2-465/2012 о понуждении к совершению действий



Дело № 2-465 /2012 г. /

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 сентября 2012 года г. Брянск

Брянский районный суд Брянской области в составе:

Председательствующего судьи Прядёхо С.Н.,

С участием помощника прокурора

Брянского района Брянской области Варгашкина С.М.,

При секретаре Криштоп И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Брянского района Брянской области в интересах Богданова С.И. к администрации Брянской области о предоставлении муниципального жилья в границах поселения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Брянского района Брянской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Богданова С.И. к администрации Брянского района о предоставлении последнему благоустроенного муниципального жилья площадью не менее 33 кв.м. в границах Добруньского сельского поселения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку мать Богданова Л.И. была лишена родительских прав на основании решения Брянского районного суда от 29.12.1999 года, а сведения об отце в актовую запись о рождении внесены со слов матери.

Помимо указанного Богданов С.И. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в Добруньской сельской администрации в качестве нуждающегося в жилом помещении. В настоящее время администрацией Брянского района не предпринято мер для обеспечения Богданова С.И. благоустроенным жильем, в то время как в соответствии со ст. 2 Закона Брянской области от 01.12.2011 года № 124-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», органы местного самоуправления муниципальных образований, обладающих статусом городского округа, муниципального района, наделяются отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Регистрация и проживание Богданова С.И. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> носит временный характер, не свидетельствует о его обеспеченности в жилье.

В судебном заседании прокурор Брянского района исковые требования уточнил, заявляя их к администрации Брянской области. При этом администрация Брянского района наряду с Добуньской сельской администрацией по заявленным требованиям являются третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований.

Свой иск прокурор мотивировал следующим.

В силу п. 1 ст. 8 Федерального Закона РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой(попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к расходным обязательствам субъектов РФ в соответствии со ст. 5 этого Федерального закона.

Главным распорядителем средств областного бюджета по вышеуказанным расходам является администрация Брянской области на основании п. 2 «Порядка предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление отдельных государственных полномочий Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», утвержденного постановлением администрации Брянской области от 23.03.2012 года № 275.

Средства субвенций направляются на оплату расходов, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в том числе на исполнение судебных решений о предоставлении жилых помещений администрацией Брянской области, муниципальными районами и городскими округами ( п. 3 Порядка).

Руководствуясь указанным, прокурор просил суд возложить на администрацию Брянской области обязанность предоставления Богданову С.И. муниципального жилья, отвечающего установленным санитарным и техническим нормам и правилам, не менее 33 кв.м.

Богданов С.И. в окончательное судебное заседание не явился. Вместе с тем пояснил, что в ходе судебного разбирательства главой сельской администрации с ним заключен договор социального найма жилого помещения, условия и содержание которого удовлетворяют его интересы. Просил суд о прекращении производства по делу.

Представитель ответчика администрации Брянской области Черникова С.И. исковые требования не признала. Пояснила суду, что органы местного самоуправления муниципальных районов наделены отдельными государственными полномочиями Брянской области по расчету и предоставлению бюджетам поселений дотаций, субсидий и субвенций, полученных за счет субвенций из областного бюджета. Исходя из указанного иск прокурора адресован к ненадлежащему ответчику.

Представитель третьего лица администрации Брянского района Ганус Т.А. заявленные требования считала необоснованными и пояснила, что денежные средства из областного бюджета в размере 1773200 рублей (субвенция) поступили в администрацию района на обеспечение жилыми помещениями детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. До настоящего времени субвенция остается не освоенной. Обратила внимание суда и прокурора района на то, что в сводном списке по Брянскому муниципальному району таких детей и приравненных к ним лиц насчитывается 99. Преимущественное право одного перед другим законодательство не предусматривает, поэтому представляется не законным выделение субвенции на жилое помещение одному истцу без учета других лиц, значащихся в списке и нуждающихся в жилье. При том, что согласно списка Богданов С.И. стоит под .

Представитель третьего лица МУ «Добруньская сельская администрация» Ивашнева Е.В. исковые требования прокурора района не поддержала. В судебное заседание, состоявшееся ДД.ММ.ГГГГ, представила договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный МУ «Добруньская сельская администрация» с Богдановым С.И.

