о взыскании зарплаты



З аочное Решение

Именем Российской Федерации

23 августа 2010 года город Братск

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующей судьи Вершининой О.В.,

при секретаре Поспеловой Н.Ф.,

с участием истца Антосик И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-83/2010 по исковому заявлению Антосик И.В. к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 90» г.Братска о взыскании недоначисленной заработной платы,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Антосик И.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 90» г.Братска о взыскании задолженности по заработной плате в сумме ... руб.... коп. за апрель, май, июнь 2009г.

В обоснование искового заявления истец Антосик И.В. указала на то, что 06 октября 2008г. она была принята на работу по трудовому договору № 17 в МДОУ «детский сад комбинированного вида № 90» г.Братска на должность ..., на неопределенный срок. Согласно трудовому договору ей был установлен месячный должностной оклад в размере ... руб. ... коп. С начислением Северных надбавок и районного коэффициента заработная плата составляет ... руб. ... коп. Считает, что ответчиком заработная плата начисляется ей не правильно. С 01.01.2009 года минимальный размер оплаты труда на всей территории РФ составляет 4330 рублей. На минимальный размер оплаты труда должен начисляться северная надбавка и районный коэффициент 90%. Считает, что установив ей должностной оклад в размере ... руб. ... коп., ответчик тем самым нарушил ее трудовые права.

18 августа 2009 года на основании определения суда от 18.08.2009г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена администрация муниципального образования города Братска.

08.10.2009г. от истца поступило в суд дополнение к исковому заявлению, в котором она указала, что просит взыскать с ответчика заработную плату за апрель, май, июнь 2009г. в сумме ... руб., а также недоначисленные и не выплаченные отпускные за отработанное время с 06.10.2008г. по 30.06.2009г. в сумме ... руб.... коп., заработную плату выплачивать с 01.01.2009г. из расчета 4330 руб.+ 50% сев. Надбавка и 40% район.коэф.=... руб., внести изменения в пункт 4.1 трудового договора мес.оклад 4330 руб. с начислением северных надбавок и районного коэффициента.

29.10.2009г. в суд поступило дополнение к исковому заявлению Антосик И.В., в котором истец просит внести изменение в п.п.4.1 п.4 трудового договора № 2 от 10.02.2009г. месячный должностной оклад в размере ... руб. с начислением в установленном порядке надбавок в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, заработную плату выплачивать с 01.04.2009г. по 30.09.2009г. из расчета ... руб.+ северные надбавки 50%+ районный коэффициент 40%, взыскать с ответчика возникшую недоплату за период с 01.04.2009г. по 30.09.2009г. в размере .. руб. ... коп.

24.12.2009г. от истца поступило уточнение искового заявления, в котором истец просит взыскать с ответчика в ее пользу недоначисленную заработную плату в размере .. руб. ... коп. за апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь 2009г., недоначисленную заработную плату в размере .. руб. ... коп. за октябрь, ноябрь 2009г., недоначисленные отпускные с 01.06.2009г. по 15.08.2009г. в размере .. руб. ... коп., внести изменение в пп.4.1 п.4 трудового договора от 06.10.2008г. № 17, заключенный между истцом и ответчиком «работнику устанавливается месячный должностной оклад в размере ... руб. С начислением в установленном порядке надбавок за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях и районного коэффициента».

15.01.2010г. от истца поступили уточнения искового заявления, в котором она просит признать незаконным, нарушающим трудовые права истца порядок выплаты истцу со стороны ответчика заработной платы в размере меньше минимального размера заработной платы, установленного для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; признать незаконным не применение ответчиком в отношении истца районного коэффициента и процентной надбавки к минимальной заработной плате, установленной ст.133.1 Трудового кодекса РФ в размере 4330 рублей в месяц; обязать ответчика применять районные коэффициенты и процентных надбавки к заработной плате истца; взыскать с ответчика в пользу истца недоначисленную заработную плату в размере ... рублей ... копейки за апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь 2009 года; взыскать с ответчика в пользу истца недоначисленную заработную плату в размере ... рублей ... копеек за октябрь, ноябрь 2009 года; взыскать с ответчика в пользу истца недоначисленные отпускные с 01.06.2009г. по 15.08.2009г. в размере ... рублей ... копеек; внести изменение в пп.4.1 п.4 трудового договора от 06 октября 2008 г. № 17, заключенного между истцом и ответчиком, изложив данный пункт в следующей редакции: «работнику устанавливается месячный должностной оклад в размере 4330 рублей с начислением в установленном порядке надбавок за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях и районного коэффициента».

