Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июня 2010 года Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующей судьи Артёмовой Ю.Н.,
при секретаре Цуленковой Е.А.,
с участием Бурниной М.Л., Соколовой В.Н., Алпатовой Г.Ф., представителя истцов по устному заявлению Ермаковой Т.П., представителя ответчика по доверенности от 27.02.2010 года Денгаза О.Ю., представителя третьего лица по доверенности Оцалюк Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-911-10 по исковому заявлению Бурниной М.Л., Меркурьевой Л.А., Фарафоновой Т.Е., Алпатовой Г.Ф., Соколовой В.Н., Ермошко Л.И. к Муниципальному автономному учреждению «Дирекция спортивных сооружений» о взыскании задолженности по заработной плате, обязании выплачивать заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы Бурнина М.Л., Толокнова Л.В., Долгова Г.Е., Вяткина Е.Н., Гомзякова В.О., Гомзякова Е.Ф., Меркурьева Л.А., Бухарова С.Х., Хабибулина Т.А., Попова Н.Х., Вылегжанина Г.М., Семенова Т.А., Соколова Н.Н., Кривогина В.А., Асанова В.Л., Тормозова Л.И., Кривогин А.Н., Андриевская Е.В., Тарасова А.В., Алпатова Г.Ф., Соколова В.Н., Дорогина Г.П., Рязанцева И.В., ККК, Распутина Л.Г., Климова Н.К., Ермошенко Л.И., Фарафонова Т.Е., Агаева И.В., Жирнова Е.Н. обратились в суд с исковым заявлением к ответчику Муниципальному автономному учреждению «Дирекция спортивных сооружений» о взыскании задолженности по заработной плате, возложении обязанности выплачивать заработную плату в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации в размере не ниже минимального размера оплаты труда, с применением к заработной плате районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Определением суда от 04.03.2010 года выделены в отдельное производство исковые требования Бурниной М.Л., Меркурьевой Л.А., Фарафоновой Т.Е., Алпатовой Г.Ф., Соколовой В.Н., ККК, Ермошко Л.И. к Муниципальному автономному учреждению «Дирекция спортивных сооружений» о взыскании задолженности по заработной плате, обязании выплачивать заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда.
В обоснование иска истцы указали, что они работают в Муниципальном автономном учреждении «Дирекция спортивных сооружений». Бурнина М.Л. работает в должности ... Ежемесячный оклад составляет ... руб. Меркурьева Л.А. работает в должности ... Ежемесячный оклад составляет ... руб. Алпатова Г.Ф. работает в должности ... Ежемесячный оклад составляет ... руб. Соколова В.Н. работает в должности ... Ежемесячный оклад составляет ... руб. ККК работает в должности ... Ежемесячный оклад составляет ... руб. Ермошенко Л.И. работает в должности ... Ежемесячный оклад составляет ... руб. Фарафонова Т.Е. работает в должности ... Ежемесячный оклад составляет ... руб. Затем на эту сумму начисляются северные процентные надбавки, и применяется районный коэффициент. Такой расчет является неправильным и нарушает их права. Минимальный размер оплаты труда с 01.01.2009 года составляет 4330 рублей.
Просят суд взыскать с ответчика за 5 месяцев с сентября 2009 года по январь 2010 года недоначисленную заработную плату: в пользу Бурниной М.Л. - ... руб., Меркурьевой Л.А. - ... руб., Фарафоновой Т.Е. - ... руб., Алпатовой Г.Ф. - ... руб., Соколовой В.Н. - ... руб., ККК - ... руб., Ермошко Л.И. - ... руб.
Возложить на Муниципальное автономное учреждение «Дирекция спортивных сооружений» обязанность выплачивать истцам заработную плату в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и ст. 133, 135, 146, 315 ТК РФ - в размере не ниже минимального размера оплаты труда, с применением к заработной плате районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В ходе рассмотрения гражданского дела истцы представили заявление об уточнении исковых требований, согласно которых истцами в расчет размера заработной платы также включены повышающиеся коэффициенты по разрядам. Просят суд взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01 сентября 2009 года по 31 мая 2010 года: в пользу Бурниной М.Л. - ... руб., Меркурьевой Л.А. - ... руб., Фарафоновой Т.Е. - ... руб., Алпатовой Г.Ф. - ... руб., Соколовой В.Н. - ... руб., ККК - ... руб., Ермошко Л.И. - ... руб.
