о назначении пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 августа 2010 года Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующей судьи Гусаровой Л.В.,

при секретаре Елышевой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3286/2010 по иску Колосовской Л.С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе Иркутской области о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, о включении периодов работы в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с 08 апреля 2010 года,

У С Т А Н О В И Л:

Истец 22.07.2010 года обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение № 31/4 Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе Иркутской области (далее по тексту - УПФР по Братску и Братскому району) об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии от 01.07.2010 года, включить в стаж на соответствующих видах работ период работы с 01.11.99г. по 28.06.00г., признать за ней право на досрочное назначение пенсии по старости с 08.04.2010 года.

В обоснование своего заявления истец указала, что имеет 25 лет педагогического стажа, работала концертмейстером, преподавателем детской музыкальной школы.

08.04.2010 года обратилась с заявлением о назначении пенсии к ответчику, однако Решением УПФР по Братску и Братскому району № 31/4 от 01.07.2010 года в установлении пенсии ей было отказано из-за недостаточности специального стажа, при этом период ее работы с 01.11.99г. по 28.06.00г. (7 месяцев 28 дней) - в качестве ... детской музыкальной школы отдела культуры Зиминской городской администрации в педагогический стаж включен не был, из-за несоответствия наименования учреждения Спискам, с учетом которых периоды работы включаются в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию.

Она с этим не согласна, так как в спорный период осуществляла педагогическую деятельность, работала с детьми.

Просит суд признать решение ответчика об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконным, признать за ней право на досрочное назначение пенсии по старости с 08.04.2010 года, включить в педагогический стаж период работы с 01.11.1999 года по 28.06.2000 года (7 месяцев 28 дней) - в качестве ... детской музыкальной школы отдела культуры Зиминской городской администрации.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснила, что с решением Пенсионного фонда не согласна, она имеет 25 лет педагогического стажа, что достаточно для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости.

Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика Мовчан Л.К. действующая на основании доверенности от 22.12.2009 года № АЛ-09/17346 сроком до 31.12.2010 года со всеми процессуальными правами, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, педагогический стаж истца по подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ составляет 24 года 08 месяцев 08 дней, при требуемом стаже 25 лет. Спорный период работы истицы не зачтен в педагогический стаж, так как страхователем являлось учреждение «Управление по развитию культурной сферы и библиотечного обслуживания « Зиминского городского муниципального образования, которое не поименовано в Списках, с учетом которых работа засчитывается в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

В связи с изложенным, представитель ответчика считает, что решение УПФР по Братску и Братскому району обосновано, в удовлетворении исковых требований истца просит отказать.

Выслушав доводы истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с указанным законом.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсии утверждены Правительством РФ в соответствии с пунктом 2 указанной статьи:

1) Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, действовал до 01.11.1999года (далее по тексту - Список № 463 от 06.09.1991 г.);

2) Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства от 22.09.1999 г. № 1067, действовал в период с 01.11.1999 по 11.11.2002года (в редакции постановления Правительства РФ от 01.02.2001 г. № 79) (далее по тексту - Список № 1067 от 22.09.1999 г.);

3) Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, действующий с 01.12.2002 года (далее по тексту Список № 781).

Согласно ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией … но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Копией заявления подтверждается, что Колосовская Л.С. обратилась 08.04.2010 г. с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ в УПФР по Братску и Братскому району Иркутской области.

Из копии решения Управления ПФР (ГУ) в Братске и Братском районе Иркутской области об отказе в установлении пенсии от 01.07.2010 года суд установил, что Колосовской Л.С. было отказано в назначении пенсии, а спорный период работы не был включен в педагогический стаж, поскольку истец работала в учреждении, наименование которого не предусмотрено соответствующими Списками.

Судом установлено, что согласно записям в трудовой книжке серии АТ-II № 9053377, датой заполнения 08.09.1980 года, справке Управления по развитию культурной сферы и библиотечного обслуживания Зиминского МО от 06.05.2010 года № 145 в оспариваемый период истец работала ... Детской музыкальной школы городского отдела культуры исполкома Зиминского горсовета народных депутатов.

Справка Управления по развитию культурной сферы и библиотечного обслуживания Зиминского городского МО от 01.03.2007 года № 58 содержит сведения о выполнении Колосовской Л.С. преподавательской деятельности на фортепианном отделении в объеме педагогической нагрузки 47,5 часов.

Согласно Положению отдела культуры Зиминской городской администрации от 19.08.1994 года № 497 и Уставу МУ «Отдел культуры Зиминской городской администрации» в состав отдела культуры входила, в том числе, Детская музыкальная школа.

Из справки Управления по развитию культурной сферы и библиотечного обслуживания Зиминского городского МО от 16.08.2010 года № 239 суд установил, что истец приступила к работе в качестве ... фортепианного отделения после отпуска по уходу за ребенком с 01.09.1998 года (приказ от 28.08.1998 года № 39/3), при этом выполняла полный объем учебной нагрузки. Педагогическая нагрузка составляла 47,5 часов (приказ № 72 от 27.12.1999 года).

Согласно лицензии № А 530624 регистрационный номер 1 от 05.09.1995 года отделом культуры Зиминской городской администрации музыкальной школе г. Зима разрешено осуществление образовательной деятельности в сфере дополнительного образования. Срок действия лицензии до 31.12.1999 года.

