2-354/2012 о признании незаконным отказа администрации Брянского района в предоставлении земельного участка



Дело № 2- 354 ( 2012)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

24 мая 2012 года г. Брянск

Брянский районный суд Брянской области в составе:

Председательствующего судьи Прядёхо С.Н.

с участием помощника прокурора Шидловского В.В.

при секретаре Тумаковой Д.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Брянского районного суда Брянской области гражданское дело по иску прокурора Брянского района в интересах Алексашовой П.К. к администрации Брянского района о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным и предоставлении земельного участка под индивидуально-жилищное строительство в первоочередном порядке,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Брянского района Брянской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах <данные изъяты> Алексашовой П.К. к администрации Брянского района о признании незаконным отказа в предоставлении ей земельного участка в первоочередном порядке без проведения процедуры торгов для целей индивидуального жилищного строительства и обязании предоставить таковой.

В обоснование иска указывалось, что в соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ, регламентирующей особенности предоставления земельных участков для целей жилищного строительства, продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков осуществляется на аукционах, за исключением ряда случаев ( п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ, в случае, когда аукцион признан несостоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).

Вместе с тем согласно ст. 17 Федерального Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Но поскольку ЗК РФ регламентировал предоставление земельных участков под ИЖС на возмездной основе с аукциона и не содержит запрета на применение льготных условий для отдельных категорий граждан, то право лица, имеющего инвалидность, на первоочередное получение земельного участка предполагает безусловное его предоставление без процедуры торгов.

Поддерживая исковые требования о предоставлении Алексашовой П.К. свободного земельного участка, представитель прокуратуры Брянского района Шидловский В.В. в судебном заседании не заявлял требований о предоставлении сформированного земельного участка, на который претендовала представитель Алексашовой П.К. Мыскова М.Н.

С учетом отмены судебной коллегией по гражданским делам Брянского областного суда решения Брянского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого исковое заявление прокурора было удовлетворено и отказ администрации Брянского района был признан незаконным, представитель прокуратуры представил суду сведения о том, что Алексашова П.К. в администрацию города Брянска по вопросу постановки её на жилищный учет не обращалась и на очереди по улучшению жилищных условий не состоит. Тем самым нуждаемость в улучшении жилищных условий лица, чьи интересы он защищает, не подтверждается.

Независимо от этого, позиция прокуратуры Брянского района основана на доказательствах, имеющихся в деле с учетом действия Федерального Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В судебное заседание Алексашова П.К. не явилась по причине, которую суд счел уважительной.

Её представитель по доверенности в силу ст. 53 ГПК РФ Мыскова М.Н. обратила внимание суда на то, что заявительница в своем обращении в администрацию Брянского района просила предоставить ей сформированный земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. При этом дата обращения с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка совпадает с датой назначения открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды этого участка. В этом заключается нарушение органом местного самоуправления прав инвалида, почему ею и был выбран из способов их защиты - обращение в прокуратуру района и в этом заключается отличие её требований от требований прокурора.

Считала, что не требует доказывания факт нуждаемости в улучшении жилищных условий инвалида, претендующего на земельный участок, поскольку в однокомнатной квартире Алексашовой П.К. проживает единая семья составом в 6 человек, несмотря на то, что собственниками квартиры являются трое из них.

Представитель ответчика администрации Брянского района в судебное заседание не явился, хотя судом о слушании дела уведомлен своевременно и надлежащим образом. В порядке ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного иска по следующим основаниям.

Как установлено судом, согласно справки серии Алексашова П. К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ года имеет <данные изъяты> по общему заболеванию бессрочно (л.д. 10).

Как усматривается из дела, заявление в администрацию Брянского района о предоставлении земельного участка в аренду под индивидуальное жилищное строительство ею подано ДД.ММ.ГГГГ, в котором она претендует на сформированный участок, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 9).

В соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального Закона РФ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).

Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.

Как усматривается из материалов дела, в отношении земельного участка, на который претендует с ДД.ММ.ГГГГ Алексашова П.К., МУ Комитет по управлению муниципальным имуществом Брянского района (далее МУ КУМИ) в пределах представленных ему полномочий и в соответствии с требованиями законодательства с ДД.ММ.ГГГГ проводил мероприятия по организации аукциона.

ДД.ММ.ГГГГ было продано право на заключение договора аренды земельного участка, находящегося по адресу: <адрес> с кадастровым номером площадью 1500 кв.м. для целей индивидуального жилищного строительства. Победителем при этом была признана Плахова В.А. ( л.д. 34-45).