Обязать Муниципальное автономное учреждение «Дирекция спортивных сооружений» обязанность в дальнейшем выплачивать истцам заработную плату в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и ст. 133, 135, 146, 315 ТК РФ, то есть должностной оклад (тарифную ставку) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, выплаты компенсационного и стимулирующего характера - сверх должностного оклада.
В судебном заседании истица Бурнина М.Л. исковые требования поддержала, суду пояснила, что работает в Муниципальном автономном учреждении «Дирекция спортивных сооружений» в должности ... Ежемесячный оклад составляет ... руб. Затем на эту сумму начисляются северные процентные надбавки, и применяется районный коэффициент. Такой расчет является неправильным и нарушает ее права. Минимальный размер оплаты труда с 01.01.2009 года составляет 4330 рублей. Считает, что срок исковой давности ею не пропущен. Они обращались в государственную инспекцию труда Иркутской области, ответ был дан в октябре 2009 г. Она как узнала о нарушенном праве, сразу обратилась в суд. Просит суд удовлетворить ее требования в полном объеме.
В судебном заседании истица Соколова В.Н. исковые требования поддержала, суду пояснила, что работает в Муниципальном автономном учреждении «Дирекция спортивных сооружений» в должности ... Ежемесячный оклад составляет ... руб. Затем на эту сумму начисляются северные процентные надбавки, и применяется районный коэффициент. Такой расчет является неправильным и нарушает ее права. Минимальный размер оплаты труда с 01.01.2009 года составляет 4330 рублей. Считает, что срок исковой давности ею не пропущен. Они обращались в государственную инспекцию труда Иркутской области, ответ был дан в октябре 2009 г. Она как узнала о нарушенном праве, сразу обратилась в суд. Просит суд удовлетворить ее требования в полном объеме.
В судебном заседании истица Алпатова Г.Ф. исковые требования поддержала, суду пояснила, что работает в Муниципальном автономном учреждении «Дирекция спортивных сооружений» в должности ... Ежемесячный оклад составляет ... руб. Затем на эту сумму начисляются северные процентные надбавки, и применяется районный коэффициент. Такой расчет является неправильным и нарушает ее права. Минимальный размер оплаты труда с 01.01.2009 года составляет 4330 рублей. Считает, что срок исковой давности ею не пропущен. Они обращались в государственную инспекцию труда Иркутской области, ответ был дан в октябре 2009 г. Она как узнала о нарушенном праве, сразу обратилась в суд. Просит суд удовлетворить ее требования в полном объеме.
В судебное заседание истцы Меркурьева Л.А., Фарафонова Т.Е., Ермошко Л.И. не явились, извещены надлежащим образом. Согласно представленного заявления, просят суд рассмотреть гражданское дело в их отсутствие.
Определением суда от 01.06.2010 года производство по делу в части исковых требований ККК к Муниципальному автономному учреждению «Дирекция спортивных сооружений» о взыскании задолженности по заработной плате, обязании выплачивать заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, прекращено, в связи со смертью истицы.
В судебном заседании представитель истцов по устному заявлению Ермакова Т.П. исковые требования Бурниной М.Л., Меркурьевой Л.А., Фарафоновой Т.Е., Алпатовой Г.Ф., Соколовой В.Н., Ермошко Л.И. поддержала, суду пояснила, что истцы работают в Муниципальном автономном учреждении «Дирекция спортивных сооружений». Заработная плата истцам за каждый месяц была начислена без учета районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате, ниже минимального размера оплаты труда. Считает незаконной выплату работодателем заработной платы в размере менее установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда, без учета районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате. Истцы не знали о нарушении своего права. До обращения в суд персонал Муниципального автономного учреждения «Дирекция спортивных сооружений», предположив о возможном нарушении своих трудовых прав, обратился в государственную инспекцию труда Иркутской области, ответ был дан в октябре 2009 г. Как узнали о нарушенном праве, истцы обратились в суд.