22.01.2010г. от истца поступили уточнения искового заявления, в котором она просит признать незаконным, нарушающим трудовые права истца порядок выплаты истцу со стороны ответчика заработной платы в размере меньше минимального размера заработной платы, установленного для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; признать незаконным не применение ответчиком в отношении истца районного коэффициента и процентной надбавки к минимальной заработной плате, установленной ст.133.1 Трудового кодекса РФ в размере 4330 рублей в месяц, обязать ответчика применять районные коэффициенты и процентных надбавки к заработной плате истца, взыскать с ответчика в пользу истца недоначисленную заработную плату в размере ... рублей ... копейки за апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь 2009 года, взыскать с ответчика в пользу истца недоначисленную заработную плату в размере ... рублей ... копеек за октябрь, ноябрь 2009 года, взыскать с ответчика в пользу истца недоначисленные отпускные с 01.06.2009г. по 15.08.2009г. в размере ... рублей ... копеек; обязать внести изменение в пп.4.1 п.4 Трудового договора от 06 октября 2008г. № 17, заключенного между истцом и ответчиком, изложив данный пункт в следующей редакции: «работнику устанавливается месячный должностной оклад в размере ... рублей с начислением в установленном порядке надбавок за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях и районного коэффициента».

13.04.2010г. от истца поступило уточнение искового заявления, в котором истец просит признать незаконным, нарушающим трудовые права истца порядок выплаты истцу со стороны ответчика заработной платы в размере меньше минимального размера заработной платы, установленного для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, признать незаконным не применение ответчиком в отношении истца районного коэффициента и процентной надбавки к минимальной заработной плате, установленной ст.133.1 Трудового кодекса РФ в размере ... рублей в месяц; обязать ответчика применять районные коэффициенты и процентных надбавки к заработной плате истца; взыскать с ответчика в пользу истца недоначисленную заработную плату в размере ... рублей ... копейки за апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь 2009 года; взыскать с ответчика в пользу истца недоначисленную заработную плату в размере ... рублей ... копеек за октябрь, ноябрь 2009 года; взыскать с ответчика в пользу истца недоначисленную заработную плату в размере ... рублей ... копеек за декабрь 2009 года, январь 2010 года, февраль 2010 года, март 2010 года; взыскать с ответчика в пользу истца недоначисленные отпускные с 01.06.2009г. по 15.08.2009г. в размере ... рублей ... коп.; внести изменение в пп.4.1 п.4 Трудового договора от 06 октября 2008г. № 17, заключенного между истцом и ответчиком, изложив данный пункт в следующей редакции: «Работнику устанавливается месячный должностной оклад в размере 4330 рублей с начислением в установленном порядке надбавок за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях и районного коэффициента».

04.06.2010г. от истца поступило уточнение искового заявления, в котором истец просит взыскать с ответчика в пользу истца недоначисленную заработную плату в размере ... рубля ... коп. за период с 01 апреля 2009 года по 01 мая 2010 года, понесенные ею расходы по подготовке уточнения иска в размере .. руб. ... коп., уплаченные ею ООО «Крампит и Партнеры», расходы по бухгалтерскому расчету в размере ... руб., а всего просит взыскать с ответчика .. руб. ... коп.

В ходе судебного разбирательства истец Антосик И.В. отказалась от исковых требований в части признания незаконным, нарушающим трудовые права истца порядок выплаты истцу со стороны ответчика заработной платы в размере меньше минимального размера заработной платы, установленного для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям; признании незаконным не применение ответчиком в отношении истца районного коэффициента и процентной надбавки к минимальной заработной плате, установленной ст.133.1 ТК РФ в размере ... руб. в месяц; обязании ответчика применять районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате истца; взыскать с ответчика в пользу истца недоначисленные отпускные с 01.06.2009 г. по 15.08.2009г. в размере ... руб. ... коп.; обязать внести изменение в пп. 4 п. 4 Трудового договора от 06.10.2008г. № 17, заключенного между истцом и ответчиком, изложив данный пункт в следующей редакции: «работнику устанавливается месячный должностной оклад в размере 4330 руб. с начислением в установленном порядке надбавок за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях и районного коэффициента».

