Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
( дата обезличена ) года п. Бреды
Брединский районный суд Челябинской области в составе:
Председательствующего Смирных И.Г.
При секретаре Ковалевой Т.П.
С участием прокурора Вадеева А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Брединского района о признании недействующим Положения об оплате труда работников здравоохранения Брединского муниципального района с возложением обязанности на БМЦРБ издать Положение об оплате труда соответствующее действующему трудовому законодательству РФ с учетом мнения профсоюзного органа, признании п.1 Решения Собрания депутатов Брединского муниципального района ( номер обезличен ) от ( дата обезличена ) года «О доплате работникам бюджетной сферы с 1-8 разряд ЕТС к минимальному размеру оплаты труда» недействующим со дня принятия,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Брединского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании Решения Собрания депутатов Брединского муниципального района ( номер обезличен ) от ( дата обезличена ) года «О доплате работникам бюджетной сферы с 1-8 разряд ЕТС к минимальному размеру оплаты труда», Обосновав свои требования тем, что указанное Решение собрания депутатов нарушает права работников и противоречит действующему федеральному законодательству о труде, а также о признании недействующим Положения об оплате труда работников здравоохранения Брединского муниципального района с возложением обязанности на БМЦРБ издать Положение об оплате труда соответствующее действующему трудовому законодательству РФ с учетом мнения профсоюзного органа,.
В суде Прокурор Брединского района свои требования в части признания недействующим Положения об оплате труда работников здравоохранения Брединского муниципального района с возложением обязанности на БМЦРБ издать Положение об оплате труда соответствующее действующему трудовому законодательству РФ с учетом мнения профсоюзного органа отозвал в связи с тем, что БМЦРБ приняло новое Положение об оплате труда, в остальной части заявление поддержал и пояснил, что оспариваемым Решением Собрания депутатов установлены размеры доплат работникам бюджетной Брединского муниципального района с 1по 8 разряды единой тарифной сетки начиная с 4330 рублей с разницей в 50 рублей на каждый разряд, что дискриминирует права работников, занятых на вредных работах, поскольку их заработная плата одинакова с заработной платой работников не работающих во вредных условиях, кроме того не установлен размер доплаты остальным разрядам, в связи с чем права работников, которым не установлена доплата до МРОТ также нарушены. Просит признать п.1 Решения Собрания депутатов Брединского района от ( дата обезличена ) года ( номер обезличен ) недействующим со дня принятия.
Председатель Собрания депутатов Брединского муниципального района Воробьев С.М. в суд не явился, о дне слушания извещен, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Брединской муниципальной районной больницы по доверенности Сальвасер Л.А. требования прокурора не признала, пояснив, что в настоящее время оспариваемое прокурором Положение об оплате труда не действует, принято новое положение на ( дата обезличена ), против заявления прокурора в остальной части не возражала, пояснив, что на основании оспариваемого решения и было принято Положение об оплате труда работников здравоохранения Брединского муниципального района, при этом заработная плата работникам 1-3 разрядов начисляется в зависимости от размера тарифной ставки, установленной соответствующему разряду, с учетом всех компенсационных выплат, выплат стимулирующего характера, после чего начисляется доплата до МРОТ согласно установленного размера доплаты по каждому разряду, при этом у работников разных отделений БМЦРБ, в том числе и работающих во вредных условиях, размер заработной платы исходя из разрядов может быть одинаковым. В связи с тем, что размер доплаты по 9 разряду не установлен, доплата не начисляется до МРОТ, поскольку отсутствует в положении об оплате труда.
Заинтересованные лица работники туберкулезного отделения Брединской муниципальной центральной районной больницы Кривень Н.А., Распетюк Р.А., Горбунова Л.Г., Бредитхина Л.В., Журавлева Г.Б., Сысуева Н.А., Майкова М.А. заявление поддержали, пояснив, что положением об оплате труда в части установления МРОТ с 1по 8 разряд, нарушается их право на повышенную оплату труда, поскольку они работают во вредных условиях, тем не менее их заработная плата не превышает МРОТ, установленный соответствующему разряду и заработной плате работникам других отделений.
Представитель Администрации Брединского муниципального района по доверенности Акчувашев Н.Н. в суд не явился,о дне слушания дела извещен, ранее допрошенный в суде требования прокурора не признал и пояснил, что Положение об оплате труда работников здравоохранения от( дата обезличена ) года было принято на основании оспариваемого Решения Собрания депутатов от ( дата обезличена ) года ( номер обезличен ). Данное Решение было принято именно в целях недопущения уравнивания в заработной плате работникам бюджетной сферы и в пределах бюджетных ассигнований средств районного бюджета.Возможности увеличения заработной платы не имеется в связи с тем, что Брединский район является дотационным и средств на увеличение доплат не имеет.
Суд, заслушав участников процесса, прокурора, полагавшего дело в части оспаривания недействующего Положения об оплате труда прекратить, признать оспариваемое Решение собрания депутатов недействующим, приходит к следующему:
В соответствии со ст.7 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.7 Устава Брединского муниципального района к вопросам местного значения относится формирование, утверждение, исполнение бюджета района, контроль за его исполнением.
В соответствии со ст. 22 Устава Собрание депутатов является постоянно действующим коллегиальным органом, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Таким образом, Собранием депутатов Брединского муниципального района принят был в пределах своих полномочий нормативный акт, устанавливающий систему доплат за труд работникам муниципальных учреждений.
