дело № 2-109/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ(Заочное)
с. Брейтово 28 июня 2010 года
Брейтовский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Савельева Р.В., с участием истицы Кузнецовой Н.Л., при секретаре судебного заседания Беляевой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой Н.Л. к МУП ЖКХ «Брейтовское», администрации и отделу финансов Брейтовского муниципального района, по требованиям:
1. Обязать МУП ЖКХ «Брейтовское» не начислять платежи за отопление квартиры по адресу № 1
2. Обязать МУП ЖКХ «Брейтовское» произвести пересчет лицевого счета и взыскать излишне уплаченную сумму за отопление, текущий ремонт и содержание квартиры за период с 01.01.2007 года по 31.12.2009 года в сумме х рублей
у с т а н о в и л:
Кузнецова Н.Л. обратилась в суд с указанным выше иском. Свои требования она мотивировала тем, что до 01.01.2005 года в соответствии с ч. 2 ст. 63 Закона РФ «Об основах законодательства об охране здоровья» ей не начислялась плата за отопление, текущий ремонт и содержание квартиры, а после 01.01.2005 года указанные расходы стали компенсировать только частично, в нарушение ст. 63 ч. 2 Закона РФ «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан». Поэтому просит взыскать с ответчика расходы по оплате отопления и содержания и ремонта квартиры, а кроме того, обязать не начислять за них плату.
В судебном заседании Кузнецова Н.Л. иск поддержала в полном объеме по тем же основаниям. Он пояснила, что работает медицинской сестрой в МУЗ «Брейтовская ЦРБ» с 1980 года и по настоящее время. До 2005 года она пользовалась льготами, предусмотренными для медицинских работников работающих и проживающих в сельской местности. За отопление и содержание квартиры она не платила. С 2006 года стали взимать плату, а через МУЗ «Брейтовская ЦРБ» выплачивать частичные компенсации на оплату отопления и содержания квартиры. Считает, что данные действия являются незаконными.
Ответчики МУП ЖКХ «Брейтовское», администрация Брейтовского муниципального района, ГУП ЖКХ ЯО «Яркоммунсервис», ООО УК «Сить», третьи лица: МУЗ «Брейтовская ЦРБ» и администрация Брейтовского сельского поселения в суд своих представителей не направили, каких-либо возражений по иску не представили. Поэтому с согласия истицы суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Суд, выслушав объяснения истицы и исследовав материалы гражданского дела находит исковые требования Кузнецовой Н.Л. подлежащими частичному удовлетворению.
Представленными доказательствами и объяснениями истицы подтверждено, что Кузнецова Н.Л. - медицинский работник со средним медицинским образованием, проживает в сельской местности и работает в муниципальном учреждении здравоохранения МУЗ «Брейтовская ЦРБ» с 1980 года. До 01.01.2005 года она приобрела право на льготы, предусмотренные ст.63 ч. 2 Основ законодательства РФ об охране здоровья, согласно которой врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В связи с введением в действие Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указанные положения утратили силу. В период с 2007 года по 2009 год Кузнецовой Н.Л. льгота в натуральном выражении не предоставлялась, плату за отопление, содержание и ремонт квартиры Кузнецова Л.Л. вносила в кассу МУП ЖКХ «Брейтовское».
Статьей 153 вышеназванного закона установлено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
При издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:
вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года;
при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
С 01.01.2010 года на территории Ярославской области установлен компенсационный порядок предоставления льгот, действовавших в отношении медицинских работников муниципальной системы здравоохранения и предоставлявшихся ранее в натуральном выражении. Это следует из следующего толкования закона. Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 мая 2003 г. N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем вторым статьи 8 Закона РСФСР от 21 декабря 1990 года N 438-I "О социальном развитии села", частями второй и третьей статьи 6 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-I "О ветеринарии", частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I, подпунктом 6 пункта 1 статьи 36 Федерального закона от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан были внесены изменения, согласно которым было установлено, что меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления».
В соответствии со ст. 155 ч. 9 Жилищного кодекса РФ собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Услуги по отоплению, содержанию и ремонту квартиры с 01.01.2010 года оказываются Кузнецовой Н.Л. ООО УК «Сить», им же она производит оплату. До 31.12.2009 года данные услуги оказывало МУП ЖКХ «Брейтовское».