Определением Братского городского суда от 07.06.2010г. производство по делу в части исковых требований о признании незаконным, нарушающим трудовые права истца порядок выплаты истцу со стороны ответчика заработной платы в размере меньше минимального размера заработной платы, установленного для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям; признании незаконным не применение ответчиком в отношении истца районного коэффициента и процентной надбавки к минимальной заработной плате, установленной ст.133.1 ТК РФ в размере 4330 руб. в месяц; обязании ответчика применять районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате истца; взыскать с ответчика в пользу истца недоначисленные отпускные с 01.06.2009г. по 15.08.2009г. в размере ... руб. ... коп.; обязать внести изменение в пп.4 п.4 Трудового договора от 06.10.2008г. № 17, заключенного между истцом и ответчиком, изложив данный пункт в следующей редакции: «работнику устанавливается месячный должностной оклад в размере 4330 руб. с начислением в установленном порядке надбавок за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях и районного коэффициента» прекращено в связи с отказом истца от этой части исковых требований.

В судебном заседании истец Антосик И.В. уточненные исковые требования поддержала, суду пояснила, что состоит в трудовых отношениях с муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад комбинированного вида № 90» г.Братска в должности младшего воспитателя четвертого разряда с 06 октября 2008г. Между ней и ответчиком заключен трудовой договор № 17 на неопределенный срок, согласно которому ей установлен месячный должностной оклад в размере ... руб. ... коп., с начислением северной надбавки и районного коэффициента ее заработная плата составляет ... руб. ... коп. Согласно Федеральному закону с 01 января 2009г. оклад должен быть не ниже ... руб. Заработная плата должна начисляться из расчета: оклад 4330 руб. + северная надбавка 50% + районный коэффициент 40%. Подоходный налог должен удерживаться с учетом льготы на детей, к работодателю с письменным заявлением об изменении размера оклада не обращалась. Согласно ст.129 Трудового кодекса РФ оклад - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Статья 315 ТК РФ указывает, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Статьи 10 и 11 Закона РФ от 19.02.1993 года (в ред. Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» также определяют, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Таким образом, считает, что размер тарифной ставки не может быть меньше одного МРОТ, установленного федеральным законом. Считает, что установление равной оплаты труда работникам, работающим в обычных условиях труда, и работникам, трудовая деятельность которых осуществляется в особых условиях труда, нарушает право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда и противоречит Конституции Российской Федерации. Разница между фактической заработной платой и справедливой заработной платой, которую ответчик недоплатил истцу за период с 01 апреля 2009г. по 01 мая 2009г. составляет ... руб. Расчет задолженности был исчислен исходя из формулы: базовый оклад умножается на 1.9 - 90% северного и районного коэффициента; для определения справедливой заработной платы используется аналогичный расчет, но в качестве базового оклада применяется МРОТ 4330 руб.

В судебное заседание представитель истца Толмачев В.В., действующий на основании ордера № 03 от 15.01.2010г., не явился, будучи извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Ранее в судебном заседании требования истца поддержал в полном объеме, пояснив, что согласно ст.315 ТК РФ северная надбавка и районный коэффициент выплачиваются к заработной плате. Определением Конституционного Суда РФ 01.10.2009г. указан порядок начисления заработной платы по уравнительному принципу. Минимальный размер заработной платы - 8227 рублей, что складывается из МРОТ, северных и районных коэффициентов, которые применяются к заработной плате.

Представитель ответчика муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 90» г.Братска в судебное заседание не явился, будучи извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, рассмотреть дело в его отсутствие не просил, об уважительных причинах неявки не сообщил, истец согласна на рассмотрение дела в заочном производстве, поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства в отсутствие ответчика по имеющимся в деле доказательствам, о чем судом вынесено определение.