Просит суд исковые требования истиц удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Муниципального автономного учреждения «Дирекция спортивных сооружений» по доверенности Денгаза О.Ю. исковые требования истцов не признала, суду пояснила, что согласно ст. 129, 133 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Таким образом, компенсационные выплаты за работу в особых климатических условиях включаются в минимальный размер оплаты труда.
Конституционный суд РФ в своём определении от 1 октября 2009 года № 1160-О-О указал, что «заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера».
Такая же позиция Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.06.2009 г. № 22-1/10/2-4728 «федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правого регулированию в сфере труда, в том числе по вопросам оплаты указывает на то, что «в величину минимального размера оплаты трудавключаются все виды выплат по заработной плате, выплачиваемые работнику в соответствии с трудовым договором».
Постановлением мэра города Братска от 11.12.2007 № 3525 «Об установлении с 1 января 2008 года тарифной ставки (оклада) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска» установлена с 1 января 2008 года тарифная ставка (оклад) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений финансируемых из бюджета города Братска, в размере 1404 рубля, а также утверждены межразрядные тарифные коэффициенты и тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска.
Постановлением мэра города Братска от 07.03.2008 № 411 «О повышении с 01 февраля 2008 года размеров тарифных ставок (окладов работников муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта» с 01 февраля 2008 года повышены в 1,14 раза размеры тарифных ставок (окладов) работников муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска, утвержденной постановлением мэра города Братска от 11.12.2007 № 3525 «Об установлении с 1 января 2008 года тарифной ставки (оклада) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска». Согласно приложению, по первому разряду оклад составляет 1600,6 руб.
Таким образом, установление базовых окладов, базовых тарифных ставок работников муниципальных учреждений, как и порядок исчисления заработной платы не относится к компетенции руководителей муниципальных учреждений. Руководитель муниципального учреждения не вправе принимать какое-либо решение, ведущее к увеличению финансирования учреждения, поскольку такое решение будет противоречить принципам формирования бюджета муниципального образования, то есть его учредителя.
Также считает, что истцами пропущен установленный законом трехмесячный срок для обращения в суд с иском о взыскании задолженности по заработной плате. Считает, что срок исковой давности не может быть восстановлен, поскольку истцами не представлено доказательств, исключающих возможность обращения в суд в установленный законом срок.
Требования истцов о возложении обязанности на работодателя выплачивать заработную плату в соответствии с Конституцией РФ не подлежит удовлетворению, поскольку истцам своевременно и в полном размере выплачивается заработная плата.
Просит суд в удовлетворении исковых требований Бурниной М.Л., Меркурьевой Л.А., Фарафоновой Т.Е., Алпатовой Г.Ф., Соколовой В.Н., Ермошко Л.И. отказать.
Определением суда от 31.03.2010 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечен департамент физической культуры и спорта администрации г. Братска.
В судебном заседании представитель третьего лица по доверенности Оцалюк Н.А. придерживается нейтральной позиции, суду пояснила, что департамент физической культуры и спорта администрации г. Братска не финансирует Муниципальное автономное учреждение «Дирекция спортивных сооружений». Департамент дает ответчику субсидии на выполнение муниципального заказа, на заработную плату денежные средства ими не выделяются. Муниципальное автономное учреждение «Дирекция спортивных сооружений» финансируется за счет собственных средств, полученных в результате хозяйственной деятельности. Работники бюджетной сферы получают доначисления до МРОТ, в МРОТ входят все компенсационные выплаты.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п.2 ст. 7 Конституции РФ В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.
Согласно ст. 37 Конституции РФ 1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения.
В соответствии со ст. 9 ТК РФ В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
На основании ст. 21 ТК РФ Работник имеет право на:
своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами.