В соответствии с лицензией № А 937759 регистрационный номер 3 от 23.03.2000 года отделом образования Зиминской городской администрации МУДО музыкальной школе г. Зима разрешено осуществление образовательной деятельности в сфере дополнительного музыкального образования. Срок действия лицензии до 23.03.2005 года.

Как установлено судом из тарификационных списков педагогических работников ДМШ г. Зима за ноябрь 1999 года, январь 2000 года, апрель 2000 года, истец осуществляла преподавательскую деятельность.

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства от 22.09.1999 г. № 1067, действовал в период с 01.11.1999 по 11.11.2002года (в редакции постановления Правительства РФ от 01.02.2001 г. № 79).

Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, а именно: трудовую книжку серии АТ-III № -II № 9053377, датой заполнения 08.09.1980 года, справку Управления по развитию культурной сферы и библиотечного обслуживания Зиминского МО от 06.05.2010 года № 145, справку Управления по развитию культурной сферы и библиотечного обслуживания Зиминского городского МО от 01.03.2007 года № 58, справку Управления по развитию культурной сферы и библиотечного обслуживания Зиминского городского МО от 16.08.2010 года № 239, приказ от 28.08.1998 года № 39/3, приказ № 72 от 27.12.1999 года, тарификационные списки педагогических работников ДМШ г. Зима за ноябрь 1999 года, январь 2000 года, апрель 2000 года, Положение отдела культуры Зиминской городской администрации от 19.08.1994 года № 497 и Устав МУ «Отдел культуры Зиминской городской администрации», лицензию № А 530624 регистрационный номер 1 от 05.09.1995 года, лицензию № А 937759 регистрационный номер 3 от 23.03.2000 года, суд достоверно установил, что в спорный период истец осуществляла педагогическую деятельность в ДМШ г. Зима, при этом выполняла полный объем учебной нагрузки, а данное учреждение предусмотрено Списками учреждений, работа в которых включается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Так, согласно справке Управления по развитию культурной сферы и библиотечного обслуживания Зиминского городского МО от 01.03.2007 года № 58 суд установил, что Колосовская Л.С. осуществляла преподавательскую деятельности на фортепианном отделении в объеме педагогической нагрузки 47,5 часов.

Из приказа ДМШ г. Зима от 28.08.1998 года № 39/3 суд установил, что истец приступила к работе в качестве преподавателя фортепианного отделения после отпуска по уходу за ребенком с 01.09.1998 года.

Из приказа ДМШ г. Зима № 72 от 27.12.1999 года суд установил, что педагогическая нагрузка составляла 47,5 часов.

Из справки Управления по развитию культурной сферы и библиотечного обслуживания Зиминского городского МО от 16.08.2010 года № 239 суд установил, что истец выполняла полный объем учебной нагрузки.

Из Положения отдела культуры Зиминской городской администрации от 19.08.1994 года № 497 суд установил, что ДМШ г. Зимы являлась образовательным учреждением дополнительного музыкального образования.

Из лицензии № А 530624 регистрационный номер 1 от 05.09.1995 года, лицензии № А 937759 регистрационный номер 3 от 23.03.2000 года суд установил, что отделом образования Зиминской городской администрации МУДО музыкальной школе г. Зима разрешено осуществление образовательной деятельности в сфере дополнительного музыкального образования.

Так, согласно п. 15 Списка № 1067 (действовавшего до 11.11.2002 года) право на льготную пенсию возникает в результате работы в таких учреждениях дополнительного образования у детей как «детская школа искусств, в том числе музыкальная».

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, суд приходит к мнению, что ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463.

Согласно п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

Таким образом, суд приходит к выводу, что истец в период с 01.11.1999 года по 28.06.2000 года (7 месяцев 28 дней) работала в качестве ... в учреждении, поименованном в Списке № 1067, следовательно, имеет право на зачет указанного периода работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать ее право.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы за собой ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что период работы истца с 01.11.1999 года по 28.06.2000 года (7 месяцев 28 дней) подлежит включению в стаж педагогической работы.

Ответчик признает, что стаж на соответствующих видах работ по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 года № 173-ФЗ на дату обращения истца с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, а именно на 08.04.2010 года, составил 24 года 08 месяцев 08 дней, при требуемом стаже 25 лет.

С учетом стажа на соответствующих видах работ по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 года № 173-ФЗ включенным судом в педагогический стаж истца, стаж на соответствующих видах работ по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 года № 173-ФЗ на дату обращения истца с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, а именно на 08.04.2010 года, составил 25 лет 4 месяца и 6 дней, при требуемом - 25 лет.

Согласно ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией … но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требование истца о признании за ней права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с момента обращения, т.е. с 08.04.2010 года, законно, обоснованно и подлежит удовлетворению.

Судом установлено, что специальный педагогический стаж истца в размере 25 лет, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости, на дату обращения за назначением трудовой пенсии по старости был истцом выработан. Следовательно, с этого дня истец имеет право на досрочную трудовую пенсию по старости.

В связи с этим исковые требования истца о признании решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе Иркутской области № 31/4 от 01.07.2010 г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Колосовской Л.С. удовлетворить.

Признать решение № 31/4 Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе Иркутской области от 01.07.2010г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии Колосовской Л.С. незаконным.

Включить период работы Колосовской Л.С. с 01.11.1999 года по 28.06.2000 года в педагогический стаж.

Признать за Колосовской Л.С. право на досрочную трудовую пенсию по старости с 08.04.2010 года.

Решение в десятидневный срок может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд.

Судья Л.В.Гусарова

Решение вступило в законную силу 18.11.2010