Решение по иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации района, Отделу образования, МДОУ `Детский сад №1` о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по обеспечению устройством тревожной сигнализации



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ п. Бреды

Брединский районный суд Челябинской области в составе:

Председательствующего Сысуевой С.В.

При секретаре Спиридоновой Л.Д.

С участием прокурора Самойловой С.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Брединского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Брединского района, Отделу Образования Администрации Брединского района, МДОУ «Детский сад №1» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по обеспечению устройством тревожной сигнализации

У с т а н о в и л:

Прокурор Брединского района обратился в суд с заявлением к Администрации Брединского района, Отделу образования Администрации Брединского района, МДОУ «Детский сад №1» в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности по обеспечению дошкольного образовательного учреждения устройством тревожной сигнализации для экстренного вызова милиции, обосновав свои требования тем, что данное дошкольное общеобразовательное учреждение, посещаемое детьми, обучающимися в нем не оборудовано данным устройством, вследствие чего установленные федеральным законодательством требования о безопасности предъявляемые к объектам данной категории не исполняются, что нарушает права учащихся на безопасность пребывания в учреждении и создает реальную угрозу их безопасности.

В судебном заседании прокурор Самойлова С.Н. требования заявления поддержала в полном объеме, дополнив, что обязанность подлежит возложению на учредителя образовательного учреждения- Администрацию района, так как она является учредителем и школы и отдела образования, осуществляет распоряжение денежными средствами данных юридических лиц.

Представитель ответчика Администрации Брединского муниципального района по постоянной доверенности Озерзова Т.В. иск признала полностью, пояснив, что для устранения данных нарушений принимаются меры, принято решение на собрании Депутатов о выделении денежных средств, направлена заявка в Министерство образования Челябинской области.

Представители ответчиков Отдела Образования Администрации Брединского района по доверенности Юрков А.А. и МДОУ «Детский сад№1» Козлова Л.П. по иску пояснили, что несмотря на статус юридических лиц, они не обладают финансовой возможностью самостоятельно без учредителя провести мероприятия по установлению устройства, в связи с отсутствием денежных средств на указанные цели в бюджетах. Выделение денежных средств производится по их заявкам именно учредителем-Администрацией района.

Выслушав стороны, речь прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст.2 Федерального Закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» к основным принципам противодействия терроризму относятся:- обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;- приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;- приоритет мер предупреждения терроризма и т.д.

Согласно п.4 ст.3 Федерального Закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» под противодействием терроризму в указанном законе понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

В соответствии с п.3 ч.3 ст.32 Федерального Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.32 Федерального Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

Из смысла статьи 43 Федерального Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность.

В соответствии с совместным письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N 01/2050-8-23, МЧС РФ N 43-828-19, Министерства образования и науки РФ N АФ-102/09 от 12.03.2008 «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году» в целях организации плановой подготовки образовательных учреждений к новому учебному году, подготовку образовательных учреждений к новому учебному году вести в соответствии с типовым перечнем мероприятий.

Согласно Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.06.2008 года №03-1423 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по участию в создании единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Российской Федерации») в состав мероприятий направленных для создания единый системы обеспечения безопасности образовательных учреждений включены в том числе:- наличие периметрального ограждения и освещения территории;- обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями;- наличие инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации (ОПС), тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля);- оборудование входными дверями, выполненными из материалов, позволяющих обеспечить надежную защиту от несанкционированного проникновения посторонних лиц; наличие служебной документации, обеспечивающей пропускной, внутриобъектовый режим, отражающей информацию о проведении занятий с персоналом по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также соответствующих инструкций для персонала;- определение должностного лица, ответственного за принятие мер по антитеррористической защите образовательного, научного учреждения или организации.

В соответствии с руководящим документом «РД 78.36.003-2002. Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств» утвержденный МВД РФ 06.11.2002 года, в целях защиты персонала и посетителей объекта и оперативной передачи сообщений на ПЦО и/или в дежурную часть внутренних дел о противоправных действиях в отношении персонала или посетителей (например, разбойных нападениях, хулиганских действиях, угрозах) объект должен оборудоваться устройствами тревожной сигнализации (ТС): механическими кнопками, радиокнопками, радиобрелоками, педалями, оптико-электронными извещателями и другими устройствами.

В судебном заседании установлено, что обеспечение инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности МДОУ «Детский сад №1» не соответствует требованиям безопасности предъявляемым к объектам данной категорий, а именно отсутствует устройство тревожной сигнализации для экстренного вызова милиции (полиции). Данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании актом проведенной проверки сотрудниками ОВД по Брединскому муниципальному району и не оспаривается сторонами в судебном заседании. Указанные нарушения федерального законодательства о противодействии терроризму нарушаю права учащихся на безопасность пребывание в учреждении и создает реальную угрозу их безопасности, что свидетельствует об обоснованности заявленного иска.