Согласно ст. 22 ТК РФ Работодатель обязан:
соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;
выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу п.1 ст.67 ГПК РФ Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Из пояснений истцов, представителя истцов, записей в трудовых книжках, трудовых договоров следует, что истцы работают в Муниципальном автономном учреждении «Дирекция спортивных сооружений». Бурнина М.Л. работает в должности ... Ежемесячный оклад составляет ... руб. Меркурьева Л.А. работает в должности ... Ежемесячный оклад составляет ... руб. Алпатова Г.Ф. работает в должности ... Ежемесячный оклад составляет ... руб. Соколова В.Н. работает в должности ... Ежемесячный оклад составляет ... руб. Ермошенко Л.И.. работает в должности ... Ежемесячный оклад составляет ... руб. Фарафонова Т.Е. работает в должности ... Ежемесячный оклад составляет ... руб.
В соответствии со ст. 2 ТК РФ заработная плата должна устанавливаться работнику не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом.
Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Ранее действовавшей частью четвертой ст. 133 ТК РФ было предусмотрено, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.
С 1 сентября 2007 года часть четвертая ст. 133 ТК РФ утратила силу - Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ.
Следовательно, с 1 сентября 2007 г. организации, финансируемые из местных бюджетов, освобождены от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и размера МРОТ. При этом размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников для отдельных категорий работников могут быть установлены в размерах ниже МРОТ, однако производящиеся работнику ежемесячные выплаты за полное отработанное время, в сумме не могут быть менее минимального размера оплаты труда.
При этом, как следует из содержания ст. 129 ТК РФ тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В силу сказанного, именно размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые отношения) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в ч. 1 ст. 133 ТК РФ, также без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст.7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 19.12.1966г., подписанного СССР и вступившего в силу 03.10.1976г. (обязательного для Российской Федерации как правопреемника СССР по международным договорам), участвующие в Пакте государства признают право каждого на вознаграждение и справедливую заработную плату и на равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия.
Иными словами, заработная плата должна справедливо отражать особенности труда и быть равной при равной ценности труда.
Глава 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает дополнительные гарантии при выполнении работы в особых условиях труда. Так, согласно ст. ст. 146, 148, 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, т.е. в повышенном по сравнению с МРОТ размере.
В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
На основании ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993 г. также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
Следовательно, районные и северные надбавки являются дополнительными компенсациями, в том числе в отношении оплаты труда гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
Таким образом, размер тарифных ставок, окладов (должностных окладов) не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентных надбавок минимальная месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, оказалась бы равной минимальной заработной плате работников, не работающих в таких местностях (в таких условиях). Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета особенностей труда
Город Братск является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии с Перечнем районов, на которое распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 г. и от 26.09.1967г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».
Таким образом, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях оплата труда осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (не к окладу или тарифной ставке), поэтому районный коэффициент и северная надбавка не входят в минимальный размер оплаты труда.
В соответствии с Федеральным Законом от 24.06.2008 N 91-ФЗ с 1 января 2009 г. минимальный размер заработной платы составляет 4330 руб.
На основании вышеизложенного, судом установлено, что в период времени с 01.09.2009 г. по 31.05.2010 г. истцам Бурниной М.Л., Меркурьевой Л.А., Фарафоновой Т.Е., Алпатовой Г.Ф., Соколовой В.Н., Ермошко Л.И. была начислена заработная плата ниже минимального размера оплаты труда.
Однако, согласно ч.ч. 1, 3 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При пропуске по уважительным причинам сроков, они могут быть восстановлены судом.
Доводы истцов, представителя истцов о том, что «до обращения в суд персонал Муниципального автономного учреждения «Дирекция спортивных сооружений», предположив о возможном нарушении своих трудовых прав, обращался в государственную инспекцию труда Иркутской области, ответ был дан в октябре 2009 г. Как узнали о нарушенном праве, истцы обратились в суд»,суд считает необоснованными, по следующим обстоятельствам.
Как указано в п.5 постановления № 2 Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года «О применении судами РФ Трудового Кодекса РФ» в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора ( например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Из смысла данного постановления Пленума Верховного Суда РФ следует, что уважительные причины пропуска срока обращения с иском в суд должны быть связаны с личностью истца.
Однако истцы не заявили о наличии уважительных причин, связанных с их личностью - длительная болезнь, нахождение в командировке, срочный выезд из города и т.д.
