Решение по иску Башмаковой к УПФР о восстановлении срока обращения о выплате пенсионных накоплений



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

( дата обезличена ) года Брединский районный суд Челябинской области в составе:

Председательствующего судьи Смирных И.Г.

При секретаре Ковалевой Т.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Башмаковой Л.А. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Брединском районе о восстановлении срока для обращения за выплатой пенсионных накоплений умершего супруга,

У С Т А Н О В И Л :

Башмакова Л.А.обратилась в суд Брединского района с иском к ГУ УПФР в Брединском районе о восстановлении срока для обращения за выплатой пенсионных накоплений умершего супруга,обосновав свои требования тем, что ее супруг Б-в М.А. умер ( дата обезличена ), она приняла наследство после него, однако осталась накопительная часть трудовой пенсии на его индивидуальном счете, о чем ей не было известно, в связи с чем срок она для обращения за выплатой этих средств, оставшихся после смерти супруга пропустила по уважительной причине.

В судебном заседании Башмакова Л.А. свои исковые требования поддержала, пояснив, что после смерти супруга в установленном законом порядке обратилась за оформлением наследства, получила свидетельство о праве на наследство по закону, о наличии денежных средств на лицевом счете накопительной части трудовой пенсии супруга не знала, как и о том, что за их получением необходимо обратиться в УПФР в течение 6 месяцев. Учитывая, что причины пропуска ею срока являются уважительными, просит восстановить срок для обращения в УПФР за выплатой пенсионных накоплений умершего.

Представитель ответчика Государственного учреждения Управления пенсионного фонда РФ в Брединском районе по доверенности Винникова Г.В.иск не признала, пояснив, что не представлено доказательств уважительности причин пропуска срока для обращения за выплатой пенсионных накоплений после смерти Б-в М.А.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд полагает в удовлетворении заявленных требований отказать по следующим основаниям:

Согласно п.2 ст.5 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ трудовая пенсия может состоять из базовой части,страховой части и накопительной части.

Согласно п. 12 ст.9 указанного закона в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в п. 6 ст.16 ФЗ № 173-ФЗ.

Согласно пп.1п.6 ст.16 названного закона выплата производится родственникам застрахованного лица, к числу которых относятся дети,супруг и родители.

В силу п.3 ст.38 ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» от 24.07.2002года № 111-ФЗ. Выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок, установленный абзацем первым настоящего пункта.Порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 9 Правил выплаты правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденных Правительством РФ от 3.11.2007 года № 741 Обращение правопреемников за выплатой средств пенсионных накоплений или с отказом от получения средств пенсионных накоплений осуществляется до истечения 6 месяцев со дня смерти застрахованного лица путем подачи в любой территориальный орган Фонда по выбору правопреемника.Срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника, пропустившего такой срок.

В суде установлено, что Б-в М.А.умер ( дата обезличена ) года.л.д.7)

При жизни Б-в М.А. являлся застрахованным лицом в системе пенсионного страхования в РФ. На момент его смерти трудовая пенсия ему назначена не была, поскольку он не достиг пенсионного возраста.

Правопреемником умершего Б-а М.А. является его супруга Башмакова Л.А., которая обратилась ( дата обезличена ) года в УПФР в Брединском районе с заявлением о выплате ей средств пенсионных накоплений после смерти Б-а М.А.,то есть по истечении шести месяцев с даты смерти застрахованного лица.

Данные обстоятельства никем из сторон не оспариваются, подтверждаются письмом УПФР о возврате Башмаковой Л.А. заявления и приложенных к нему документов л.д.6).

В соответствии со ст.205 ГК РФ в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца( тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.д.) нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее- в течение срока исковой давности.

На основании представленных сторонами доводов и доказательств суд не находит оснований для признания причины пропуска для обращения в УПФР с заявлением о выплате пенсионных накоплений уважительной, поскольку нет доказательств, подтверждающих, что установленный законом срок был пропущен Башмаковой Л.А. по уважительной причине.

Доводы истицы о незнании закона, регулирующего порядок выплаты пенсионных накоплений не может служить основанием для признания причин пропуска срока уважительными. Истице ничего не препятствовало обратиться в УПФР с заявлением о выплате пенсионных накоплений в срок, установленный ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку выплата указанных денежных средств регулируется ст.9 указанного закона.

Из представленных документов следует, что смерть Б-а наступила почти три года назад, а с момента принятия правил выплаты более двух с половиной лет назад, что превышает разумный срок для признания причины пропуска срока уважительной.

Доводы о юридической неграмотности истицы необоснованны, ничем не подтверждены, возраст, образование, достаточный жизненный опыт свидетельствуют о том, что данные обстоятельства позволяли ей определить в каком порядке и в каком органе надлежит реализовывать свои права на получение средств пенсионных накоплений умершего супруга.

Со дня смерти супруга истица должна была знать о наличии денежных средств накопительной части рудовой пенсии супруга и имела возможность обратиться за их получением, поскольку закон закрепляет презумпцию добросовестности и разумности действий лиц в сфере гражданских, пенсионных и имущественных правоотношений. Действуя с той степенью заботливости и осмотрительности с какой обязан действовать каждый участник гражданских правоотношений, Башмакова Л.А. имела возможность получить необходимую информацию, касающуюся пенсионных накоплений умершего мужа, порядка, сроков их выплаты,и т.п.. Кроме того, истица обязана была заручиться этими сведениями, поскольку именно у нее как у правопреемника возникало право на получение пенсионных накоплений Б-а М.А. Учитывая вышеизложенное, в пределах шести месяцев с даты смерти Б-а М.А. истица обладала полной дееспособностью и являлась полноценным участником гражданских правоотношений, имела возможность подать в УПФР заявление о выплате пенсионных накоплений, чего не сделала, не имея на то уважительных причин.

Обязанность доказывания обстоятельств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока обращения за выплатой средств пенсионных накоплений законом возложена на истца в силу ст.205 ГК РФ, п.8, 9 Правил выплаты правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, однако истицей таких доказательств представлено не было, в связи с чем не было установлено оснований для восстановления указанного срока.

Само по себе наличие свидетельства о праве на наследство по закону не влечет автоматически признания истицы Башмаковой получившей право на накопительную часть страховой пенсии, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством и Правилами выплаты средств пенсионных накоплений.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Башмаковой Любови Афанасьевне в удовлетворении иска о признании причины пропуска срока для подачи заявления уважительной и восстановления 6-месячного срока для обращения в УПФР в Брединском районе с заявлением о выплате пенсионных накоплений умершего отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Брединский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Смирных И.Г.