2-481/2012 о понуждении к совершению действий



Дело № 2-481/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Брянск 22 мая 2012 года

Брянский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Степнова И.А..

при секретаре Афанасенковой Т.М.,

с участием помощника прокурора

Брянского района Брянской области Султанова Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Брянского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МБУК «Пальцовский поселенческий культурно–просветительский центр», МУ Пальцовская сельская администрация о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Брянского района Брянской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ с настоящим иском ссылаясь на то, что прокуратурой Брянского района Брянской области проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности и противодействию терроризма и деятельности МБУК «Пальцовский поселенческий культурно-просветительный центр», расположенного в <адрес>. В ходе проведенной в ДД.ММ.ГГГГ ОГПН Брянского района в доме культуры проверки были выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, в том числе в виде отсутствия на объекте системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей в случае пожара. По результатам проведенной ОГПН Брянского района проверки директору дома культуры было выдано предписание об устранении нарушений правил пожарной безопасности сроком до ДД.ММ.ГГГГ, директор дома культуры был привлечен к административной ответственности в виде штрафа. В ходе проведенной прокуратурой Брянского района проверки установлено, что здание МБУК «Пальцовский поселенческий культурно-просветительный центр» не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения людей в случае пожара. Из объяснений директора МБУК «Пальцовский поселенческий культурно-просветительный центр» установлено, что здание дома культуры не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения людей в случае пожара по причине отсутствия финансирования на указанные цели.

Исходя из изложенного прокурор Брянского района Брянской области просит суд обязать ответчиков МБУК «Пальцовский поселенческий культурно–просветительский центр», МУ Пальцовская сельская администрация выполнить комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий, направленных на оборудование здания МБУК «Пальцовский поселенческий культурно-просветительный центр» системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения людей в случае пожара.

В судебном заседании помощник прокурора Брянского района Брянской области Султанов Р.Р. исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика - директор МБУК «Пальцовский поселенческий культурно-просветительный центр» Борисова Т.Н. (п.4 Постановления МУ Пальцовской сельской администрации «О создании МБУК «Пальцовский поселенческий культурно – просветительский центр» от ДД.ММ.ГГГГ – л.д.34; доверенность на представление интересов юридического лица в Брянском районном суде Брянской области – л.д.62) исковые требования прокурора посчитала обоснованными, поскольку указанные нарушения, в виде отсутствия системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей в случае пожара наличествуют. Дополнительно пояснила суду, что в 2012 году в здании МБУК «Пальцовский поселенческий культурно-просветительный центр» планируется проведение капитального комплексного ремонта всех помещений, в том числе с установкой автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей в случае пожара, в связи, с чем представитель ответчика - МБУК «Пальцовский поселенческий культурно-просветительный центр» полагает нецелесообразным обязывать их в настоящий момент устанавливать указанное оборудование и при удовлетворении исковых требований прокурора Брянского района Брянской области МБУК «Пальцовский поселенческий культурно-просветительный центр» будет ходатайствовать перед судом о предоставлении отсрочки. Проектно-сметная документация на проведение работ уже подготовлена, финансирование осуществляется посредством спонсорской помощи. Сразу после проведения аукциона будут начаты ремонтные работы, и до конца года ремонт будет произведён, в том числе и с установкой системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей в случае пожара. В настоящее время КПЦ функционирует и его посещают люди.

В судебном заседании представитель ответчика – глава МУ Пальцовская сельская администрация Пикалова Н.И. (Распоряжение МУ Пальцовская сельская администрация «О вступлении в должность главы Пальцовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ – л.д.31) исковые требования прокурора Брянского района Брянской области посчитала обоснованными, но преждевременными. Дополнительно сообщила суду, что в настоящее время в здании МБУК «Пальцовский поселенческий культурно-просветительный центр» ведётся ремонт, финансирование которого осуществляется за счет спонсорских средств, выделяемых «Газпромом». На ремонт фасадной части МУ Пальцовской сельской администрацией уже освоено 8,5 миллионов рублей и на 9 миллионов дополнительно составлена смета на капитальный ремонт всех помещений, куда входит также оборудование системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей в случае пожара. В настоящее время устанавливать систему автоматической пожарной сигнализации и систему оповещения людей в случае пожара нецелесообразно, в виду того, что потом нужно будет производить капитальный ремонт помещений. Установку системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей в случае пожара за средства муниципального бюджета на момент рассмотрения данного гражданского дела судом невозможна, поскольку бюджет у МУ Пальцовская сельская администрация на ДД.ММ.ГГГГ составляет 2,5 миллиона рублей, а на установку системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей в случае пожара необходимы большие средства.

В судебном заседании представитель третьего лица - Отдела надзорной деятельности по Брянскому району Главного управления МЧС России по Брянской области - Цмыга П.В. (доверенность имеется в материалах дела) исковые требования прокурора Брянского района Брянской области посчитал законными и обоснованными. Дополнительно сообщил суду, что система автоматической пожарной сигнализации и система оповещения людей в случае пожара в обязательном порядке должны быть установлены в здании клуба, поскольку их отсутствие является грубейшим нарушением пожарной безопасности. Более того, указанное здание предназначено для большого скопления людей, что в очередной раз свидетельствует об обязательности установки средств пожарной безопасности. Эксплуатация МБУК «Пальцовский поселенческий культурно-просветительный центр» в настоящее время ведётся. Директор МБУК «Пальцовский поселенческий культурно-просветительный центр» ранее привлекался к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности в виде штрафа в размере 1500 рублей.

Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Брянского района Брянской области по следующим основаниям.

Согласно ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что в ходе проведенной в ДД.ММ.ГГГГ ОГПН Брянского района в доме культуры проверки были выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, в том числе в виде отсутствия на объекте системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей в случае пожара. По результатам проведенной ОГПН Брянского района проверки директору дома культуры было выдано предписание об устранении нарушений правил пожарной безопасности сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-10). Факт о невыполнении требования МБУК «Пальцовский поселенческий культурно-просветительный центр» об установке системы автоматической пожарной сигнализации и система оповещения людей в случае пожара подтверждается письмом МУ Пальцовской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8), пояснениями представителя ответчика - директор МБУК «Пальцовский поселенческий культурно-просветительный центр» Борисовой Т. Н., представителя ответчика – глава МУ Пальцовская сельская администрация Пикаловой Н.И., зафиксированных в протоколе судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.89-91).

Вместе с тем согласно пояснениям представителей ответчиков установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ в здании МБУК «Пальцовский поселенческий культурно-просветительный центр» планируется проведение капитального комплексного ремонта всех помещений, в том числе с установкой автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей в случае пожара согласно подготовленной проектно – сметной документации на проведении ремонта МБУК «Пальцовский поселенческий культурно-просветительный центр». Данный факт подтверждается следующими имеющимися материалами дела: текс объяснения Борисовой Т.Н. помощнику прокурора Брянского района Брянской области Султанову Р.Р. от ДД.ММ.ГГГГ – л.д.6; письмо МУ Пальцовской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ - л.д.8; письмо МУ Пальцовская сельская администрация от ДД.ММ.ГГГГ – л.д.32; п.2.1. пояснительной записки к тому 1 (электротехническая часть) проектной документации по проведению капитального ремонта в МБУК «Пальцовский поселенческий культурно-просветительный центр» (л.д.87-88).

В материалах дела имеется Локальная смета на пожарную сигнализацию МБУК «Пальцовский поселенческий культурно-просветительный центр» (л.д.76-85), которая ни кем на момент рассмотрения судом данного гражданского дела не утверждена, не подписана, не согласована. Сведений о согласовании, подписании, утверждении данной сметы в материалах дела не имеется.

Согласно ст.ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь, охрану здоровья. Жизнь человека охраняется Конституцией и законодательством Российской Федерации как самая главная ценность в обществе. Вместе с тем отсутствие системы оповещения людей в случае пожара создает угрозу безопасности жизни и здоровью людей, тем самым нарушая вышеприведенные положения Конституции Российской Федерации.

Согласно ч.3 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

Согласно п.1, п.4 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313, требования пожарной безопасности - это обязательные для применения и исполнения органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества, охраны окружающей среды, руководители организации на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

Согласно положений ст. ст. 19,37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре, руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, незамедлительно сообщать в пожарную охрану о неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В материалах дела имеется Устав МБУК «Пальцовский поселенческий культурно-просветительный центр», утвержденный Постановлением Пальцовской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-25).

Согласно положениям п.п. 1.2., 1.6., 1.7., 1.9., 3.5., 5.4., 5.7. данного Устава учредителем МБУК «Пальцовский поселенческий культурно-просветительный центр» и собственником имущества является МУ Пальцовская сельская администрация Брянского района Брянской области, учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета открытые в соответствии с действующим законодательством, учреждение для достижения своей цели вправе приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанность, быть истцом и ответчиком в суде в соответствии с действующим законодательством РФ, учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за Учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, собственник имущества учреждения не несет ответственности по обязательствам учреждения, учреждение обязано обеспечивать своих работников безопасными условиями труда, выполнять иные обязанности в соответствии с действующим законодательством, руководитель подотчетен в своей деятельности учредителю, руководитель учреждения несет перед учреждением ответственность за обеспечение правил противопожарной безопасности.

Согласно положениям п. 1, п.2, п.5 ст. 2, п.п. «а» п.4 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, законности, системности и комплексного использования правовых мер противодействия терроризму, противодействие терроризму -деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Согласно п.п. 7, 3, 8, 9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Таким образом, нарушение правил пожарной безопасности является одной из причин способствующей повышению уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае совершения террористического акта, и как следствие препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных фактов пожара и своевременной эвакуации, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, находящихся в зоне действия пожара.

На основании изложенного, руководствуясь, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Брянского района Брянской области удовлетворить.

Обязать МУ – «Пальцовская сельская администрация» и МБУК «Пальцовский поселенческий культурно-просветительный центр» выполнить комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий, направленных на оборудование здания МБУК «Пальцовский поселенческий культурно-просветительный центр» системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения людей в случае пожара.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Брянский областной суд через Брянский районный суд Брянской области в течение 1-го месяца с момента изготовления в окончательной форме.

Председательствующий

судья И.А. Степнов