Довод истцов, представителя истцов о том, что истцы не знали о нарушении своего права ранее, суд не может принять во внимание, поскольку Федеральный закон от 19.06.2000 г., как и Федеральный закон от 24.06.2008 N 91 "О внесении изменения в статью 1 ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", которыми были повышены размер МРОТ с 01.09.2007г. до 2300 руб., с 01.01.2009 г. до 4330 руб., были опубликованы в средствах массовой информации, в частности ФЗ РФ от 24.06.2008 N 91-ФЗ - в Российской газете № от 28.06.2008, Парламентской газете № 43-44 от 03.07.2008. В статье 2 указанного Федерального Закона был прямо предусмотрен срок вступления в действие - с 1 января 2009 года.
В рассматриваемом случае истцами оспаривается порядок начисления заработной платы в спорные периоды. То есть возникает спор о праве, для защиты которого законодателем предусмотрены специальные сроки, подлежащие применению по заявлению ответчика. К данным требованиям не применимы общие сроки исковой давности, установленные гражданским законодательством, поскольку общий срок исковой давности в три года применяется при регулировании гражданских правовых отношений. В данном же случае отношения сторон регулируются трудовым законодательством, которое предусматривает специальные сроки для обращения с исками в суд о защите нарушенных трудовых прав работников.
Таким образом, учитывая, что в суд исковое заявления истиц поступило 27 января 2010 года, о чем свидетельствуют штампы Братского городского суда входящей корреспонденции, а задолженность по заработной плате истцы просят взыскать за период с 01.09.2009 года по 31.05.2010 года, при этом, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, доказательств об уважительных причинах пропуска срока обращения в суд, истицей не представлено.
Следовательно, суд приходит к выводу, что истцами пропущен процессуальный срок обращения о взыскании заработной платы за период с 01.09.2009 года по 31.09.2009 года.
Тогда как исковые требования истиц о взыскании заработной платы за период 01.10.2009 года по 31.05.2010 года, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
Из расчетных листов, справке о доходах физического лица следует, а также из представленных расчетов сторон следует, что заработная плата истцов начислялась исходя из тарифной ставки (оклада), с начислением на указанные суммы северной надбавки 50% и районного коэффициента 40%. Указанные выплаты включаются в состав заработной платы в силу ст.129 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, минимальный размер заработной платы работников, отработавших полностью месячную норму рабочего времени в г. Братске, должен составить 4330 руб. + 50% северная надбавка + 40 районный коэффициент = 8227 руб.
При этом, доводы истца о включении в размер заработной платы межразрядного тарифного коэффициента, суд считает несостоятельными, поскольку постановлением мэра города Братска от 11.12.2007 № 3525 «Об установлении с 1 января 2008 года тарифной ставки (оклада) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска» установлена с 1 января 2008 года тарифная ставка (оклад) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений финансируемых из бюджета города Братска, в размере 1404 рубля, а также утверждены межразрядные тарифные коэффициенты и тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска.
Постановлением мэра города Братска от 07.03.2008 № 411 «О повышении с 01 февраля 2008 года размеров тарифных ставок (окладов работников муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта» с 01 февраля 2008 года повышены в 1,14 раза размеры тарифных ставок (окладов) работников муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска, утвержденной постановлением мэра города Братска от 11.12.2007 № 3525 «Об установлении с 1 января 2008 года тарифной ставки (оклада) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска». Согласно приложению, по первому разряду оклад составляет 1600,6 руб.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 01 10.2009г. № 1160-О-О «По жалобе граждан Миткалева, Хисаевой и Юмагулова на нарушение их конституционных прав пунктами 1 и 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума. Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Федеральный закон от 20.04.2007г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» наряду с повышением минимальной оплаты труда исключил из статьи 129 Трудового кодекса РФ определение понятия минимальной оплаты труда и признал утратившей силу часть 4 статьи 133 ТК РФ. Таким образом, в ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу норму ч.З ст. 133 ТК РФ, обеспечивающую установление тарифной ставки (оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие - заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки (оклада) ниже этого размера.
Следовательно, исковые требования истцов, основанные на произведенном ими расчете, в котором межразрядный тарифный коэффициент применяется путем умножения на минимальный размер оплаты труда (4330 руб.), удовлетворению не подлежат.
