Решение по иску прокурора к ОАО Челябэнергосбыт о признании незаконными действий



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

( дата обезличена ) года п. Бреды

Брединский районный суд Челябинской области в составе:

Председательствующего Смирных И.Г.

При секретаре Ковалевой Т.П.

С участием прокурора Вадеева А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Брединского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными действий ОАО «Челябэнергосбыт» по прекращению энергоснабжения на водонапорную башню ( адрес обезличен )

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Брединского района обратился в суд с иском о признании незаконными действий к ОАО «Челябэнергосбыт» по прекращению энергоснабжения на водонапорную башню ( адрес обезличен ), обосновав свои требования тем, что ответчик пользуясь монопольным положением на рынке, оставил без питьевой воды жителей ( адрес обезличен ), воспитанников детского дома относящихся к социально незащищенной категории лиц, в то время большая часть абонентов добросовестно оплачивает услуги по водоснабжению, что нарушает их право на бесперебойную подачу питьевой воды.

В судебном заседании прокурор Вадеев А.В. свои требования поддержал, пояснив,что имевшие место в ( дата обезличена ) в ( адрес обезличен ) отключение скважин на водонапорной башне от энергоснабжения противоречит положениям законодательства о конкуренции, жилищного и гражданского законодательства, а также нарушает права граждан. Просит признать действия ОАО «Челябэнергосбыт» по прекращению энергоснабжения на водонапорную башню ( адрес обезличен ) незаконными.

Директор МОУ «Брединский Детский Дом» Нейфельд Т.В. исковые требования поддержала, пояснив, что детский дом расположен в ( адрес обезличен ) на территории ( адрес обезличен ) сельского поселения. О предстоящем прекращении подачи воды их никто не предупреждал, никаких запасных резервуаров и источников питьевой воды в детском доме нет, в период отсутствия воды пользовались привозной водой, хотя в соответствии с санитарными нормами это запрещено. Услуги по водоснабжению они оплачивают своевременно, задолженности у детского дома не имеется и не имелось на момент прекращения подачи воды.

Представитель ответчика ОАО «Челябэнергосбыт» по доверенности Цыганов В.А. иск не признал, пояснив, что ОАО «Челябэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Челябинской области, частичное ограничение режима потребления электроэнергии было произведено не в отношении населения ( адрес обезличен ) и находящихся на его территории учреждений, а в отношении недобросовестного потребителя ООО «ПРЭКСО ЖКХ», обслуживающим скважины ( адрес обезличен ), за нарушение сроков оплаты за электроэнергию и наличием задолженности в размере 116805,87 рублей. Ограничение подачи электроэнергии было произведено в соответствии с порядком и правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 530 от ( дата обезличена ) года.Кроме того,именно на исполнителе коммунальных услуг,то есть на ООО «ПРЭКСО ЖКХ» лежит обязанность обеспечить бесперебойную подачу питьевой воды,поскольку население является их потребителем и не является таковым для ОАО «Челябэнергсбыт». Об предстоящем ограничении ООО «ПРЭКСО ЖКХ» был уведомлен ими за две недели, а также уведомлены прокуратура Брединского района, МЧС, администрация района, однако никакой реакции на уведомление ни от кого не последовало. Энергоснабжение было возобновлено ( дата обезличена ) года, учитывая интересы населения и воспитанников Детского дома. Просит в иске отказать.

Представитель третьего лица Администрации Брединского района в суд не явился, о дне слушания извещен, ранее допрошенный представитель по доверенности Акчувашев Н.Н. требования иска поддержал, пояснив, что водонапорная башня, скважины находятся в собственности ( адрес обезличен ) сельского поселения, на территории которого расположен ( адрес обезличен ). Водяные сооружения находятся на обслуживании по договору в ООО «ПРЭКСО ЖКХ», у которого заключены договоры на водоснабжение с населением и учреждениями, находящимися в ( адрес обезличен ).

Представитель третьего лица Администрации Белокаменского сельского поселения в суд не явился, о дне слушания дела извещен, ранее допрошенный в судебном заседании глава Белокаменского сельского поселения Чернышев С.М. иск прокурора поддержал, пояснив, что с ООО «ПРЭКСО ЖКХ» был заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию, ремонту, содержанию сетей водоснабжения на территории ( адрес обезличен ) сельского поселения в целях организации водоснабжения населения. Население ( адрес обезличен ), в-основном, исправно платит за водоснабжение, администрацией поселения предпринимаются меры по снижению задолженности за пользование водой.О предстоящем прекращении подачи энергоснабжения на водонапорную башню их никто не уведомлял, об этом стало известно по факту отсутствия воды в поселке.