Ранее представитель ответчика заведующая Ознобихина Л.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что ФЗ от 24 июня 2008г. № 91-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» был установлен минимальный размер оплаты труда 4330 руб. в месяц, что не составляет размер оклада, как утверждает истец, а составляет размер заработной платы. Истцу выплачивается заработная плата, исходя из установленного ей должностного оклада с учетом районного коэффициента и доплат к заработной плате, при этом в минимальный размер оплаты труда входит только размер оклада, а не остальные выплаты. МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 90» является муниципальной организацией, финансируется из бюджета города, поэтому самостоятельно решать вопросы о повышении размера оклада своих работников ответчик не вправе, ответчик только составляет и направляет табеля рабочего времени в департамент образования города Братска. Примеры выплаты надбавок, которые производятся в каждом регионе, применяются к каждой организации индивидуально, с учетом возможности бюджета данного учреждения. У ответчика такой возможности не имеется. На основании запроса от Департамента образования Иркутской области был получен ответ, в котором указано, что согласно ст.122 ТК РФ нарушений в выплате заработной плате нет. Она приглашала истца на собеседование и предлагала повысить разряд путем проведения аттестации рабочего места, но за время работы от истца заявление не поступало.

В период с 01.01.2009г. по 30.08.2009г. у ответчика имел место простой по вине работодателя, в этот период истцу выплачивалась заработная плата в размере 2/3 ее размера. Также ранее представитель ответчика представила заявление о пропуске истцом срока на обращение в суд в связи и отсутствия уважительных причин пропуска сроков.

Представитель третьего лица на стороне ответчика администрации г.Братска в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просил дело рассмотреть в отсутствие своего представителя.

В представленном ранее отзыве администрация города Братска указала на то, что согласно статьям 314, 315, 316 Трудового кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 Трудового кодекса РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.Соответственно, как районный коэффициент, так и северная надбавка являются выплатами за работу в местностях с особыми климатическими условиями, исчисляемыми в процентном соотношении к должностным окладам, тарифным ставкам, которые входят в состав заработной платы (оплаты труда).

Решением Думы г.Братска от 31.12.2004 № 22/г-Д «Об оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из городского бюджета» установлена с 01.01.2008 тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города, в размере 1404 рубля. При этом размер заработной платы не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральными законами.

Порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и других) работникам муниципальных учреждений, финансируемых из городского бюджета, устанавливаются администрацией г.Братска.

Согласно пункту 36 приложения № 1 к постановлению мэра г.Братска от 31.10.2005 № 1917 «О порядке оплаты труда и условиях применения компенсационных и стимулирующих выплат работникам муниципальных учреждений, финансируемых из городского бюджета» оплата труда работников учреждений образования производится с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате, установленных законодательством.

Постановлением мэра города Братска от 11.12.2007 № 3525 «Об установлении с 1 января 2008 года тарифной ставки (оклада) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска» установлена с 1 января 2008 года тарифная ставка (оклад) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска, в размере 1404 (одна тысяча четыреста четыре) рубля, а также утверждены межразрядные тарифные коэффициенты и тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска.

Постановлением мэра города Братска от 07.03.2008 № 411 «О повышении с 01 февраля 2008 года размеров тарифных ставок (окладов) работников муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта» с 01 февраля 2008 года повышены в 1,14 раза размеры тарифных ставок (окладов) работников муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска, утвержденной постановлением мэра города Братска от 11.12.2007г. № 3525 «Об установлении с 1 января 2008 года тарифной ставки (оклада) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска».

Таким образом, установление базовых окладов, базовых тарифных ставок работников муниципальных учреждений, как и порядок исчисления заработной платы не относится к компетенции руководителей муниципальных учреждений.

Руководитель муниципального учреждения не вправе принимать какое-либо решение, ведущее к увеличению финансирования учреждения, поскольку такое решение будет противоречить принципам формирования бюджета муниципального образования, то есть его учредителя.

