеевой С.Г., Адеевой Е.А., Адеевой С.Г. в интересах несовершеннолетнего сына Адеева Е.В. удовлетворить. Признать за Адеевой С.Г., Адеевой Е.А., Адеевым Е.В., за каждым по 1/3 доли в праве собственности на <адрес> общей площадью 39,0 кв.м., жилой площадью 22,8 кв.м. На решение суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Брянский областной суд через Брянский районный суд. Председательствующий Судья Брянского райсуда Г.В. Лабеко