ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 января 2011 года
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Орловой О.В.
при секретаре Оняновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-186/2011 по исковому заявлению прокурора г. Братска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Лесопромышленное предприятие «Ангара» о возложении обязанности провести инвентаризацию выбросов вредных веществ и их источников, разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и получении разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Братска обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ответчику ООО «Лесопромышленное предприятие «Ангара» (далее - ООО «ЛП «Ангара»), в котором просит возложить обязанность в трехмесячный срок с момента вступления в силу решения суда: провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ и их источников; разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения в Управлении Росприроднадзора по Иркутской области.
В обоснование своих требований указал, что прокуратурой г. Братска проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды ООО «Лесопромышленное предприятие «Ангара». В ходе проверки было установлено, что ООО «ЛП «Ангара», при эксплуатации гаража, лесопильного и деревообрабатывающего цехов, участка сортировки, котельной, расположенных на территории промплощадки предприятия, осуществляются выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу с нарушением федерального законодательства об охране атмосферного воздуха. Так, не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ и их источников, проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, отсутствует разрешение на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, которое согласно пункту 5.3.15 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 400, выдает в установленном порядке Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). На территории Иркутской области такие разрешения выдает Управление Росприроднадзора по Иркутской области.
Более того, в ходе проверки исполнения ООО «ЛП «Ангара» законодательства об охране атмосферного воздуха, проведенной прокуратурой г. Братска в ноябре 2008 года, были выявлены аналогичные нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха. Предприятием не была проведена инвентаризация источников выбросов, не разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Таким образом, ООО «ЛП «Ангара» осуществляет выбросы загрязняющих веществ с нарушением законодательства об охране атмосферного воздуха с ноября 2008 года по настоящее время. Осуществлением ООО «ЛП «Ангара» выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с нарушением законодательства об охране атмосферного воздуха не обеспечивается охрана атмосферного воздуха как объекта охраны окружающей среды, поскольку не обеспечена допустимость воздействия источников выбросов предприятия на атмосферный воздух.
Осуществляя выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, ООО «ЛП «Ангара» оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Не проводя инвентаризацию источников выбросов, не разрабатывая проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не получая разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, ответчик препятствует реализации принципов охраны окружающей среды: обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности и тем самым нарушает права граждан предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Кроме того, основным принципом охраны окружающей среды, перечень которых приведен в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни или здоровью граждан.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Круг граждан, в отношении которых существует угроза причинения вреда, невозможно индивидуализировать и привлечь в процесс в качестве истцов, в связи с чем, они относятся к категории «неопределенного круга лиц».
Помощник прокурора Соколов А.Ю. исковые требования поддержал, в судебном заседании указал на доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнений не имеет.
Представитель ответчика ООО «ЛП «Ангара» в судебное заседание не явился, будучи извещен о месте и времени слушания дела, о причинах неявки не сообщил.
Определением суд от 26.01.2011 года принято решение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица - Служба по охране природы и озера Байкал Иркутской области в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен о месте и времени слушания дела, о причинах неявки не сообщил.
Представитель третьего лица - Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области в судебное заседание не явился, представил в суд заявление, в котором просит рассматривать дело в его отсутствие.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10.01.2001 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
Согласно ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» атмосферный воздух является объектом охраны окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
В соответствии с п. 8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 года № 183, разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
Статьей 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» определено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Согласно ст. 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Судом установлено, что согласно уставу ООО «ЛП «Ангара» основными видами деятельности общества являются в том числе: производство пиломатериалов, профилированных по кромке и по пласти; производство древесной шерсти, производстве древесной муки; производство технологической цепы или стружки; производство древесины, пропитанной или обработанной консервантами или другими веществами; предоставление услуг по пропитке древесины.
Свидетельством о государственной регистрации юридического лица, свидетельством о постановке на учет в налоговом органе подтверждается, что ООО «ЛП «Ангара» является самостоятельным юридическим лицом.
Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 02.06.2010 года подтверждается, что основным видом деятельности ООО «ЛП «Ангара» является производство пиломатериалов, профилированных по кромке и по плати; производство древесной шерсти, производстве древесной муки; производство технологической цепы или стружки.
Из заключения специалиста Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области № 32 э/бр от 20.10.2010 года, следует, что ООО «ЛП «Ангара» не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ и их источников, проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, отсутствует разрешение на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.
Анализируя представленные доказательства, судом установлено, что действительно прокуратурой города Братска была проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды в ООО «ЛП «Ангара». В результате проверки было установлено, что в нарушение Федерального закона РФ «Об охране атмосферного воздуха» ответчиком до настоящего времени не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ и их источников, проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, отсутствует разрешение на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.
Так, суд установил, что действительно ООО «ЛП «Ангара» является юридическим лицом, имеющим источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, что усматривается из существа заключения специалистаСлужбы по охране природы и озера Байкал Иркутской области. Таким образом, в силу Закона РФ «Об охране атмосферного воздуха» ответчик обязан провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ и их источников, разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, и получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Как следует из пояснения помощника прокурора г. Братска ООО «ЛП «Ангара» указанные действия проведены не было, что подтверждается также заключения специалистаСлужбы по охране природы и озера Байкал Иркутской области. Уклонившись от явки в судебное заседание представителем ответчика не представлено доказательств принятия всех возможных и своевременных мер, направленных на недопущение нарушений требований Закона РФ «Об охране атмосферного воздуха», либо исполнения обязанности по выполнению действий, направленных на проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ и их источников, разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, и получению разрешения на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.
При данных обстоятельствах суд считает, что исковые требования прокурора города Братска обоснованы и подлежат удовлетворению.
Других доказательств суду не представлено.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора города Братска удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Лесопромышленное предприятие «Ангара» в трехмесячный срок с момента вступления настоящего решения в силу: провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ и их источников; разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения в Управлении Росприроднадзора по Иркутской области.
Представитель ответчика вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.
Заочное решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения.
Судья О.В. Орлова
Решение вступило в законную силу 01.03.2011 года