Представитель третьего лица ООО «ПРЭКСО ЖКХ» по доверенности Белый П.А. исковые требования поддержал, пояснив, что по договору с ОАО «Челябэнергосбыт» покупают электроэнергию для оказания услуг водоснабжения населению, в частности населения и учреждений ( адрес обезличен ). Такие услуги они оказывают во многих сельских поселениях Брединского района. Задолженность в размере 116805,87 рублей по всем населенным пунктам, а не по отключенным от энергоснабжения скважинам в ( адрес обезличен ). После предупреждения их ответчиком об ограничении в подаче электроэнергии ими предпринимались меры по сокращению задолженности, непосредственно перед отключением были переведены денежные средства, кроме того, население ( адрес обезличен ) по сравнению с остальными населенными пунктами имеет меньшую задолженность по оплате услуг водоснабжения.

Суд,заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующих обстоятельств:

В силу ст.10 ГК РФ Не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии со ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц,

Согласно ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Согласно п.4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Согласно п.1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 устанавливают их права и обязанности, ответственность исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Согласно пп. "в" п. 49 Правил в обязанности исполнителя входит заключение с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг или их производство. Правила определяют, что исполнитель это лицо, предоставляющее коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы, а ресурсоснабжающая организация это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу исполнителю, коммунальных ресурсов, используемых для предоставления коммунальных услуг.

В соответствии со ст.426, ст.539, ст. 548 ГК РФ приобретение исполнителем у ресурсоснабжающей организации коммунальных ресурсов и водоотведение (сброс сточных вод) с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами осуществляются на основании публичного договора энергоснабжения (ресурсоснабжения), при заключении и исполнении которого являются для сторон обязательными требования Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 года N 167, Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5.02.1998 года N 162, Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года N 530, а в части не урегулированной указанными правовыми актами также нормы параграфа 6 главы 30 ГК РФ. При этом п. 8 Правил для сторон договора ресурсоснабжения установлены обязательные правила, в соответствии с которым условия такого договора не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам РФ. Положения п. 8 Правил направлены на обеспечение соответствия условий договоров ресурсоснабжения и основанных на Правилах обязательств исполнителей.

В соответствии с п. 85 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.

Судом установлено, что спор возник по поводу законности действий ресурсоснабжающей организации ОАО «Челябэнергосбыт» по отключению от энергоснабжения скважин № 1 и № 2 в ( адрес обезличен ), находящихся на обслуживании у ООО «ПРЭКСО ЖКХ» в связи с наличием задолженности по оплате за электроэнергию, являющегося поставщиком питьевой воды населению ( адрес обезличен ) сельского поселения Брединского муниципального района.

Согласно п. 2.2.1 договора энергоснабжения ( номер обезличен ) от ( дата обезличена ) года, заключенного между ООО «ПРЭКСО ЖКХ» и ОАО «Челябэнергосбыт» последний вправе вводить полное или частичное ограничение режима потребления электроэнергии в случае неоднократного нарушения сроков оплаты приобретенной электрической энергии.л.д.9-19,24-28).

В соответствии с п.1.1, 1.5 договора ( номер обезличен ) от ( дата обезличена ) года между Администрацией ( адрес обезличен ) сельского поселения и ООО «ПРЭКСО ЖКХ» последнее обязуется оказывать в целях предоставления жилищно-коммунальных услуг (водоснабжение населения) потребителям ( адрес обезличен ) сельского поселения услуги по техническому обслуживанию, ремонту и содержанию сетей водоснабжения. л.д.29-35).

Уведомлением от ( дата обезличена ) года ( номер обезличен ) ООО «ПРЭКСО ЖКХ» в связи с наличием задолженности в размере 60974,30 рубля и нарушением срока оплаты по договору был предупрежден о полном ограничении режима потребления электроэнергии на скважины в ( адрес обезличен ) с ( дата обезличена ) года л.д.37), которое и было произведено ( дата обезличена ) года согласно акта ( номер обезличен ) л.д.40).

Вновь возобновлено энергоснабжение скважин было ( дата обезличена ) года л.д.43).