В соответствии с Уставом МДОУ «Детский сад №1» п.1.3 данное учреждение является образовательным и основным предметом деятельности МДОУ (п.2.1) является образовательный процесс. В силу п.1.8 МДОУ ответчает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности Учредитель (Администрация Брединского муниципального района) несет субсидиарную ответственность по обязательствам МДОУ. В соответствии с п.4.1 Устава МДОУ «Детский сад №1» МДОУ финансируется в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с п.4.19 Устава Контроль за деятельностью МДОУ осуществляет орган местного самоуправления(учредитель учреждения).

Из смысла указанных норм следует, что несмотря на то, что МДОУ «Детский сад№1» является самостоятельным юридическим лицом, имеющим свой счет и баланс, фактически всю свою финансовую деятельность, размеры которой определены балансом, утвержденным представителем учредителя, осуществляет с согласия учредителя и его представителя в лице отдела образования, которому частично делегированы часть полномочий в отношении дошкольного образовательного учреждения. При этом именно учредитель должен отвечать по обязательствам МДОУ «Детский сад №1», при недостаточности у него своих средств. Иных доходов кроме целевых средств, получаемых от учредителя данное дошкольное образовательное учреждение не имеет, что подтверждено представленным в суд балансом МДОУ «Детский сад №1», что препятствует МДОУ «Детский сад №1» самостоятельно произвести установку требуемого оснащения по вызову милиции(полиции), в связи с тем, что это требует значительных материальных затрат (в виде оплат работ по монтированию, заключению договоров, подключению системы и иных, связанных с допущенным нарушением) и отсутствием данных средств у образовательного учреждения. Данные обстоятельства подтвердили все стороны в суде. Таким образом самостоятельно муниципальное учреждение не имеет реальной финансовой (материальной) возможности выполнить обязанности по установлению устройства тревожной сигнализации с целью устранения нарушений законодательства, также как и отдел образования Администрации района, учредителем которого также является Администрация Брединского района. В отношении обоих юридических лиц именно Администрация района является главным распорядителем финансовых средств, именно ею осуществляется направление финансовых средств на нужды муниципальных учреждений, в том числе и на непредвиденные и не предусмотренные балансом данного учреждения. Кроме того как следует из показаний представителей МДОУ «Детский сад №1» и Отдела образования Администрации района, именно в адрес учредителя направляются заявки образовательного учреждения на предоставление денежных средств и именно учредителем предоставляются денежные средства на необходимые нужды и непредвиденные расходы, не отраженные в балансе муниципального учреждения.

Исходя из этого, по мнению суда устранение нарушения, допущенного муниципальным образовательным учреждением и возложение обязанности по его устранению подлежит на учредителя данного образовательного учреждения - Администрацию Брединского муниципального района- главного распорядителя финансов образовательного учреждения, что будет являться целесообразным и исполнимым и соответствующим требованиям норм законодательства, поскольку именно учредитель несет ответственность за созданное им юридическое лицо в случае недостатка у юридического лица своих средств, именно учредитель отвечает за то, чтобы созданное им учреждение соответствовало всем требованиям норм законодательства и правилам и стандартам, установленным на территории Российской Федерации.

В связи с чем, поскольку факт наличия бездействия по не обеспечению образовательного учреждения устройством тревожной сигнализации, а равно нарушение прав детей на надлежащую жизненную среду и безопасные условия пребывания в указанном образовательном учреждении полностью нашел свое подтверждение в суде и ответчиками признаются полностью и не опровергаются какими либо доказательствами, данное бездействие является незаконным, в связи с чем подлежит возложению обязанность по обеспечению МДОУ «Детский сад№1» устройством тревожной сигнализации для экстренного вызова милиции(полиции) на Администрацию Брединского муниципального района. Вместе с тем учитывая значительность финансовых затрат, требуемых на устранение данного нарушения, процедуру и сроки установки данного устройства, суд полагает необходимым установить срок для устранения допущенных нарушений в количестве трех месяцев.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194,197,198,258 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Признать бездействие муниципального образования Брединский муниципальный район в лице Администрации Брединского района, выразившиеся в не обеспечении Муниципального Дошкольного Образовательного Учреждения «Детский сад №1» устройством тревожной сигнализации для экстренного вызова милиции (полиции), незаконным.

Обязать Администрацию Брединского муниципального района обеспечить Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 устройством тревожной сигнализации для экстренного вызова милиции (полиции) в срок три месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Брединский районный суд в 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Сысуева С.В.