Дело № 2-364 /2012 г. / Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 17 апреля 2012 года г. Брянск Брянский районный суд Брянской области в составе: Председательствующего судьи Прядёхо С.Н., С участием помощника прокурора Брянского района Брянской области Варгашкина С.М., При секретаре Гоменок О.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Брянского района Брянской области в интересах Витун В.Д. к администрации Брянского района, о предоставлении муниципального жилья в границах поселения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Брянского района Брянской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Витун В.Д. к администрации Брянского района о предоставлении последней благоустроенного муниципального жилья площадью не менее 33 кв.м. в границах Снежского сельского поселения. Свои требования прокурор мотивировал тем, что Витун В.Д., несмотря на свое совершеннолетие, до достижения этого возраста являлась лицом, оставшимся без попечения родителей. С ДД.ММ.ГГГГ она поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Снежской сельской администрацией. Её регистрация и проживание в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, носит временный характер, не свидетельствует о принадлежности ей этого жилья. Тогда как в настоящее время она имеет свой состав семьи, продолжая нуждаться в жилье. При изложенных обстоятельствах в силу действия Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 2 Закона Брянской области от 01.12.2011 года «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», которые определяют дополнительные гарантии прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относя их к расходным обязательствам органов местного самоуправления, прокурор просил суд возложить на администрацию Брянского района обязанность предоставления Витун В.Д. муниципального жилья, отвечающего установленным санитарным и техническим нормам и правилам, не менее 33 кв.м. В судебном заседании представитель прокуратуры Брянского района исковые требования поддержал. Витун В.Д., явившаяся в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ, просила суд об удовлетворении иска, ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства. Представитель ответчика администрации Брянского района в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте судебного разбирательства был извещен своевременно. Представитель третьего лица Снежской сельской администрации Брянского района также в судебное заседание не явился. Письменного отзыва на иск не представил. Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного иска по следующим основаниям. Согласно свидетельству о рождении серии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГС Эжвинского района г. Сыктывкара Управления ЗАГС республики Коми, Аджумерова В.Д. родилась ДД.ММ.ГГГГ. Её родителями записаны Аджумеров Д.А.и Аджумерова С.Е. (л.д. 27). Согласно решения Брянского районного суда от 7.12.1998 года Аджумерова С.Е., являясь матерью четверых несовершеннолетних детей, в том числе и Аджумеровой В.Д., была лишена родительских прав в отношении них. На основании решения Брянского районного суда Брянской области от 26.06.2000 года Аджумеров Д.А. был лишен родительских прав в отношении Аджумеровой В.Д. и Аджумерова Р.Д. (л.д. 10). Судом также установлено, что принятая судом крайняя мера ответственности к родителям Аджумеровой В.Д. – лишение их родительских прав послужила основанием для вынесения постановления администрацией Брянского района от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которого Аджумерова В.Д. была направлена в Дятьковскую школу-интернат, а Аджумеров Р.Д. – в Брасовскую вспомогательную школу. Судьба остальных детей до настоящего времени неизвестна. Суд также установил, что за детьми было закреплено жилье, расположенное по адресу: <адрес>. Однако в ДД.ММ.ГГГГ дом сгорел, что подтверждается сообщением Снежской сельской администрацией, адресованным начальнику Управления образования Брянского района. Из пояснений Витун В.Д. следует, что после окончания Дятьковской школы-интерната, она успешно закончила профессиональное училище № 19. Проживала в общежитии. До ДД.ММ.ГГГГ была формально зарегистрирована по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ вышла замуж за Витун Н.В., что подтверждается свидетельством о заключении брака серии №, выданным Отделом ЗАГС Почепского района управления ЗАГС Брянской области. С момента заключения брака проживает в <адрес> у родителей супруга. До заключения брака Аджумерова В.Д. (Витун) родила дочь Юлию, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении №, выданным Отделом ЗАГС Почепского района Управления ЗАГС Брянской области ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15), которая с рождения живет с матерью. Тем самым, нуждаемость в жилье лишь возрастает. Как усматривается из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании заявления Аджумеровой В.