Судом произведен следующий расчет задолженности по заработной плате Бурниной М.Л. за период времени с 01.10.2009 года по 31.05.2010 года.
8 227 руб. (4330 х 40% х 50%) - ... руб. (начисленная) (... руб. (оклад) х40% х 50%) = ... руб. (недополученная) х 8 мес. (с 01.10.09 по 31.05.2010) = ... руб.
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым исковые требования истицы Бурниной М.Л. о взыскании с Муниципального автономного учреждения «Дирекция спортивных сооружений» в ее пользу недоначисленную заработную плату в сумме ... руб. удовлетворить, в удовлетворении исковых требований о взыскании заработной платы в сумме ... руб. суд считает необходимым отказать.
Судом произведен следующий расчет задолженности по заработной плате Меркурьевой Л.А. за период времени с 01.10.2009 года по 31.05.2010 года.
8 227 руб. (4330 х 40% х 50%) - ... руб. (начисленная) (... руб. (оклад) х40% х 50%) = ... руб. (недополученная) х 8 мес. (с 01.10.09 по 31.05.2010) = ... руб.
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым исковые требования истицы Меркурьевой Л.А. о взыскании с Муниципального автономного учреждения «Дирекция спортивных сооружений» в ее пользу недоначисленную заработную плату в сумме ... руб. удовлетворить, в удовлетворении исковых требований о взыскании заработной платы в сумме ... руб. суд считает необходимым отказать.
Судом произведен следующий расчет задолженности по заработной плате Фараоновой Т.Е. за период времени с 01.10.2009 года по 31.05.2010 года.
8 227 руб. (4330 х 40% х 50%) - ... руб. (начисленная) (... руб. (оклад) х40% х 50%) = ... руб. (недополученная) х 8 мес. (с 01.10.09 по 31.05.2010) = ... руб.
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым исковые требования истицы Фараоновой Т.Е. о взыскании с Муниципального автономного учреждения «Дирекция спортивных сооружений» в ее пользу недоначисленную заработную плату в сумме ... руб. удовлетворить, в удовлетворении исковых требований о взыскании заработной платы в сумме ... руб. суд считает необходимым отказать.
Судом произведен следующий расчет задолженности по заработной плате Алпатовой Г.Ф. за период времени с 01.10.2009 года по 31.05.2010 года.
8 227 руб. (4330 х 40% х 50%) - ... руб. (начисленная) (... руб. (оклад) х40% х 50%) = ... руб. (недополученная) х 8 мес. (с 01.10.09 по 31.05.2010) = ... руб.
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым исковые требования истицы Алпатовой Г.Ф. о взыскании с Муниципального автономного учреждения «Дирекция спортивных сооружений» в ее пользу недоначисленную заработную плату в сумме ... руб. удовлетворить, в удовлетворении исковых требований о взыскании заработной платы в сумме ... руб. суд считает необходимым отказать.
Судом произведен следующий расчет задолженности по заработной плате Соколовой В.Н. за период времени с 01.10.2009 года по 31.05.2010 года.
8 227 руб. (4330 х 40% х 50%) - ... руб. (начисленная) (... руб. (оклад) х40% х 50%) = ... руб. (недополученная) х 8 мес. (с 01.10.09 по 31.05.2010) = ... руб.
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым исковые требования истицы Соколовой В.Н. о взыскании с Муниципального автономного учреждения «Дирекция спортивных сооружений» в ее пользу недоначисленную заработную плату в сумме ... руб. удовлетворить, в удовлетворении исковых требований о взыскании заработной платы в сумме ... руб. суд считает необходимым отказать.
Судом произведен следующий расчет задолженности по заработной плате Ермошенко Л.И. за период времени с 01.10.2009 года по 31.05.2010 года.
8 227 руб. (4330 х 40% х 50%) - ... руб. (начисленная) (... руб. (оклад) х40% х 50%) = ... руб. (недополученная) х 8 мес. (с 01.10.09 по 31.05.2010) = ... руб.
