Дело № 2-417 /2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4 мая 2012 года г. Брянск Брянский районный суд Брянской области в составе: председательствующего судьи Саворинко Г.П., при секретаре Евдокимовой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Брянского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Брянского района о понуждении к действию, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Брянского района обратился в суд с настоящим иском к администрации Брянского района о понуждении к действию ссылаясь на то, что в ходе проводившейся прокуратурой Брянского района проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения. По результатам проверки было установлено, что на территории Брянского района в настоящее время отсутствует специализированная муниципальная стоянка, то есть специально отведенное охраняемое место хранения задержанных транспортных средств, в том числе для транспортных средств, перевозящих опасные грузы. Ранее, на основании договора, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ОВД по Брянскому муниципальному районе и ИП Сороковым А.А., задержанные сотрудниками ГИБДД транспортные средства доставлялись на специализированную стоянку, расположенную на территории Свенского сельского поселения по <адрес>. В дальнейшем собственник указанной автомобильной стоянки сменился, а новый собственник автомобильной стоянки отказался от заключения договора по предоставлению услуг хранения задержанный транспортных средств. В результате в настоящее время ОГИБДД МО МВД России «Брянский» вынуждено обращаться за решением данного вопроса к владельцам платных автомобильных стоянок. Однако владельцы платных автомобильных стоянок не в состоянии исключить факты выдачи гражданам принадлежащих им транспортных средств и как следствие, возможность совершения новых дорожно-транспортных происшествий лицами, транспортные средства которых были задержаны. Более того, отсутствие специально отведенного охраняемого места хранения задержанных транспортных средств приводит к тому, что лица, чьи транспортные средства задержаны (в порядке, предусмотренном ст. 27.13 КоАП РФ) вынуждены оплачивать услуги хранении транспортного средства с момента его задержания, а не со следующего дня, как предусмотрено законом. Указал, что данное положение дел противоречит нормам действующего законодательства, в частности Федерального закона от 06.10.2006 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения», Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и.т.д. Просил обязать администрацию Брянского района Брянской области принять организационно-технические меры по созданию на территории Брянского муниципального района специализированной муниципальной стоянки - специально отведенного охраняемого места хранения задержанных транспортных средств, в том числе для транспортных средств, перевозящих опасные грузы. В судебном заседании помощник прокурора Брянского района Султанов Р.Р. поддержал заявленные исковые требования, ссылаясь на те же обстоятельства. Просил иск удовлетворить. Неявка в судебное заседание прочих лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, и не просивших об его отложении, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ. Выслушав прокурора заявившего исковые требования, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), ст. 27.13, предусмотрено, что при нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных рядом статей КоАП РФ ( ч.1 ст. 11.8.1, ст.11,9, ч.1 ст. 12.3 и т.д.), применяется задержание транспортного средства, включающее его перемещение при помощи другого транспортного средства и помещение в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания. Плата за перемещение транспортного средства, за первые сутки его хранения на специализированной стоянке и за блокировку не взимается. В целях реализации данных норм Правительством РФ было вынесено Постановление от 18.12.2003 N 759 "Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации" которым, среди прочего, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано организовать работу по созданию специализированных муниципальных стоянок - специально отведенных охраняемых мест хранения задержанных транспортных средств, в том числе для транспортных средств, перевозящих опасные грузы. В дальнейшем, для исполнения указанного выше постановления администрацией Брянской области было принято постановление за № от ДД.ММ.ГГГГ, которым органам местного самоуправления в двухмесячный срок рекомендовано организовать на конкурсной основе муниципальные специализированные стоянки. Как видно из материалов дела, для проверки соблюдения указанных выше норм прокуратурой Брянского района была проведена проверка, по результатам которой установлено, что на территории данного муниципального образования (Брянского района Брянской области) в настоящее время отсутствует специализированная муниципальная стоянка- специально отведенное охраняемое место хранения задержанных транспортных средств, в том числе для транспортных средств, перевозящих опасные грузы. В результате ОГИБДД МО МВД России «Брянский» вынуждено помещать задержанные транспортные средства на платные автомобильные стоянки (с владельцами которых достигнута соответствующая договоренность). Владельцы частных стоянок берут оплату за хранение с первого дня помещения на хранение транспортного рсоедства, кроме того, они, по объективным обстоятельствам, не могут в полной мере пресечь возможность выдачи лицу, в отношении, которых ведется производство по делу об административном правонарушении, задержанного транспортного средства. Таким образом, сложившаяся на территории Брянского муниципального района ситуация не позволяет в полной мере и надлежащим образом реализовать предписания законодателя в части хранения задержанные транспортных средств и, в том числе, транспортных средств, перевозящих опасные грузы; ставит под угрозу права и законные интересы неопределенного круга лиц. Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст.ст. 15,18,70 предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района. При этом финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами. В соответствии с нормами Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ст. 5, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения; осуществления деятельности по организации дорожного движения; материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения и т.д. При этом пунктом 4 ст. 6 указанного закона отдельно оговорено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района. Данная норма права также предписывает, что полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ регулируются уставом муниципального образования (ч.2 ст. 44 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Уставом Брянского муниципального района, принятого решением Брянского районного Совета народных депутатов № 4-12-1 от 03.12.2010 года, пункты 5,6,9 ч.1 ст.9, предписано, что вопросы: дорожной деятельности в отношении автомобильных дорого местного значения вне границ населенного пункта в границах муниципального района, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соотвествии и с законодательством РФ, предоставления транспортных услуг населению в границах муниципального образования, организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией и т.д. относятся к вопросам местного значения. Суд также принимает во внимание, что именно органы местного самоуправления до разграничения государственной собственности на землю в соответствии со ст. 2-31 ЗК РФ, обладают полномочиями по выделению земельных участков на территории муниципального образования. Таким образом, суд находит установленным, что создание специализированных стоянок является необходимым условием для обеспечения производства по делам об административных правонарушения. Исходя из системного анализа действующего законодательства принятие организационно-технических мер по созданию на территории муниципального района специализированной муниципальной стоянки является обязанностью соответствующего муниципального образования (в данном случае Брянского района). В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о понуждении к совершению действий в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Таким образом, оценив в совокупности добытые и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования прокурора Брянского района обоснованы и подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 209, 321 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора Брянского района удовлетворить. Обязать администрацию Брянского района Брянской области принять организационно-технические меры по созданию на территории Брянского муниципального района специализированной муниципальной стоянки - специально отведенного охраняемого места хранения задержанных транспортных средств, в том числе для транспортных средств, перевозящих опасные грузы. Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Брянский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий судья Саворинко Г.П.