Согласно ст. 160 ч. 1 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
На основании ст. 12 ч. 1 Закона Ярославской области от 16 декабря 2009 года № 70-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области», вступившего в силу с 01.01.2010 года органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями в сфере оказания социальной помощи отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» и законом Ярославской области «Социальный кодекс Ярославской области».
Пунктом 1 Постановления Правительства ЯО от 28.05.2008 N 219 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме" с 01.01.2010 на территории Ярославской области установлена денежная форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных федеральным законодательством для отдельных категорий граждан, полномочия по реализации которых переданы в установленном порядке органам государственной власти Ярославской области, в виде денежной компенсации в установленных федеральным законодательством размерах.
Порядок расчета и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Ярославской области установлен Постановлением Правительства ЯО от 28.10.2009 г. № 1070-п.
Поскольку с 1 января 2010 года на территории Ярославской области установлена денежная форма предоставления мер социальной поддержки для медицинских работников, то оснований для возложения обязанности на ответчиков предоставлять Кузнецовой Н.Л. указанные льготы в натуральной форме, нет.
В настоящее время порядок предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения на территории Брейтовского муниципального района регулируется также постановлением главы Брейтовского муниципального района от 25.03.2009 г. № 125 с изменениями, внесенными постановлением № 561 от 13.10.2009 г. и постановлением № 111 от 22.03.2010 года. Это постановление предусматривает выплаты медицинским работникам денежных компенсаций за теплоснабжение, найм, содержание и ремонт жилья на работника и нетрудоспособного члена семьи в размерах не выше регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения, установленного законом Ярославской области от 24.11.2009 г. № 65-з «О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг». Указанное постановление органа местного самоуправления, а также положения вышеуказанных нормативно-правовых актов субъекта РФ, истцом могут быть оспорены в установленном порядке.
Таким образом, суд пришел к выводу, что Кузнецова Н.Л. сохранила право на указанные льготы в натуральном обеспечении до 31.12.2009 года независимо от состава семьи и площади жилого помещения. Форма предоставления мер социальной поддержки медицинских работников в виде выплаты денежной компенсации на территории Ярославской области установлена с 01.01.2010 года, поэтому расходы за отопление, текущий ремонт и содержание квартиры Кузнецовой Н.Л.., произведенные до этой даты подлежат взысканию с МУП ЖКХ «Брейтовское»-организации, оказывавшей эти услуги и принимавшей за них плату. При определении размера суммы, подлежащих взысканию, суд исходит из представленной в суд выписки из лицевого счета по оплате за отопление, текущий ремонт и содержание квартиры, а также представленной МУЗ «Брейтовская ЦРБ» справки о полученных Кузнецовой Н.Л. компенсациях на эти цели и с учетом пределов заявленных исковых требований. Поскольку указанная истицей сумма за изложенный период ей была не компенсирована, в этой части ее требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Кроме того, с ответчика подлежит взысканию возврат государственной пошлины, уплаченной истцом по делу, а также государственная пошлина в доход государства, исчисленная в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ и на основании ст. 103 ч. 1 ГПК РФ.
Руководствуясь статьей ст. 63 ч. 2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I, статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 155, 160 Жилищного кодекса РФ, статьями 103, 194-199, 235, 237 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Кузнецовой Н.Л. удовлетворить частично.
Взыскать с МУП ЖКХ «Брейтовское» в пользу Кузнецовой Н.Л. в возмещение расходов по оплате отопления, текущего ремонта и содержания квартиры, расположенной по адресу: № 1 за период с января 2007 года по 31 декабря 2009 года х рублей и возврат государственной пошлины в сумме 200 рублей, всего х рублей.
В остальной части исковые требования Кузнецовой Н.Л. оставить без удовлетворения.
Взыскать с МУП ЖКХ «Брейтовское» государственную пошлину в доход государства в сумме 557 рублей 33 копейки.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ярославского областного суда в течение 10 дней с момента его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Брейтовский районный суд.
Судья: Р.В. Савельев
Решение изготовлено 30.06.2010 года