Ранее в судебном заседании представитель третьего лица администрации города Братска Егоркин А.В. с иском не согласился, суду пояснил, что истец за период своей трудовой деятельности получила за май -... рублей отпускные. Считает, что толкование истцом закона ошибочно, согласно ст. ст. 316-317 ТК РФ, районный коэффициент применяется для расчета заработной платы, а не на оклад. Статья 315 ТК РФ является общей по применению ст.ст. 129,316, 217 ТК РФ название статьи не есть норма. Нарушений со стороны работодателя допущено не было. Истец не представила доказательств нарушений. С учетом всей совокупности доказательств, просит суд в исковых требованиях истцу оказать. Региональное соглашение не действует. Требования истца о применении выплат к заработной плате необоснованны, т.к. истцу выплачивается коэффициент по должностному окладу ко всем выплатам, которые предусмотрены действующим законодательством, однако начисление идет на оклад. Больше надбавок не имеется.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 7, частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый), включая, как это предусмотрено статьей 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности.

Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.)

Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата устанавливается работнику трудовым договором в соответствии с действующим и у данного работодателя системами оплаты труда.

Согласно статье 146 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. Также в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Закон Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993г. также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Заработная плата конкретного работника, согласно статьи 135, части 1 статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, в том числе условий труда, при этом заработная плата работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда.

Согласно статье 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается: организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации N82-ФЗ от 19.06.2000г. «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01 января 2009 года установлен в сумме 4 330 рублей в месяц.

Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Постановлением мэра города Братска от 11.12.2007г. № 3525 «Об установлении с 1 января 2008 года тарифной ставки (оклада) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска» установлена с 1 января 2008 года тарифная ставка (оклад) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений финансируемых из бюджета города Братска, в размере 1404 рубля, а также утверждены межразрядные тарифные коэффициенты и тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска.

Постановлением мэра города Братска от 07.03.2008г. № 411 «О повышении с 01 февраля 2008 года размеров тарифных ставок (окладов работников муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта» с 01 февраля 2008 года повышены в 1,14 раза размеры тарифных ставок (окладов) работников муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска, утвержденной постановлением мэра города Братска от 11.12.2007 № 3525 «Об установлении с 1 января 2008 года тарифной ставки (оклада) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска». Согласно приложению, по первому разряду оклад составляет 1600,6 руб.

Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности судом установлено, что истец Антосик И.В. состоит в трудовых отношениях с ответчиком муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад комбинированного вида № 90» г.Братска в должности младшего воспитателя с 06.10.2008г., что подтверждается трудовой книжкой истца, копией приказа о приеме на работу и никем не оспаривается.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 90» г.Братска является юридическим лицом, основано на муниципальной собственности с правом оперативного управления имуществом и финансируется собственником имущества учреждения, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации юридического лица и копией Устава МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 90» г.Братска.

Согласно трудовому договору №17 от 06.10.2008г. истец Антосик И.В. была принята на работу в МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 90» г.Братска на должность ..., с должностным окладом в размере ... руб.

Как следует из приказа № 49 от 06.10.2008г. истец Антосик И.В. была принята на работу ответчиком на должность ... (тарифной ставкой) 4 разряд - ... руб.

Из расчетных листов по заработной плате истца Антосик И.В. следует, что заработная плата ей начислялась, исходя из тарифной ставки (оклада) ... руб., с начислением суммы северной надбавки и районного коэффициента 90%.

Довод истца о том, что включение в величину минимального размера оплаты труда районного коэффициента и северных надбавок не соответствует закону, суд считает состоятельными. По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума

Из приведенных норм следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен вводить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В силу международных норм и требований Российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях труда (вредных и нормальных). При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должно в равной мере соблюдаться правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются: муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов. Из системного толкования вышеуказанных норм ТК РФ следует, что действующим трудовым законодательством гарантированы дополнительные компенсации в отношении оплаты труда гражданам в связи с их работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, данные компенсации, исходя из характера и целевой направленности не могут поглощаться размером минимальной заработной платы, установленной для всех граждан Российской Федераций независимо от места их проживания. Суд считает, что не включение в минимальный размер оплаты труда, установленный в целом по Российской Федерации, районного коэффициента и районной северной надбавки, приведет к уравниванию в оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах, где не установлен районный коэффициент и районная надбавка, с работниками, проживающими и работающими в экстремальных природно-климатических условиях Севера, что недопустимо в силу действующего трудового законодательства РФ и норм международного трудового права.