В обоснование ограничения подачи энергоснабжения на скважины ( адрес обезличен ) ответчик сослался на п. 161 Правил N 530 от ( дата обезличена ) года - неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии является основанием для ограничения режима ее потребления в установленном порядке, а также на то, что порядок ограничения режима энергоснабжения был строго ими соблюден, кроме того, в течение двухнедельного срока со дня уведомления о предстоящем отключении никаких мер потребителем принято не было, никто из уведомленных лиц (прокурор, администрация района, МЧС) не заявили о несогласии с предстоящим отключением.

Между тем, в суде установлено, что ООО «ПРЭКСО ЖКХ» являлась единственной организацией, оказывающей услуги водоснабжения на территории ( адрес обезличен ) сельского поселения, само общество электроэнергию не вырабатывает, в связи с чем иных источников энергоснабжения не имеет. Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.

Кроме того, на момент отключения скважин от энергоснабжения 372 гражданина-потребителей коммунальных услуг из 488, то есть 76% от общего числа потребителей, а также МОУ «Брединский детский дом» не имели задолженности по оплате за водоснабжение л.д.95-104).

На момент отключения скважин от энергоснабжения размер задолженности ООО «ПРЭКСО ЖКХ» перед ОАО «Челябэнергосбыт» составлял 116805,87 рублей, согласно платежных поручений, представленных ответчиком, непосредственно на момент отключения ООО «ПРЭКСО ЖКХ» были произведены платежи ( дата обезличена ) года на сумму 5000 рублей, ( дата обезличена ) года на сумму 29000 рублей, ( дата обезличена )года на сумму 3030,34 рублей, ( дата обезличена ) года на 8176,11 рублей,( дата обезличена ) года 12795,25 рублей л.д.84-88). Таким образом, на ( дата обезличена ) года на момент отключения скважин от энергоснабжения долг перед ответчиком составлял 82805,87 рублей.

При этом доводы ответчика о том, что ООО «ПРЭКСО ЖКХ» является недобросовестным потребителем, не принимается, так как в данном случае, учитывая размер долга, ответчик имел реальную возможность решить вопрос о взыскании образовавшейся суммы с организации –должника в судебном порядке, однако применил такой крайний способ самозащиты своих прав, который привел к нарушению прав конечных потребителей – граждан - своевременно и добросовестно вносящих необходимые платежи за водоснабжение.

Отключая подачу электроэнергии на скважины, ресурсоснабжающая организация нарушила п.8, п.85 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, предусматривающих запрет на приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг(либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям полностью выполняющим обязательства по их оплате.

Учитывая вышеизложенное, требования прокурора о признании незаконными действий ОАО «Челябэнергосбыт» обоснованны.

Признанию незаконными подлежат действия ответчика исходя из акта ограничения режима потребления электроэнергии л.д. 40) выразившиеся в полном ограничении режима потребления электроэнергии скважин ( номер обезличен ), ( номер обезличен ) в ( адрес обезличен ) ( дата обезличена ) года путем отключения отходящих автоматов и опломбировании двери щита. Как следует из уведомления ( номер обезличен ) от ( дата обезличена ) года л.д.37), из акта произведенных работ л.д.40) ответчиком отключены от энергоснабжения были именно скважины ( номер обезличен ) и ( номер обезличен ), а не водонапорная башня.

В части возложения обязанности на ответчика возобновить подачу энергоснабжения на отключенные скважины в иске следует отказать в связи с тем, что данные действия были произведены ответчиком еще до обращения прокурора в суд, что подтверждается справкой Белокаменской сельской администрациил.д.43)

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, 333.19 Налогового Кодекса РФ с ответчика надлежит взыскать государственную пошлину в размере 4000 рублей.

Руководствуясь ст.194,198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Иск Прокурора Брединского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными действий ОАО «Челябэнергосбыт» удовлетворить частично.

Признать действия ОАО «Челябэнергосбыт» совершенные ( дата обезличена ) года по ограничению режима потребления электрической энергии в виде полного ограничения режима потребления электроэнергии скважин ( номер обезличен ), ( номер обезличен ) в ( адрес обезличен ) путем отключения отходящих автоматов и опломбировании двери щита незаконными, в остальной части иска о возложении обязанности возобновить подачу энергоснабжения на отключенные скважины отказать.

Взыскать с ОАО «Челябэнергосбыт» государственную пошлину в доход местного бюджета 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано через Брединский районный суд в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Смирных И.Г.