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым исковые требования истицы Ермошенко Л.И. о взыскании с Муниципального автономного учреждения «Дирекция спортивных сооружений» в ее пользу недоначисленную заработную плату в сумме ... руб. удовлетворить, в удовлетворении исковых требований о взыскании заработной платы в сумме ... руб. суд считает необходимым отказать.
Ответчиком иного расчета суду не представлено.
Исковые требования истцов об обязании Муниципальное автономное учреждение «Дирекция спортивных сооружений» обязанность в дальнейшем выплачивать истцам заработную плату в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и ст. 133, 135, 146, 315 ТК РФ, то есть должностной оклад (тарифную ставку) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, выплаты компенсационного и стимулирующего характера - сверх должностного оклада удовлетворению не подлежат, поскольку являются основанием иска, кроме того заработная плата истцам выплачивалась в размере выше и равном МРОТ и с начислением районного коэффициента и северной надбавки.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Бурниной М.Л., Меркурьевой Л.А., Фарафоновой Т.Е., Алпатовой Г.Ф., Соколовой В.Н., Ермошко Л.И. - удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального автономного учреждения «Дирекция спортивных сооружений» в пользу Бурниной М.Л. заработную плату за период с 01.10.2009 года по 31.05.2010 года в размере ... руб.
В удовлетворении исковых требований Бурниной М.Л. о взыскании с Муниципального автономного учреждения «Дирекция спортивных сооружений» заработной платы в сумме ... руб.- отказать.
Взыскать с Муниципального автономного учреждения «Дирекция спортивных сооружений» в пользу Меркурьевой Л.А. заработную плату за период с 01.10.2009 года по 31.05.2010 года в размере ... руб.
В удовлетворении исковых требований Меркурьевой Л.А. о взыскании с Муниципального автономного учреждения «Дирекция спортивных сооружений» заработной платы в сумме ... руб. - отказать.
Взыскать с Муниципального автономного учреждения «Дирекция спортивных сооружений» в пользу Фарафоновой Т.Е. заработную плату за период с 01.10.2009 года по 31.05.2010 года в размере ... руб.
В удовлетворении исковых требований Фарафоновой Т.Е. о взыскании с Муниципального автономного учреждения «Дирекция спортивных сооружений» заработной платы в сумме ... руб. - отказать.
Взыскать с Муниципального автономного учреждения «Дирекция спортивных сооружений» в пользу Алпатовой Г.Ф. заработную плату за период с 01.10.2009 года по 31.05.2010 года в размере ... руб.
В удовлетворении исковых требований Алпатовой Г.Ф. о взыскании с Муниципального автономного учреждения «Дирекция спортивных сооружений» заработной платы в сумме ... руб. - отказать.
Взыскать с Муниципального автономного учреждения «Дирекция спортивных сооружений» в пользу Соколовой В.Н. заработную плату за период с 01.10.2009 года по 31.05.2010 года в размере ... руб.
В удовлетворении исковых требований Соколовой В.Н. о взыскании с Муниципального автономного учреждения «Дирекция спортивных сооружений» заработной платы в сумме ... руб. - отказать.
Взыскать с Муниципального автономного учреждения «Дирекция спортивных сооружений» в пользу Ермошко Л.И. заработную плату за период с 01.10.2009 года по 31.05.2010 года в размере ... руб.
В удовлетворении исковых требований Ермошко Л.И. о взыскании с Муниципального автономного учреждения «Дирекция спортивных сооружений» заработной платы в сумме ... руб. - отказать.
В удовлетворении исковых требований Бурниной М.Л., Меркурьевой Л.А., Фарафоновой Т.Е., Алпатовой Г.Ф., Соколовой В.Н., Ермошко Л.И. об обязании Муниципальное автономное учреждение «Дирекция спортивных сооружений» в дальнейшем выплачивать заработную плату в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и ст. 133, 135, 146, 315 ТК РФ, то есть должностной оклад (тарифную ставку) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, выплаты компенсационного и стимулирующего характера - сверх должностного оклада - отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течении десяти дней с момента изготовления мотивированного решения суда.
Судья: Ю.Н. Артёмова
Решение вступило в законную силу 23.11.2010 года.