Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ п. Бреды Брединский районный суд Челябинской области в составе: Председательствующего Сысуевой С.В. При секретаре Спиридоновой Л.Д. С участием прокурора Самойловой С.Н. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Брединского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Брединского района, Управлению Социальной Защиты Населения Брединского района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по обеспечению устройством обратной связи пожарного оповещения У с т а н о в и л: Прокурор Брединского района обратился в суд с заявлением к Администрации Брединского района, Управлению Социальной Защиты населения Брединского района (далее УСЗН) в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности по обеспечению МОУ для детей сирот устройством обратной связи пожарного оповещения(сигнализации) с помещением пожарного поста диспетчерской для экстренного вызова МЧС России, обосновав свои требования тем, что данное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не оборудовано данным устройством, вследствие чего установленные федеральным законодательством требования о пожарной безопасности предъявляемые к объектам данной категории не исполняются, что нарушает права детей на безопасность пребывания в учреждении и создает реальную угрозу их безопасности. В судебном заседании прокурор Самойлова С.Н. требования заявления поддержала в полном объеме, дополнив, что обязанность подлежит возложению на учредителя данного учреждения- УСЗН Брединского района, так как оно является учредителем МОУ детский дом, осуществляет распоряжение денежными средствами данного юридического лица, в том числе и на данные нужды учреждения, а также на Администрацию Брединского района, которая в соответствии с уставом несет ответственность по обязанностям данного учреждения. Представитель ответчика УСЗН Брединского района Кукушкина В.В. иск признала, пояснив, что финансирование учреждения осуществляется ими за счет средств бюджета области, в том числе и на обеспечение безопасности, в настоящее время ими принимаются меры для решения данного вопроса. Представители ответчика Администрации Брединского муниципального района по постоянной доверенности Озерзова Т.В., Акчувашев Н.Н. против иска не возражали. Представители МОУ дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Исабаев А.М. по иску пояснил, что несмотря на статус юридического лица, они не обладают финансовой возможностью самостоятельно провести мероприятия по установлению устройства, в связи с отсутствием денежных средств на указанные цели в бюджете, для установления им необходимо обращаться к учредителю. Выделение денежных средств производится по их заявкам именно учредителем-УСЗН Брединского района через Администрацию района. Выслушав стороны, свидетеля, речь прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии со ст.83 Федерального Закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» автоматические установки пожарной сигнализации должны обеспечивать информирование дежурного персонала об обнаружении неисправности линий связи и технических средств оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, управление системами противопожарной защиты, приборами установки пожаротушения Пожарные извещатели и побудители автоматических установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации должны располагаться в защищаемом помещении таким образом, чтобы обеспечить своевременное обнаружение пожара в любой точке этого помещения. Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольном устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения. В соответствии с п.3 ч.3 ст.32 Федерального Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. В соответствии с п.1 ч.2 ст.32 Федерального Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями. Из смысла статьи 43 Федерального Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. В соответствии с совместным письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N 01/2050-8-23, МЧС РФ N 43-828-19, Министерства образования и науки РФ N АФ-102/09 от 12.03.2008 «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году» в целях организации плановой подготовки образовательных учреждений к новому учебному году, подготовку образовательных учреждений к новому учебному году вести в соответствии с типовым перечнем мероприятий. Согласно Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.06.2008 года №03-1423 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по участию в создании единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Российской Федерации») в состав мероприятий направленных для создания единый системы обеспечения безопасности образовательных учреждений включены в том числе:- наличие периметрального ограждения и освещения территории;- обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями;- наличие инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации (ОПС), тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля);- оборудование входными дверями, выполненными из материалов, позволяющих обеспечить надежную защиту от несанкционированного проникновения посторонних лиц; наличие служебной документации, обеспечивающей пропускной, внутриобъектовый режим, отражающей информацию о проведении занятий с персоналом по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также соответствующих инструкций для персонала;- определение должностного лица, ответственного за принятие мер по антитеррористической защите образовательного, научного учреждения или организации. В соответствии с руководящим документом №. Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств» утвержденный МВД РФ 06.11.2002 года, организация и проведение противопожарных мероприятий, включая оснащение объекта системой. В судебном заседании установлено, что обеспечение инженерно-технической укрепленности и пожарной защищенности детей и сотрудников МОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом» <адрес> не соответствует требованиям пожарной безопасности предъявляемым к объектам данной категорий, а именно отсутствует устройство обратной связи пожарного оповещения(сигнализации) с помещением пожарного поста диспетчерской для экстренного вызова МЧС России.. Данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании актом проведенной проверки отделом надзорной деятельности по пожарному надзору по Брединскому муниципальному району, показаниями свидетеля ФИО1 А.Б. и не оспаривается сторонами в судебном заседании. Указанные нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности нарушают права детей и сотрудников МОУ детский дом на безопасность пребывания в учреждении и создает реальную угрозу их безопасности, что свидетельствует об обоснованности заявленного иска. В соответствии с Уставом МОУ для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей Детский дом п. Бреды п.12 п.