Исходя из этого суд приходит к выводу, что минимальный размер оплаты труда должен соответствовать Федеральному закону РФ N82-ФЗ от 19.06.2000г. «О минимальном размере оплаты труда», в соответствии с которым минимальный размер оплаты труда с 01 января 2009 года установлен в сумме 4 330 рублей в месяц. При таких обстоятельствах минимальный размер оплаты труда истца Антосик И.В. должен составлять не менее 4330 руб.

Согласно статье 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Следовательно, районные и северные надбавки являются дополнительными компенсациями, в том числе в отношении оплаты труда гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Город Братск является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии с перечнем районов, на которые распространяется действие льгот. Следовательно, минимальный размер заработной платы работников, отработавших полностью месячную норму рабочего времени в г.Братске должен составить 4 330 руб. + 50 % северная надбавка и районный коэффициент 40 %.

Суд приходит к выводу, что законодатель в качестве дополнительных гарантий работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются слагаемыми элементами вознаграждения за труд, механизм и размер данных выплат не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории РФ.

Разрешая ходатайство представителя ответчика об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском срока на обращение в суд, судом установлено, что установленный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации срок обращения в суд за разрешением индивидуального спора истом пропущен не был, поскольку с данным иском в суд она обратилась 24.07.2009г., узнав о нарушении своего права в июле 2009г., то есть требования истца о взыскании задолженности по заработной плате за апрель, май, июнь 2009г. были заявлены истцом в предусмотренный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации срок, доказательств обратного ответчиком суду представлено не было. В ходе рассмотрения дела судом истец дополнила исковые требования, указав о взыскании с ответчика задолженности по заработной плате также за период с июля 2009 года по 01 мая 2010 года, которые были поданы истцом с соблюдением установленного законом срока.

Антосик И.В. представила суду расчет, в котором указала, что размер заработной платы с учетом применения к заработной плате районных коэффициентов и северных надбавок и межразрядного коэффициента составит: (4330руб. х 1,145) х 90% (50 % северная надбавка + 40 % районный коэффициент) = ... руб. ... коп.

Доводы истца об удовлетворении иска в части включения в состав заработной платы суммы МРОТа, умноженного на межразрядный тарифный коэффициент Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета г.Братска суд считает их несостоятельными. Согласно определению Конституционного Суда РФ о 01.10.2009г. № 1160 «По жалобе граждан Миткалева, Хисаевой и Юмагулова на нарушение их конституционных прав пунктами 1 и 2 ФЗ « О внесении изменений в ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты РФ», институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума. В ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей частью 4 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечивающую установление тарифной ставки (оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие - заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Таким образом, межразрядный тарифный коэффициент включается в минимальный размер оплаты труда, которая не может быть начислена менее чем 4330 руб., в связи с чем, межразрядный тарифный коэффициент не может быть применен путем умножения на минимальный размер оплаты труда. В то же время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях оплата труда осуществляется с применением районных коэффициентов к заработной плате, поэтому районный коэффициент и северная надбавка не входят в минимальный размер оплаты труда (статьи 315-317 Трудового кодекса Российской Федерации).

Исходя из изложенного, суд не принимает расчет истца и считает, что для истца Антосик И.В. будет правильным следующий расчет заработной платы:

В апреле 2009г. истцу было начислено ... руб. ... коп.:

в апреле 2009г. 22 нормо-дней, фактически истцом отработано 14 дней в связи временной нетрудоспособностью, отсюда пропорционально отработанным дням истцу следовало начислить заработную плату в размере: 4330 руб. (оклад) * 1,9 (северная надбавка и районный коэффициент) / 22 (количество нормо-дней) * 14 (кол-во фактически отработанных дней) = ... руб. Фактически истцу было начислено ... руб. Отсюда следует, что задолженность ответчика перед истцом за апрель 2009г. отсутствует и взысканию не подлежит. Требования по выплате пособия по временной нетрудоспособности истцом не заявлялось, его размер никем не оспаривается.

В мае 2009г. истцу было начислено ... руб.

