Решение по заявлению прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Органам местного самоуправления о признании бездействия незаконным



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ п. Бреды

Брединский районный суд Челябинской области в составе:

Председательствующего Смирных И.Г.

При секретаре Ковалевой Т.П.

С участием прокурора Лазаревой Г.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Брединского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Брединского района, Управлению социальной защиты населения Брединского муниципального района Челябинской области, Муниципальному стационарному учреждению социального обслуживания «Брединский дом-интернат для престарелых и инвалидов» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по обеспечению устройством обратной связи пожарного оповещения(сигнализации) с помещением пожарного поста диспетчерской для экстренного вызова МЧС России,

У с т а н о в и л:

Прокурор Брединского района обратился в суд с заявлением к Администрации Брединского района, Управлению социальной защиты населения Брединского муниципального района Челябинской области, Муниципальному стационарному учреждению социального обслуживания «Брединский дом-интернат для престарелых и инвалидов» в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности по обеспечению учреждения социального обслуживания устройством устройством обратной связи пожарного оповещения(сигнализации) с помещением пожарного поста диспетчерской для экстренного вызова МЧС России, обосновав свои требования тем, что Брединский дом-интернат для престарелых и инвалидов не оборудовано данным устройством, вследствие чего установленные федеральным законодательством требования о безопасности предъявляемые к объектам данной категории не исполняются, что нарушает права круглосуточно пребывающих в нем лиц на безопасность пребывания в учреждении и создает реальную угрозу их безопасности.

В судебном заседании прокурор Лазарева Г.В. требования заявления поддержала в полном объеме, дополнив, что обязанность подлежит возложению на учредителя учреждения – Управление социальной защиты населения Брединского муниципального района Челябинской области, так как оно является учредителем дома-интерната, осуществляет распоряжение денежными средствами данного юридического лица.

Представитель ответчика Администрации Брединского муниципального района по постоянной доверенности Акчувашев Н. Н. иск не признал, пояснив, что учредителем дома-интерната является УСЗН Брединского района.

Представитель Управления социальной защиты населения Брединского муниципального района Челябинской области по доверенности Кукушкина В.В. иск признала частично, указав, что на обеспечение муниципального стационарного учреждения Брединский дом-интернат для престарелых и инвалидов устройством обратной связи пожарного оповещения(сигнализации) с помещением пожарного поста диспетчерской для экстренного вызова МЧС России уже выделены денежные средства, однако устройство не установлено в связи с отсутствием технической возможности подключения автоматической адресной системы пожарной сигнализации на пульт пункта связи пожарной части, сославшись на ответ начальника ГУ «9 ОФПС по Челябинской области).

Представитель муниципального стационарного учреждения Брединский дом-интернат для престарелых и инвалидов Костицина Т.В. против удовлетворения иска не возражала, дав аналогичные пояснения.

Выслушав стороны, прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст.83 ФЗ № 123-ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием. Автоматические установки пожарной сигнализации должны обеспечивать информирование дежурного персонала об обнаружении неисправности линий связи и технических средств оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, управления системами противопожарной защиты, приборами управления установками пожаротушения.Пожарные извещатели и побудители автоматических установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации должны располагаться в защищаемом помещении таким образом, чтобы обеспечить своевременное обнаружение пожара в любой точке этого помещения. Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения. Пожарные приемно-контрольные приборы, как правило, должны устанавливаться в помещениях с круглосуточным пребыванием дежурного персонала. Допускается установка этих приборов в помещениях без персонала, ведущего круглосуточное дежурство, при обеспечении раздельной передачи извещений о пожаре и о неисправности в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, и обеспечении контроля каналов передачи извещений.

В соответствии с руководящим документом «РД 78.36.003-2002. Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств» утвержденный МВД РФ 06.11.2002 года, организация и проведение противопожарных мероприятий, включая оснащение объекта системой пожарной сигнализацией, осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами Государственной противопожарной службы МЧС России.

В судебном заседании установлено, что в Брединском доме-интернате для престарелых и инвалидов отсутствует обратная связь пожарного оповещения(сигнализация) с помещением пожарного поста диспетчерской для экстренного вызова МЧС России. Данное обстоятельство никем не оспаривается, подтверждается актом проведенной проверки органом госпожнадзора от ДД.ММ.ГГГГ года. Отсутствие пожарной сигнализации является нарушением федерального законодательства о противопожарных мероприятиях и нарушает права граждан на безопасное пребывание в учреждении, в связи с чем ссылка представителя ответчика на ответ начальника ГУ «9 ОФПС» об отсутствии технической возможности подключения автоматической адресной пожарной сигнализации на пульт пункта связи части, является несостоятельной и не освобождает учреждение социального обслуживания и его учредителя от обязанности соблюдения требований пожарной безопасности.

