2-570/2012 о понуждении к совершению действий



Дело № 2-570/ 2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июля 2012 года г. Брянск

Брянский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Саворинко Г.П.,

при секретаре Евдокимовой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Брянского района в защиту социальных прав, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты Яшкиной О.В. к ГКУ ОСЗН Брянского района о понуждении к действию,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Брянского района Брянской области обратился в суд с иском в защиту социальных прав, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты Яшкиной О.В. о понуждении к действию ссылаясь на то, что прокуратурой в связи с обращением Яшкиной О.В. проведена проверка исполнения ГКУ ОСЗН Брянского района законодательства о социальной защите инвалидов. В ходе проверки установлен факт нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, допущенный ГКУ ОСЗН Брянского района.

Пояснил, что до ДД.ММ.ГГГГ Яшкина О.В. являлась законным представителем своей матери - Хохловой К.В., проживавшей в <адрес> и имевшей 1 группу инвалидности. Реализовывая свои обязанности по уходу за нетрудоспособной матерью, ДД.ММ.ГГГГ Яшкина О.В. приобрела в соответствии с ее индивидуальной программой реабилитации, за свой счет, необходимые для этих целей технические средства, а именно: кресло-туалет и трость. ДД.ММ.ГГГГ Хохлова К.В. обратилась в ГКУ ОСЗН Брянского района с заявлением о компенсации расходов, понесенных на приобретение указанных предметов, подтвердив это документально. ДД.ММ.ГГГГ Хохлова К.В. умерла.

ДД.ММ.ГГГГ Яшкина О.В. обратилась в ГКУ ОСЗН Брянского района с заявлением о компенсации расходов по приобретению средств индивидуальной реабилитации инвалида в размере 6019 руб. 30 коп, в чем ей было отказано. ДД.ММ.ГГГГ Яшкина О.В. обратилась в прокуратуру Брянского района за защитой нарушенных социальных прав.

По результатам проверки прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление начальнику Управления социальной защиты населения Брянской области с требованием принять решение о выплате указанной компенсации Яшкиной О.В. В удовлетворении данного представления прокуратуре было отказано.

Полагает, что действия (бездействие) ГКУ ОСЗН Брянского района не основаны на законе, противоречат нормам действующего законодательства, установленным, в частности, Федеральным законом N 181-ФЗ от 21.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 N57h, Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно -ортопедическими изделиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 N 57н (ред. от 08.09.2011) "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации", Гражданским кодексом РФ и т.д.

Указал, что проверкой также установлено, что Хохлова К.В. в связи с тяжелой болезнью нуждалась в постоянном уходе с ДД.ММ.ГГГГ. Яшкина О.В. осуществляла за матерью уход на протяжении последних 3 месяцев вплоть до ее смерти (ДД.ММ.ГГГГ), который заключался в приобретении соответствующих медикаментов, в посещении совместно с ней медицинских учреждений, в ведении домашнего хозяйства. В связи с этим, каждые выходные Яшкина О.В. фактически проживала совместно со своей матерью. При таких обстоятельствах полагает, что смерть инвалида не может являться препятствием для получения компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации его законным представителем.

С учетом уточнения иска (л.д.48-49) окончательно просит признать отказ ГКУ ОСЗН Брянского района в компенсации Яшкиной О.В., приобретенных за собственный счет выше указанных технических средств реабилитации, незаконным.

Обязать ГКУ ОСЗН Брянского района принять решение о выплате
Яшкиной О.В. компенсации в размере 6019 рублей 30 копеек за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации: кресло-туалет и трость; и выплатить Яшкиной О.В. названную компенсацию

В судебном заседании прокурор Канищев Д.А. поддержал исковые требования, ссылаясь на те же обстоятельства. Просил иск удовлетворить.

В судебном заседании истец (в порядке ч.2 ст. 38 ГПК РФ) Яшкина О.В. поддержала исковые требования и просили удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика ГКУ ОСЗН Брянского района Залевская Т.А. иск не признала, ссылаясь на основания, изложенные в отзыве на исковое заявление (л.д.43-44). Просила в иске отказать.

Неявка в судебное заседание прочих лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, и не просивших об его отложении, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав прокурора, лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (статьи 2, 17 и 18 Конституции Российской Федерации).

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Яшкиной О.В. приходится дочерью Хохловой К.В., проживавшей в <адрес>, имевшей 1 группу инвалидности (л.д.12, 15,16,19,20).

В настоящее время государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, а также меры социальной защиты инвалидов определяются Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

В частности в данном законе, ст.10, прямо отражено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с нормами ч. 1 ст.11 названного Федерального закона, индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. На основании ч. 3 ст. 11 данного Федерального закона, индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Как усматривается из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ ФГУ медико-социальной экспертизы по Брянской области разработало индивидуальную программу реабилитации инвалида Хохловой К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Данной программой, среди прочего, в разделе «технические средства реабилитации» были предусмотрены кресло-туалет и трость. Исполнителем проведения указанных мероприятий обозначено ОСЗН (л.д.17-18).