в мае 2009г. 19 нормо-дней, фактически истцом отработано 19 дней, отсюда истцу следовало начислить заработную плату в размере: 4330 руб. (оклад) * 1,9 (северная надбавка и районный коэффициент)= 8227руб.- ... руб.= ... руб., задолженность ответчика перед истцом за апрель 2009г. составила ... руб.

В июне 2009г. истец находилась в очередном отпуске в период с 01.06.2009г. по 15.07.2009г., ей начислены отпускные ... руб., требования по взысканию отпускных за указанный период истцом не заявлялось, их размер никем не оспаривается, поэтому задолженности по выплате истцу заработной платы за июнь 2009г. ответчик не имеет.

В июле 2009г. истцу было начислено отпускные ... руб., простой по вине работодателя ... руб., всего начислено ... руб.

в июле 2009г. 23 нормо- дней, с 16.07.2009г. за 12 дней в связи с обучением и простоем по вине работодателя, истцу начислено 2/3 за простой по вине работодателя, отсюда пропорционально дням простоя истцу следовало начислить заработную плату в размере: 4330 руб. (оклад) * 1,9 (северная надбавка и районный коэффициент)/23 (количество нормо- дней) * 12 (кол-во дней простоя) = ... руб., 2/3 от простоя= ... руб. Фактически истцу было начислено ... руб. Отсюда следует, что задолженность ответчика перед истцом за июль 2009г. отсутствует и взысканию не подлежит.

В августе 2009г. истцу было начислено простой по вине работодателя ... руб., всего начислено ... руб.

в августе 2009г. 21 нормо- дней, 3 дня истцом отработано, остальное время простоя по вине работодателя, отсюда пропорционально отработанным дням истцу следовало начислить заработную плату в размере: 4330 руб. (оклад) * 1,9 (северная надбавка и районный коэффициент)/ 21 (количество нормо- дней) * 3 (кол-во фактически отработанных дней) = ... руб.; за простой 18 дней: 4330 руб. (оклад) * 1,9 (северная надбавка и районный коэффициент)/21 (количество нормо- дней) * 18 (кол-во дней простоя)= ... руб., 2/3 от простоя = ... руб.

Фактически истцу было начислено ... руб. Отсюда следует, что задолженность ответчика перед истцом за август 2009г. отсутствует и взысканию не подлежит.

В сентябре 2009г. истцу было начислено ... руб., отработано истцом норма дней 22 дня, поэтому истцу следовало начислить заработную плату в размере: 4330 руб. (оклад) * 1,9 (северная надбавка и районный коэффициент)= 8227 руб.- ... руб.= ... руб. Отсюда следует, что задолженность ответчика перед истцом за сентябрь 2009г. составила ... руб.

Задолженность по заработной плате Антосик И.В. за октябрь 2009 года составит:

за октябрь 2009г. ответчиком было начислено - ... руб.;

должно быть начислено - 4330 * 1,9 (районный коэффициент и северная надбавка) = 8227 руб.;

Отсюда следует, что задолженность ответчика перед истцом за октябрь 2009 г. будет составлять: 8227 руб. - ... руб. = ... руб.

Задолженность по заработной плате Антосик И.В. за ноябрь 2009 года составит:

- в ноябре 2009г. 20 нормо-дней. Фактически истцом отработано 14 дней в связи временной нетрудоспособностью, требований по взысканию пособия по временной нетрудоспособности истцом не заявлялось, размер пособия ни кем не оспаривался. Отсюда следует, что задолженность ответчика перед истцом за ноябрь 2009г. отсутствует и взысканию не подлежит.

Задолженность по заработной плате Антосик И.В. за декабрь 2009 года составит:

- в декабре 2009г. 23 нормо-дней. Фактически истцом отработано 3 дня в связи с временной нетрудоспособностью и обучением, отсюда пропорционально отработанным дням истцу следовало начислить заработную плату в размере: 4330 руб. (оклад) * 1,9 (северная надбавка и районный коэффициент)/ 23 (количество нормо-дней) * 3 (кол-во фактически отработанных дней) = ... руб. Фактически истцу было начислено ... руб. Отсюда следует, что задолженность ответчика перед истцом за декабрь 2009г. отсутствует и взысканию не подлежит. Требования по выплате дополнительного оплачиваемого учебного отпуска истцом не заявлялось, его размер никем не оспаривается.