В соответствии с Уставом Муниципального стационарного учреждения социального обслуживания «Брединский дом-интернат для престарелых и инвалидов» п. 3.1. целью создания и основными его задачами являются осуществление социальной защиты проживающих в Доме-интернате путем стабильного материально-бытового обеспечения и создание наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности.

Согласно п.2.3 Устава учредителем дома-интерната является Управление социальной защиты населения Брединского района. Дом –интернат финансируется за счет субвенций местным бюджетом на осуществление государственных полномочий по социальному обслуживанию населения.

Из смысла указанных норм следует, что несмотря на то, что Дом-интернат является самостоятельным юридическим лицом, имеющим свой счет и баланс, всю свою финансовую деятельность осуществляет в соответствии с бюджетной росписью, главным распорядителем финансовых средств дома-интерната является УСЗН Брединского района.

В связи с тем, что обеспечение дома-интерната устройством обратной связи пожарного оповещения(сигнализации) с помещением пожарного поста диспетчерской для экстренного вызова МЧС России требует значительных материальных затрат (в виде оплат работ по монтированию, заключению договоров, подключению системы и иных, связанных с допущенным нарушением) и отсутствием данных средств непосредственно у учреждения. Данные обстоятельства подтвердили все стороны в суде.

Таким образом самостоятельно муниципальное учреждение не имеет реальной финансовой (материальной) возможности выполнить обязанности по установлению устройства пожарной сигнализации с целью устранения нарушений законодательства.

В отношении Дома-интерната именно УСЗН Брединского района является главным распорядителем финансовых средств, именно им осуществляется направление финансовых средств на нужды муниципального учреждения, в том числе и на непредвиденные и не предусмотренные балансом данного учреждения.

Исходя из этого, устранение нарушения, допущенного домом-интернатом и возложение обязанности по его устранению подлежит на учредителя данного учреждения - Управление социальной защиты населения Брединского муниципального района- главного распорядителя финансов Дома-интерната, что будет являться целесообразным и исполнимым и соответствующим требованиям норм законодательства, поскольку именно учредитель несет ответственность за созданное им юридическое лицо в случае недостатка у юридического лица своих средств, именно учредитель отвечает за то, чтобы созданное им учреждение соответствовало всем требованиям норм законодательства и правилам и стандартам, установленным на территории Российской Федерации. В удовлетворении требований к Администрации Брединского района надлежит отказать по указанным выше обстоятельствам.

Учитывая вышеизложенное, поскольку факт наличия бездействия по обеспечению образовательного учреждения устройством пожарной сигнализации, а равно нарушение прав проживающих в доме-интернате престарелых и инвалидов, а равно сотрудников дома-интерната на надлежащую жизненную среду и безопасные условия пребывания в указанном учреждении полностью нашел свое подтверждение в суде и ответчиками признаются полностью и не опровергаются какими либо доказательствами, данное бездействие является незаконным, в связи с чем подлежит возложению обязанность по обеспечению дома-интерната устройством обратной связи пожарного оповещения(сигнализации) с помещением пожарного поста диспетчерской для экстренного вызова МЧС России на УСЗН Брединского муниципального района. Вместе с тем учитывая значительность финансовых затрат, требуемых на устранение данного нарушения, процедуру и сроки установки данного устройства, суд полагает необходимым установить срок для устранения допущенных нарушений в количестве трех месяцев.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194,197,198,258 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Признать бездействие Управления социальной защиты населения Брединского муниципального района по обеспечению Муниципального стационарного учреждения социального обслуживания «Брединский дом-интернат для престарелых и инвалидов» устройством обратной связи пожарного оповещения(сигнализации) с помещением пожарного поста диспетчерской для экстренного вызова МЧС России, а равно в нарушении прав граждан на надлежащую жизненную среду и безопасные условия пребывания в Муниципальном стационарном учреждении социального обслуживания «Брединский дом-интернат для престарелых и инвалидов» незаконным.

Обязать Управление социальной защиты населения Брединского муниципального района обеспечить Муниципальное стационарное учреждение социального обслуживания «Брединский дом-интернат для престарелых и инвалидов» устройством обратной связи пожарного оповещения(сигнализации) с помещением пожарного поста диспетчерской для экстренного вызова МЧС России в срок три месяца со дня вступления решения в законную силу.

В удовлетворении требований к Администрации Брединского района отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Брединский районный суд в 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Смирных И.Г.