Дело № 2-569 (2012г.) РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 мая 2012 года г.Брянск Брянский районный суд Брянской области в составе: председательствующего судьи Петрякова А.В. при секретаре Гоменок О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Брянского районного суда Брянской области дело по исковому заявлению Крестниковской А.И. к МУ-Новодарковичская сельская администрация Брянского района Брянской области о признании незаконным распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на жилищный учет и о признании права на постановку на учет, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, УСТАНОВИЛ: Истец Крестниковская А.И. обратилась в суд с настоящим иском, указав, что распоряжением МУ-Новодарковичская сельская администрация Брянского района от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано в постановке на жилищный учет, как вдове участника Великой Отечественной Войны. Считает, указанное распоряжение незаконным и необоснованным, поскольку оно противоречит действующему законодательству. В настоящее время она проживает в доме, принадлежащем на праве собственности ее дочери Работиной Н.П., общая площадь жилого дома составляет 57, 4 кв.м., своего жилья она не имеет. Считает, что она имеет полное право на получение вышеуказанных мер социальной поддержки. Просит суд признать распоряжение МУ-Новодарковичская сельская администрация Брянского района № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке истца на жилищный учет как вдове участника ВОВ, незаконным, признать за ней право на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы участника ВОВ, с момента подачи заявления. Обязать МУ-Новодарковичская сельская администрация Брянского района Брянской области поставить ее на учет в качестве, нуждающейся в жилом помещении, в соответствии с ФЗ «О Ветеранах». Представители истца Кресниковской А.И. по доверенности Ерченко В.С., Соломатин А.А. в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования и просили суд удовлетворить их в полном объеме. Представитель ответчика МУ-Новодарковичсккая сельская администрация Брянского района в судебное заседание не явился, однако до начало судебного заседания от него было представлено письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, при вынесении судебного решения полагался на усмотрение суда. В судебном заседании третье лицо Работина Н.П. полагала, что заявленные исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, Крестниковская А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является вдовой ветерана ВОВ Крестниковского П.П. – умершего, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15,18). Согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», ст. ст. 15, 21 ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны имеют право на ряд мер социальной поддержки. Данный Закон гарантировал ветеранам и инвалидам ВОВ, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, состоящим на учете в качестве лица нуждающегося в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Общий порядок обеспечения мер социальной поддержки для данной категории граждан был установлен ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах». Участники, инвалиды Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Впоследствии, в целях скорейшего завершения программы улучшения жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку, был издан Указ Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (ред. от 09.01.2010) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов». Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем на уровне субъекта Российской Федерации (в данном случае Брянской области) утвержден постановлением администрации Брянской области от 13.09.2006 N 559 (ред. от 14.04.2011) «Об утверждении Положения о форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и порядке предоставления им жилых помещений на территории Брянской области». Согласно п.6 указанного Положения учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований области. Реализуя свои законные права на получение мер социальной защиты, как вдовы участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий, Крестниковская А.И. обратилась в адрес МУ Новодарковичская сельская администрация с заявлением о постановке на жилищный учет. Вместе с заявлением она представила необходимый пакет документов. Однако, при рассмотрении заявления Крестниковской А.И. распоряжением МУ-Новодарковичская сельская администрация Брянского района от ДД.ММ.ГГГГ № в постановке на учет по улучшению жилищных условий было отказано в связи с тем, что общая площадь превышает на человека установленную учетную норму (ст.54 п.1 п.п. 2 Жилищного кодекса РФ) (л.д.9). Данное жилое помещение расположенное по адресу: <адрес> где зарегистрирована и проживает Крестниковская А.И., общей площадью 57,4 кв.м., принадлежит на праве собственности ее дочери Работиной Н.П. (л.д.24). С данным решением ответчика суд не может согласиться, поскольку оно вынесено без учета и оценки всех существенных обстоятельств, имеющих значение для определения нуждаемости вдовы умершего участника Великой Отечественной войны Крестниковской А.И. в улучшении жилищных условий. Согласно данным, представленным ГУП «Брянскоблтехинвентаризация», Управлением Росреестра по Брянской области, жилых помещений, принадлежащих Крестниковской А.И. на праве собственности, либо занимаемых на основании договора социального найма, не имеется (л.д. 19, 20). Кроме того, в судебном заседании установлено, что Крестниковская А.И., хотя и вынуждено совместно проживает с собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (Работиной Н.П. и членами ее семьи), однако, родственных связей с ней не поддерживает, не ведет общего бюджета и хозяйства с собственником жилого помещения, где она проживает, средства для существования получает за счет собственной пенсии. Данные обстоятельства надлежащим образом подтверждаются материалами дела. В силу положений ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Кроме того, действующим законодательством установлено, что целью реализации направления по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан является обеспечение возможности приобретения жилья гражданами, перед которыми Российская Федерация имеет обязательства по обеспечению жильем или улучшению жилищных условий. Основными мерами, осуществляемыми по данному направлению, являются, в том числе выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов - очередников на улучшение жилищных условий, перед которыми Российская Федерация взяла на себя обязательства по улучшению жилищных условий в процессе разграничения полномочий. Неисполнение должностными лицами органов местного самоуправления должным образом требований законодательства о порядке обеспечения жильем указанной категории граждан, незаконное и необоснованное воспрепятствование осуществлению их прав входит противоречие с перечисленными выше требованиями законодательства, нарушает законные права и интересы нуждающейся в улучшении жилищных условий вдовы участника Великой Отечественной войны Крестниковской А.И. При таких обстоятельствах суд находит установленным, что распоряжение МУ Новодарковичская сельская администрация от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в постановке на жилищный учет Крестниковской А.И. является необоснованным, поскольку нарушает жилищные права истца, гарантированные Конституцией Российской Федерации, препятствует нуждающейся в улучшении жилищных условий вдове участника Великой Отечественной войны Крестниковской А.И. реализовать свое законное право на обеспечение жильем, установленное Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», а также Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлен перечень основных способов защиты гражданских прав. Согласно указанному перечню защита гражданских прав, в том числе, осуществляется путем: признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права. Оценив добытые и исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства в совокупности суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199,209 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Крестниковской А.И. удовлетворить. Признать незаконным распоряжение МУ-Новодарковичская сельская администрация Брянского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № в постановке Крестниковской А.И., как вдовы умершего участника Великой Отечественной войны на учет по улучшению жилищных условий. Признать Крестниковскую А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения нуждающейся в улучшении жилищных условий. Обязать МУ-Новодарковичская администрация Брянского района Брянской области поставить Крестниковскую А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на жилищный учет, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, с даты ее первоначального обращения. Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Брянский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий судья А.В. Петряков