Д. и представленных ею документов, комиссия Снежской сельской администрации решила поставить на учет по улучшению жилищных условий Аджумерову В.Д. составом семьи 2 человека ( она и дочь). Из материалов дела следует, что в ДД.ММ.ГГГГ Витун В.Д. обратилась в прокуратуру Брянского района с заявлением о принятии мер по предоставлению ей жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, так как принимаемые ею меры не дали положительных результатов, а постановка на очередь в улучшении жилищных условий еще не свидетельствует о реализации права на получение жилья. Отсутствие регистрации по адресу закрепления жилья не может служить основанием для ограничения прав Витун В.Д., предусмотренных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Право на жилище является конституционным правом человека и гражданина ( п. 1 ст. 40 Конституции РФ) и принципом жилищного права ( п. 1 ст. 1 ЖК РФ). Суд учитывает, что в силу ст. 34, 35 ГК РФ на орган опеки и попечительства как на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации возлагалась обязанность опекуна и попечителя, а также и то, что в соответствии с п. 3 ст. 36 ГК РФ в обязанность попечителя входила забота о содержании своего подопечного, обеспечение его уходом и лечением, защита его прав и интересов. В соответствии с абз.2 п.1 ст. 8 Федерального Закона РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой(попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как следует из преамбулы, а также из ст. 1 названного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. Под эту категорию лиц подпадает Витун В.Д., несмотря на то, что достижение ею 26-летия на момент предъявления иска не может являться основанием для лишения её гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было получено, что не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить такое жилье. Указанное вытекает из Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), обязывающей подписавшие ее государства обеспечивать детям такую защиту и заботу, которые необходимы для их благополучия (п. 2 ст. 3). Согласно п. 3 ст. 27 Конвенции ООН о правах ребенка, государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры (законодательные, административные) по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддержку программ, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем. Неоспоримым является факт отсутствия жилья у Аджумеровой В.Д. с ДД.ММ.ГГГГ, а не с ДД.ММ.ГГГГ как решила жилищная комиссия Снежской сельской администрации, о чем было известно органу опеки и попечительства администрации Брянского района, не принимавшему должных мер по обеспечению несовершеннолетнего лица, оставшегося без попечения родителей, жилой площадью. В связи с такой точкой зрения суд учитывает, что в ДД.ММ.ГГГГ действовал ЖК РСФСР. П. 2. ст. 37 ЖК РСФСР предусматривалось, что вне очереди жилое помещение предоставлялось гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов и попечителей, где они находились на воспитании, если им не могла быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям. Понятие жилища определено ст. 673 ГК РФ, как изолированное помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или дома). В ст. 5 Закона о введении в действие ЖК РФ указывается, что к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, положения Кодекса применяются в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным Законом. Из этого следует, что ЖК РФ должен применяться к отношениям, возникшим после его введения ( с ДД.ММ.ГГГГ год). Пригодность жилого помещения для проживания определяется в порядке, предусмотренном жилищным законодательством в силу ст. 15-16 ЖК РФ. Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В настоящем споре суд руководствуется не только действующим ЖК РФ, но и законами, принятыми представительным органом власти субъекта РФ и исполнительными органами власти субъекта, регулирующими возникшие правоотношения. Согласно п. «в» ч. 2 ст. 8 Закона Брянской области № 37-З от 9.06.2006 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области» регистрация граждан в зависимости от оснований их принятия на учет производится органом местного самоуправления в книгах, составляемых по каждой категории граждан, в том числе в отношении граждан, определенных федеральным законом и законом Брянской области, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) законом Брянской области основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.". Учет детей -сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется с учетом особенностей. Согласно п. «б» ч. 2 ст. 8.1 Закона Брянской области № 37-З от 9.06.2006 года на учет для внеочередного предоставления жилых помещений принимаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа, имевшие закрепленное в соответствии с законодательством жилье на момент лишения родительского попечения, но впоследствии утратившие его ( по причине сноса, признания в установленном порядке непригодным для проживания, уничтоженного в результате стихийного бедствия либо утратившие право на жилое помещение по иным основаниям). Пунктом 3 части 2 той же статьи определено, что учет детей, оставшихся без попечения, осуществляется по месту жительства. В рассматриваемом споре – учет осуществляется по месту закрепления жилья за Аджумеровой В.