Задолженность по заработной плате Антосик И.В. за январь 2010 года составит:

за январь 2010г. ответчиком было начислено - ... руб.;

должно быть начислено - 4330 * 1,9 (районный коэффициент и северная надбавка) = 8227 руб.;

Отсюда следует, что задолженность ответчика перед истцом за январь 2010г. будет составлять: 8227 руб. - ... руб. = ... руб.

Задолженность по заработной плате Антосик И.В. за февраль 2010г. составит:

- в феврале 2010г. 19 нормо-дней. Фактически истцом отработано 12 дней в связи временной нетрудоспособностью, требований по взысканию пособия по временной нетрудоспособности истцом не заявлялось, его размер ни кем не оспаривается, отсюда следует, что задолженности ответчика перед истцом за февраль 2010г. не имеется.

Задолженность по заработной плате Антосик И.В. за март 2010 года составит:

за март 2010г. ответчиком было начислено - ... руб.;

должно быть начислено - 4330 * 1,9 (районный коэффициент и северная надбавка) = 8227 руб.;

Отсюда следует, что задолженность ответчика перед истцом за март 2010г. будет составлять: 8227 руб. -... руб. = ... руб.

Задолженность по заработной плате Антосик И.В. за апрель 2010г. составит:

- в апреле 2010г. 22 нормо-дней. Фактически истцом отработано 2 дня в связи с временной нетрудоспособностью и обучением, отсюда пропорционально отработанным дням истцу следовало начислить заработную плату в размере: 4330 руб. (оклад) * 1,9 (северная надбавка и районный коэффициент) / 22 (количество нормо-дней) * 2 (кол-во фактически отработанных дней) = ... руб. Фактически истцу было начислено ... руб. Отсюда следует, что задолженность ответчика перед истцом за апрель 2010г. отсутствует и взысканию не подлежит. Требования по выплате дополнительного оплачиваемого учебного отпуска, оплате пособия по временной нетрудоспособности истцом не заявлялось, его размер никем не оспаривается.

Таким образом, задолженность ответчика перед истцом за период с 01 апреля 2009г. по 01 мая 2010г. составит: ... руб., поэтому иск подлежит удовлетворению в части взыскания с ответчика в пользу истца заработной платы в размере ... руб..

На основании вышеизложенного, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований в части взыскания заработной платы в размере .. руб. ... коп. ( ...- ...= .. руб. ... коп.).

С ответчика подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований в размере ... рубля ... копеек ( .. руб. ... коп.+ 3% от .. руб. ... коп.)

Требования истца о взыскании в ее пользу с ответчика судебных расходов в размере .. руб. ... коп., состоящие из расходов по бухгалтерскому расчету в размере ... руб. и расходов по подготовке ООО «Крампит и Партнеры» уточнения к иску в размере .. руб. ... коп., удовлетворению не подлежат, поскольку истцом не представлены доказательства, подтверждающие, что данные расходы были понесены ею. Представленные копии квитанций ни кем не заверены, их подлиннику суду не представлены, поэтому эти квитанции не являются допустимыми доказательствами по делу.

Руководствуясь статьями 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Антосик И.В. удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 90» г.Братска в пользу Антосик И.В. недоначисленную заработную плату в размере ... руб.

В удовлетворении иска Антосик И.В. в части взыскания с муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 90» г.Братска в пользу Антосик И.В. недоначисленной заработной платы в размере ... руб.- отказать.

Отказать в удовлетворении требований Антосик И.В. о взыскании с муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 90» г.Братска в пользу Антосик И.В. судебных расходов в сумме .. руб. ... коп.

Взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 90» г.Братска в федеральный бюджет государственную пошлину в размере ... рубля ... копеек

Ответчик вправе подать в Братский городской суд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня получения им копии мотивированного решения, с которым лица, участвующие в деле, праве ознакомиться 27.08.2010года в 16 час. 00мин.

Заочное решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья О.В. Вершинина

Заочное решение вступило в законную силу 10.11.2010г.