п.1 данное учреждение создано для воссоздания благоприятных условий, приближенных к дмашним воспитанников, основными задачами деятельности МОУ (п.12п.п.2-5) является обеспечение социальной защиты, социальной адаптации воспитанников, освоение ими образовательных программ, охрана и укрепление их здоровья, защита прав и интересов воспитанников. В силу п.6 Учредителем является Управление социальной защиты населения Брединского района и в соответствии с п.70 Устава МОУ детский дом подконтролен и подотчетен в расходовании финанасовых средств Учредителю. В соответствии с п.69 Источниками финансирования являются бюджетные средства, внебюджетные средства, имущество закрепленное собственником (Администрацией Брединского муниципального района) и другие источники в соответствии с законодательством. Согласно п.8 Устава при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по долгам МОУ детский дом несет собственник имущества (Администрация Брединского муниципального района) в соответствии с действующим законодательством. Из смысла указанных норм следует, что несмотря на то, что МОУ детский дом Брединского района является самостоятельным юридическим лицом, имеющим свой счет и баланс, фактически всю свою финансовую деятельность, размеры которой определены балансом, утвержденным учредителя, осуществляет с согласия учредителя. При этом следует, что вся финансовая деятельность образовательного учреждения контролируется именно учредителем, в том числе и расходование финансов учреждением. Иных доходов кроме целевых средств, получаемых непосредственно от учредителя данное образовательное учреждение не имеет, любые расходы по балансу и иные непредвиденные осуществляются с согласия и разрешения учредителя, что препятствует МОУ детский дом самостоятельно произвести установку требуемого оснащения по установлению устройства обратной связи пожарного оповещения, в связи с тем, что это требует значительных материальных затрат (в виде оплат работ по монтированию, заключению договоров, подключению системы и иных, связанных с допущенным нарушением) и отсутствием данных средств у образовательного учреждения и возможности получения данных средств иным образом без согласия учредителя. Данные обстоятельства подтвердили все стороны в суде. Таким образом самостоятельно муниципальное учреждение не имеет реальной финансовой (материальной) возможности выполнить обязанности по установлению устройства тревожной сигнализации с целью устранения нарушений законодательства, именно Управление Социальной защиты населения Брединского района является главным распорядителем финансовых средств, именно им осуществляется направление финансовых средств на нужды муниципальных учреждений, в том числе и на непредвиденные и не предусмотренные балансом данного учреждения. Кроме того как следует из показаний представителей МОУ детский именно в адрес учредителя направляются заявки образовательного учреждения на предоставление денежных средств и именно учредителем предоставляются денежные средства на необходимые нужды и непредвиденные расходы, не отраженные в балансе муниципального учреждения. Кроме того согласно Устава Администрация района также несет ответственность по обязательствам детского дома при нехватке у него денежных средств для выполнения обязательства, и именно через финансовый отдел Администрации района осуществляется поступление денежных средств для неотложные нужды. Исходя из этого, по мнению суда устранение нарушения, допущенного муниципальным образовательным учреждением и возложение обязанности по его устранению подлежит на учредителя данного образовательного учреждения - Управление социальной защиты Брединского района- главного распорядителя финансов образовательного учреждения и собственника имущества Администрацию Брединского муниципального района, что будет являться целесообразным и исполнимым и соответствующим требованиям норм законодательства, поскольку именно учредитель несет ответственность за созданное им юридическое лицо, а также собственник имущества в случае недостатка у юридического лица своих средств, именно учредитель и собственник имущества отвечают за то, чтобы созданное им учреждение соответствовало всем требованиям норм законодательства и правилам и стандартам, установленным на территории Российской Федерации. В связи с чем, поскольку факт наличия бездействия по не обеспечению образовательного учреждения устройством обратной связи пожарного оповещения, а равно нарушение прав детей и сотрудников на надлежащую жизненную среду и безопасные условия пребывания в указанном образовательном учреждении полностью нашел свое подтверждение в суде и ответчиками признаются полностью и не опровергаются какими либо доказательствами, данное бездействие является незаконным, в связи с чем подлежит возложению обязанность по обеспечению МОУ детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Детский дом» устройством обратной связи пожарного оповещения(сигнализации) с помещением пожарного поста диспетчерской для экстренного вызова МЧС России на Управления Социальной защиты населения Брединского района и Администрацию Брединского муниципального района. Вместе с тем учитывая значительность финансовых затрат, требуемых на устранение данного нарушения, процедуру и сроки установки данного устройства, суд полагает необходимым установить срок для устранения допущенных нарушений в количестве трех месяцев. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194,197,198,258 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л: Признать бездействие Управления Социальной защиты населения Брединского района и Администрации Брединского района, выразившиеся в не обеспечении Муниципального Образовательного Учреждения для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Детский дом» устройством обратной связи пожарного оповещения (сигнализации) с помещением пожарного поста диспетчерской для экстренного вызова МЧС России, незаконным. Обязать Управление Социальной Защиты населения Брединского района и Администрацию Брединского муниципального района обеспечить Муниципальное образовательное учреждение для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Детский дом» устройством обратной связи пожарного оповещения (сигнализации) с помещением пожарного поста диспетчерской для экстренного вызова МЧС России в срок три месяца со дня вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Брединский районный суд в 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья Сысуева С.В.