Согласно договора социального найма «наймадатель» в лице главы Добрунского сельского поселения передает «нанимателю» в лице Богданова С.И. находящееся в муниципальной собственности в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение общей площадью 27,5 кв.м., расположенное в <адрес>.

Представитель третьего лица отдела по делам семьи, охране материнства и детства, демографии администрации Брянского района Прудникова Н.В. исковые требования также не поддержала, представив акт проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого дом, принадлежащий МУ «Добруньская сельская администрация», комиссия засвидетельствовала жилым, а предоставленную комнату изолированной, сухой, с балконом, ванной, санузлом, центральным отоплением, газовой колонкой, водопроводом.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного иска по следующим основаниям.

Согласно свидетельству о рождении серии от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Теменичским сельским Советом Брянского района Брянской области Богданов С.И. родился ДД.ММ.ГГГГ. Его родителями записаны Богданова Л.И. и Богданов И.П. ( л.д. 8).

Согласно решения Брянского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Величко Л.И. ( добрачная фамилия Богданова Л.И.), являясь матерью пятерых детей, в том числе и Богданова С.И., была лишена родительских прав в отношении троих детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения ( л.д. 12-13). Согласно свидетельства о смерти, выданного ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГС Брянского района управления записи актов гражданского состояния Брянской области, Величко Л.И. умерла ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 55).

На основании решения Брянского районного суда Брянской области от 21.06.2004 года Величко И.П. был лишен родительских прав в отношении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 52). (Основания изменения фамилии отца и основания для не лишения прав в отношении других детей не установлены ввиду отсутствия местонахождения ответчика. Судьба остальных детей в настоящее время неизвестна).

Вместе с тем для суда стало очевидным, что лишение родительских прав родителей Богданова С.И. послужило основанием для вынесения администрацией Брянского района постановления от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которого за Богдановым С.И. было закреплено жилье, расположенное по адресу: <адрес>.

Суд также установил, что в ДД.ММ.ГГГГ дом по названному адресу был признан аварийным и не подлежащим восстановлению. По этой причине Богданову С.И. было предложено временное жилье, расположенное в общежитии по адресу: <адрес>, которое также является аварийным.

Тем самым нуждаемость истца в судебном заседании подтверждена.

Из материалов дела следует, что в ДД.ММ.ГГГГ Богданов С.И. обратился в прокуратуру Брянского района с заявлением об оказании содействия в разрешении вопроса получения жилья, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, так как постановка на очередь на получение жилья еще не свидетельствует о реализации такого права.

Действительно право на жилище является конституционным правом человека и гражданина ( п. 1 ст. 40 Конституции РФ) и принципом жилищного права ( п. 1 ст. 1 ЖК РФ).

В соответствии с абз.2 п.1 ст. 8 Федерального Закона РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой(попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно п. «в» ч. 2 ст. 8 Закона Брянской области № 37-З от 9.06.2006 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области» регистрация граждан в зависимости от оснований их принятия на учет производится органом местного самоуправления в книгах, составляемых по каждой категории граждан, в том числе в отношении граждан, определенных федеральным законом и законом Брянской области, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) законом Брянской области основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.".

Учет детей -сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется с учетом особенностей.

Согласно п. «б» ч. 2 ст. 8.1 Закона Брянской области № 37-З от 9.06.2006 года на учет для внеочередного предоставления жилых помещений принимаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа, имевшие закрепленное в соответствии с законодательством жилье на момент лишения родительского попечения, но впоследствии утратившие его ( по причине сноса, признания в установленном порядке непригодным для проживания, уничтоженного в результате стихийного бедствия либо утратившие право на жилое помещение по иным основаниям). Пунктом 3 части 2 той же статьи определено, что учет детей, оставшихся без попечения, осуществляется по месту жительства. А в п. 4 сказано, что принятие на учет осуществляется на основании решения органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Брянской области со дня возникновения у указанных лиц статуса ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей…

В этой связи существенным обстоятельством, имеющим значение для дела, является принятое решение администрацией Брянского района в ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 53) о закреплении права проживания за несовершеннолетним Богдановым С.И. жилого помещения, а в связи с его утратой, принятое постановление за от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 50) о внесении в банк данных информации о несовершеннолетнем для получения жилья.