Признавая действия администрации незаконными и возлагая обязанность на последнюю предоставить Алексашовой П.К. свободный земельный участок, суд Брянского района вынес решение ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого исковое заявление прокурора Брянского района было удовлетворено и возложена обязанность на администрацию района предоставить Алексашовой П.К. свободный земельный участок.

Между тем отменяя судебное решение первой инстанции, суд кассационной инстанции Брянского областного суда в своем определении 26.01.2012 года сослался на то, что по смыслу ст. 17 Федерального Закона РФ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства тесно связано с нуждаемостью инвалидов в улучшении жилищных условий.

Во исполнение кассационного определения Брянского областного суда, суд проверил факт нуждаемости инвалида Алексашовой П.К. в улучшении жилищных условий.

Так из материалов дела следует, что последняя является собственником 1/3 доли квартиры, расположенной в <адрес> общей площадью 28, 2 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 102). Другие 2/3 доли в квартире в равных долях принадлежат её дочери Мысковой М.Н. и внучке Мысковой Д.К., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и ( л.д. 98-101).

Из поквартирной карточки на квартиру ( л.д.25) кроме сособственников в ней зарегистрированы муж Мысковой М.Н.- Мысков К.В., сын Мысков Т.К. и свекровь Мыскова П.С.

Следует отметить, что последние трое членов семьи зарегистрированы в квартире с ДД.ММ.ГГГГ. Оснований их постановки на регистрационный учет представитель истца и прокурор Брянского района не представил. Не назвал причину снятия их с регистрационного учета по другому адресу и необходимость регистрации в этой квартире. При том, что площадь квартиры, находящейся в общей собственности Алексашовой П.К. и Мысковой М.Н., не позволяет регистрировать в квартире других лиц, даже если они и являются членами семьи собственников квартиры.

Согласно ст. 51 ЖК РФ нуждаемость в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма определяется в зависимости от наличия у самого гражданина жилого помещения в собственности или найма либо наличия у такового гражданина жилищных прав члена семьи собственника (нанимателя), жилищной обеспеченности гражданина общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы, соответствия жилого помещения, в котором проживает гражданин, установленным требованиям, факта проживания в одной квартире нескольких семей, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание в одной квартире невозможно.

Суд не счел необходимым собирать дополнительные доказательства и устанавливать наличие у зарегистрировавшихся в 2009 году Мыскова К.В., Мыскова Т.К., Мысковой П.С. других жилых помещений на каком-либо праве и с чем связана необходимость проживания в квартире Алексашовой П.К. с 2009 года.

При решении вопроса о признании истца нуждающейся в улучшении жилищных условий следует исходить из того, что в силу ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 08.05.2009) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным Кодексом Российской Федерации. Минимальный размер площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является учетной нормой, которая на основании ч. 5 ст. 50 ЖК РФ устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Пунктом 6 ст. 50 ЖК РФ предусмотрено положение, в соответствии с которым законами субъектов Российской Федерации для отдельных категорий граждан допускается установление иных учетных норм.

Определяя себя нуждающейся в улучшении жилищных условий Алексашова П.К. ни с 2009 года, ни ранее, не обращалась в орган местного самоуправления о постановке её на учет в качестве нуждающейся.

Согласно п. 3 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 901, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, осуществляется как по месту жительства, так и по месту их работы.

На основании п. 5 тех же Правил инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке.

Таким образом, понятие «первоочередное право» подразумевает наличие очереди и списка нуждающихся инвалидов в предоставлении земельных участков, которые ведутся органами местного самоуправления, наделенными правом предоставлять соответствующие земельные участки в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.

Принуждение администрации Брянского района предоставить земельный участок по конкретному адресу (с указанием площади и позиции), а также свободного земельного участка Алексашовой П.К. только потому, что она является инвалидом и имеет большой состав семьи, суд не может, так как это противоречит ст. 29 ЗК РФ, предусматривающей право органа местного самоуправления предоставлять гражданам и юридическим лицам земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании соответствующего решения – административно-распорядительного акта.

Ст. 56 ГПК РФ определено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

А поскольку доказательств «первоочередного права» на земельный участок инвалида ни представителем прокуратуры Брянского района, ни представителем Мысковой М.Н. не представлено, то и оснований для применения положений ст. 17 Федерального Закона РФ «О социальной защите инвалидов вРФ» к возникшим правоотношениям у суда не имеется. Преимущественное право перед участниками торгов на сформированный участок у Алексашовой П.К. отсутствует.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 209 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора Брянского района Брянской области в интересах Алексашовой П.К. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Брянский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в районный суд.

Председательствующий судья Прядёхо С.Н