ДД.ММ.ГГГГ Хохлова К.В. обратилась к ответчику по поводу получения указанных технических средств, необходимых для ее реабилитации. Не получив положительного ответа Яшкина О.В., реализуя свои обязанности по уходу за нетрудоспособной матерью, ДД.ММ.ГГГГ приобрела кресло-туалет (5700 рублей) и трость (319 рублей 30 копеек) за свой счет, оплатив в общей сложности 6019 рублей 30 копеек (л.д.21,22).

Частью 6 статьи 11 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что, если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации инвалид приобрел за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации. Аналогично, в соответствии с п. 15 (1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N240, в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) инвалид приобрел за собственный счет, то инвалиду выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия), но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия), предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими правилами. Конкретный порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации разработан и утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 N57h.

ДД.ММ.ГГГГ инвалид Хохлова К.В. обратилась в ГКУ ОСЗН Брянского района с заявлением о компенсации расходов, понесенных на приобретение указанных предметов, подтвердив это документально. Не получив полагающегося возмещения ДД.ММ.ГГГГ Хохлова К.В. умерла (л.д.16,23).

Исходя из положений пункта 1 ст. 1183 Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ) право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали. При этом в пункте 1 статьи 1183 ГК РФ идет речь только о тех суммах, которые предоставлены лицу в качестве средств к существованию, то есть предназначены для потребления (расходования) в целях жизнеобеспечения -удовлетворения обычных, повседневных потребностей, что свидетельствует в пользу социального характера рассматриваемых сумм, что и обуславливает особую процедуру посмертного их перехода. Социальные выплаты не включаются в состав наследства и не наследуются, а потому в отношении них не применяются правила о наследовании по завещанию и по закону. Право на их посмертное получение по самостоятельному (иному, чем наследование) основанию имеют две категории граждан: члены семьи умершего, проживавшие с ним совместно, и нетрудоспособные иждивенцы умершего независимо от места их проживания.

ДД.ММ.ГГГГ Яшкина О.В. обратилась в ГКУ ОСЗН Брянского района с заявлением о компенсации расходов по приобретению средств индивидуальной реабилитации инвалида (в размере 6019 руб. 30 коп). Поскольку в удовлетворении ее заявления было отказано ДД.ММ.ГГГГ Яшкина О.В. подала заявление, адресованное прокурору Брянского района о защите нарушенных социальных прав. (л.д.8,9,10). Как усматривается из материалов дела, проведенной прокуратурой Брянского района проверкой установлено, что Яшкина О.В. осуществляла уход за матерью, которая в связи с тяжелой болезнью нуждалась в постоянной посторонней помощи, с ДД.ММ.ГГГГ и по момент смерти Хохловой К.В. Уход заключался в приобретении соответствующих медикаментов, в посещении совместно с ней медицинских учреждений, в ведении домашнего хозяйства. Каждые выходные Яшкина О.В. фактически проживала совместно со своей матерью.

При таких обстоятельствах, исходя из системного анализа названных выше норм права, суд соглашается с доводами иска относительно того, что смерть инвалида не может являться препятствием для получения компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации его законным представителем.

Суд также принимает во внимание, что распоряжением Правительства РФ от 27.12.2010 N 2420-р утверждено «Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и администрацией Брянской области о передаче администрации Брянской области осуществления части полномочий Российской Федерации». В целях реализации указанного Соглашения, постановлением Администрации Брянской области от 16.03.2011 N 192 «О предоставлении мер социальной поддержки инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также об оказании государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно» утвержден «Порядок организации назначения и выплаты компенсации инвалидам (ветеранам) за технические средства реабилитации…. В соответствии с п. 1.5. названного Порядка, органом, осуществляющим организацию назначения и выплаты компенсации стоимости технического средства реабилитации, является управление социальной защиты населения Брянской области. Прием документов для назначения компенсации и назначение компенсации стоимости технического средства реабилитации осуществляют государственные бюджетные учреждения отделы социальной защиты населения Брянской области.

Статья 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан при наличии обращения граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечение права на жилище в государственном муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Таким образом, оценив в совокупности добытые и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования прокурора Брянского района обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 209, 321 ГПК РФ, суд

Р ЕШ И Л:

Иск прокурора Брянского района Брянской области удовлетворить.

Признать отказ ГКУ ОСЗН Брянского района в компенсации Яшкиной О.В., приобретенных за собственный счет выше указанных технических средств реабилитации, незаконным.

Обязать ГКУ ОСЗН Брянского района принять решение о выплате Яшкиной О.В. компенсации в размере 6019 рублей 30 копеек за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации для инвалида: кресло-туалет и трость; и выплатить Яшкиной О.В. названную компенсацию.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Брянский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья Саворинко Г.П.