Постановка Богданова С.И. на учет на получение жилья в Добруньской сельской администрации на основании протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 23) не свидетельствует о возникновении права на жилое помещении у истца с ДД.ММ.ГГГГ, так как было принято позже, чем постановление администрации Брянского района от ДД.ММ.ГГГГ . Однако это обстоятельство является доказательством, что на протяжении пяти лет жилищная проблема лица, оставшегося без попечения родителей, органами исполнительной власти по его месту жительства не разрешалась.

Относительно спорного вопроса финансового обеспечения жилого помещения истца, суд руководствуется следующим.

Статья 140 БК РФ содержит понятие и порядок предоставления субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта РФ. В п. 1 ст. 154 БК РФ обозначены основные направления, по которым осуществляются бюджетные полномочия исполнительными ОГВ (исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований).

Ст. 7 Закона Брянской области № 126-З от 13.08.2007 года «О межбюджетных отношениях в Брянской области» предусматривает наделение органов местного самоуправления муниципальных районов на неопределенный срок отдельными государственными полномочиями Брянской области по расчету и предоставлению бюджетам поселений дотаций, субсидий и субвенций, полученных за счет субвенций из областного бюджета на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поселений.

А в силу ст. 6 Закона Брянской области № 126-З от 13.08.2007 года «О межбюджетных отношениях в Брянской области» цели и условия предоставления и расходования указанных субсидий местным бюджетам из областного бюджета, критерии отбора муниципальных образований для предоставления субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются нормативными правовыми актами администрации Брянской области.

Так ДД.ММ.ГГГГ за администрация Брянской области приняла постановление, которым утвержден «Порядок предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление отдельных государственных полномочий Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа».

В пункте 9 Порядка по подпунктам прописан порядок расходования субвенций по предоставлению жилых помещений муниципальными районами и городскими округами лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на территории которого они проживают.

Обращено внимание суда и на п. 9.3 Порядка, согласно которого благоустроенные жилые помещения приобретаются в муниципальную собственность на первичном или вторичном рынке жилья, у физических или юридических лиц на основании договоров купли-продажи жилых помещений в соответствии с Федеральным Законом от 21.07.2005 года № 94-ФЗ.

Тем самым Закон допускает различные формы реализации права льготной категории лиц на жилые помещения, включая приобретение их по договорам купли-продажи, в результате чего повышается уровень гарантий материального обеспечения указанной категории лиц.

В п. 2.6 Порядка взаимодействия структурных подразделений администрации Брянского района и органов местного самоуправления сельских поселений при реализации отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, утвержденного постановлением администрации Брянского района от 03.05.2012 года № 980/1 указано, что жилье, приобретенное детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, используется муниципальными образованиями по целевому назначению.

В случае высвобождения жилого помещения, приобретенного за счет средств областного бюджета и переданного детям-сиротам по договору социального найма, администрация Брянского района перераспределяет его лицам данной категории в соответствии с очередностью в сводном списке детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья.

Исходя из такого понимания природы предоставления жилых помещений лицам, оставшимся без попечения родителей, суд приходит к выводу, что заключение договора социального найма жилого помещения с истцом в настоящий момент является наилучшим способом удовлетворения его потребности в жилье, чем реализация этого права в будущем.

Суд критически относится к доводу представителя прокуратуры Брянского района о том, что представленное по договору социального найма жилое помещение по площади ниже установленной социальной нормы на одиноко проживающего (33 кв.м.).

Ст. 24 Федерального Закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ» позволяет прокурору вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

В настоящем споре это нарушение не является предметом разбирательства.

Ссылка прокурора Брянского района на применение Федерального Закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ также не состоятельна, так как согласно ст. 4 Закона он вступает в силу с 1 января 2013 года.

Наряду с указанным судом учтено, что в силу ст. 45 ГПК РФ прокурор в случае предъявления им иска в защиту чужих интересов занимает положение процессуального истца, и поэтому в полной мере пользуется всеми процессуальными правами и обязанностями истца.

А с учетом того, что осуществляя свои полномочия, прокурор не защищает интересы Богданова С.И., поскольку они не совпадают с интересами последнего, то в заявленном иске прокурору района следует отказать и по этому основанию.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 209 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора Брянского района Брянской области в интересах Богданова С.И. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления в Брянский районный суд.

Председательствующий судья С.Н. Прядёхо