Вместе с тем, ст.37 Конституции РФ предусматривает право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 2 Трудового кодекса РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, включая, как это предусмотрено ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности.
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, закрепляющими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22 ТК РФ), зависимость заработной платы каждого от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также запрет какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст.132 ТК РФ), основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст.130 ТК РФ) и повышенную оплату труда в особых условиях (ст.146 ТК РФ).
Заработная плата конкретного работника, согласно Трудовому кодексу РФ, устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч.1ст.135 ТК РФ), которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч.2ст.135 ТК РФ ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, в том числе условий труда, при этом заработная плата работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда (ч.1ст.147 ТК РФ).
Из приведенных законоположений следует, что при разработке системы оплаты труда должна вводиться обоснованная дифференциация оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В силу международных норм и требований российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях труда (вредных и нормальных).
При установлении системы оплаты труда должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования статей 2, 22, 130, 132, 135, 146 и 147 Трудового кодекса РФ, в том числе правило об установлении работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, заработной платы в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), предусмотренными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда.
Таким образом, определение справедливой заработной платы для каждого работника в зависимости от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, повышенную оплату труда в особых условиях, в том числе при выполнении работ с вредными условиями, не должно быть направлено на установление равной оплаты труда работников, выполняющих равноценную работу в нормальных и во вредных условиях труда.
Между тем, из оспариваемого прокурором Решения Собрания депутатов следует, что введением доплат до МРОТ фактически установлены пределы заработной платы работников бюджетной сферы с первого по восьмой разряды без учета квалификации, выполненных трудовых норм, и условий труда. Из исследованных в судебном заседании сводных ведомостей работников Брединской муниципальной центральной районной больницы следует, что в соответствии с принятым на основании оспариваемого нормативного акта положением об оплате труда работников здравоохранения Брединского района заработная плата обезличена, поскольку в отделениях БМЦРБ с различными условиями труда, в том числе с вредными условиями труда, заработная плата работников туберкулезного отделения, несмотря на наличие надбавки за вредность, одинакова с заработной платой в отделениях БМЦРБ, где работники не работают во вредных условиях и не превышает МРОТ, установленный для определенного разряда.
Кроме того, оспариваемым Решением Собрания депутатов предусмотрен размер доплаты только с первого по восьмой разряды, в то время как тарифные ставки (оклады) ЕТС по оплате труда работников бюджетных учреждений Брединского муниципального района с девятого по четырнадцатый разряды также установлены в размере ниже 4330 рублей, на которые размер доплат до МРОТ вообще не установлен, что нарушает требования ст.133 ТК РФ о том, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, а также положения об оплате труда работнику соответствующей его квалификации.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает требования прокурора Брединского района в этой части обоснованными, оспариваемое Решение Собрания депутатов Брединского муниципального района противоречит действующему трудовому законодательству РФ, в связи с чем подлежит признанию недействующим со дня его принятия.
В соответствии со ст.253 ГПК РФ сообщение о признании п.1 Решения Собрания депутатов Брединского муниципального района ( номер обезличен ) от ( дата обезличена ) года после вступления его в законную силу подлежит публикации в печатном издании Собрания Депутатов Брединского муниципального района, в котором был официально опубликован данный нормативный правовой акт.
Требования прокурора о признании недействующим Положения об оплате труда работников здравоохранения Брединского муниципального района были заявлены также обоснованно, отказ прокурора от заявленных требований в силу ч.3 ст.252 ГПК РФ не влечет прекращения производства по делу.
Положение об оплате труда работников здравоохранения Брединского муниципального района от ( дата обезличена ) года подлежит признанию недействующим с момента его принятия в связи с тем, что при его издании были нарушены требования трудового законодательства, а именно ст.135 ТК РФ, в силу которой локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
В соответствии со ст.372 ТК РФ работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
Как следует из сообщения председателя профсоюзного комитета БМЦРБ Антонец Г.В. Положение об оплате труда от ( дата обезличена )года с профсоюзным органом БМЦРБ не согласовывалось.
Нарушение порядка введения в действие Положения об оплате труда от ( дата обезличена ) года влечет признание его недействующим с момента утверждения, то есть с ( дата обезличена ) года.
Требования прокурора в части возложения обязанности на работодателя издать Положение об оплате труда, соответствующее действующему законодательству и с учетом мнения профсоюзного органа удовлетворению не подлежит, поскольку данный вопрос является компетенцией работодателя, а не суда и не предусмотрен ст.253 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.194,198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Брединского района Челябинской области удовлетворить частично.
Признать п.1 Решения Собрания депутатов Брединского муниципального района ( номер обезличен ) от ( дата обезличена ) года «О доплате работникам бюджетной сферы с 1-8 разряд ЕТС к минимальному размеру оплаты труда» недействующим со дня его принятия.
Сообщение о признании п.1 Решения Собрания депутатов Брединского муниципального района ( номер обезличен ) от ( дата обезличена ) года после вступления решения суда в законную силу подлежит публикации в печатном издании Собрания Депутатов Брединского муниципального района, в котором был официально опубликован данный нормативный правовой акт.
Признать Положение об оплате труда работников здравоохранения Брединского муниципального района от ( дата обезличена ) года недействующим со дня его принятия.
В остальной части заявленных требований о возложении на руководство БМЦРБ обязанности издать Положение об оплате труда соответствующее действующему трудовому законодательству РФ с учетом мнения профсоюзного органа отказать.
Решение может быть обжаловано через Брединский районный суд в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Смирных И.Г.