Д. – в границах Снежского сельского поселения. Согласно ст. 10 Закона Брянской области № 52-З от 3.07.2010 года «О мерах по закреплению жилых помещений за детьми, оставшимися без попечения родителей, и обеспечению их сохранности в Брянской области» сохранность жилых помещений, закрепленных за детьми сиротами, обеспечивается уполномоченными органами государственной власти Брянской области или органами местного самоуправления при условии наделения их соответствующими полномочиями. Ст. 11 названного Закона предусматривает, что в целях контроля за сохранностью жилых помещений, орган опеки и попечительства не реже одного раза в шесть месяцев проводит обследование состояния закрепленных жилых помещений с составлением акта их обследования. Как установил суд, с того момента, как дом сгорел (ДД.ММ.ГГГГ), вопрос о предоставлении истцу жилого помещения не решался. Тогда как с этого момента и до ДД.ММ.ГГГГ (достижение Аджумеровой В.Д. 23 лет) следовало руководствоваться положениями Федерального Закона РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст. 8.1 Закона Брянской области № 37-З от 09.06.2006 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области», не ожидая, что после достижения совершеннолетия Аджумерова В.Д. создаст свою семью, родит ребенка и т.п. и что жилищная проблема разрешится сама собой. В Законе Брянской области от 11.01.2008 года № 1-З «Об организации и осуществлении деятельности по опеки и попечительству в Брянской области» указывается, что органы опеки и попечительства муниципальных образований в пределах своих полномочий в отношении несовершеннолетних граждан в установленном законом порядке принимают меры по защите жилищных прав подопечных, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством. ( п. 18 ст. 9 Закона № 1-З ). По действующему на момент принятия судебного решения Закону Брянской области № 124-З от 2.12.2011 года «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Тем самым, восстанавливая нарушенное жилищное право Витун В.Д. путем признания права за ней на благоустроенное жилое помещение, с учетом правильно определенного ответчика, кем это право должно осуществляться в настоящее время, суд обсуждал в судебном заседании норму предоставления площади жилого помещения. Ссылку прокурора Брянского района на общие положения, предусмотренные в ч.2 ст.50 ЖК РФ, ставящей норму предоставления в зависимость от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, суд находит несостоятельной. Эта норма не конкретизирует площадь, подлежащую предоставлению. Тогда как из позиции Снежской сельской администрации, отраженной в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии, следует, что в связи с увеличением семьи Витун В.Д. ( состав 2 человека) размер предоставлялемой нормы может быть предметом нового спора. Между тем ч. 5 статьи 50 ЖК РФ, предписывает, что учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Постановлением администрации Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден «Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения». Согласно п. 3 Порядка жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим в соответствии с законодательными актами РФ и Брянской области на жилищном учете в органах местного самоуправления, без учета состава семьи, однократно, по месту регистрации на территории Брянской области, согласно очередности в сводном областном списке детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья… Площадь приобретаемого жилого помещения должна предоставляться с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании, но не ниже 33 кв.м. общей площади жилья на одного человека. Таким образом, жилое помещение по договору социального найма должно быть предоставлено Витун В.Д. на территории Снежского сельского поселения администрацией Брянского района жилой площадью не ниже 33 кв.м. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 209 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковое заявление прокурора Брянского района Брянской области в интересах Витун В.Д. удовлетворить. Обязать администрацию Брянского района предоставить Витун В.Д. в границах Снежского сельского поселения муниципальное жилое помещение не ниже 33 кв.м. во внеочередном порядке. Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме путем подачи жалобы в Брянский районный суд. Председательствующий судья С.Н. Прядёхо