Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 февраля 2011 года Братский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Синицыной М.П.,
при секретаре Солодковой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-616/2011 по иску Кочубей И.Р. к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 134» г. Братска о взыскании задолженности по компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, денежной компенсации, судебных издержек,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Кочубей И.Р. обратилась в суд с иском к ответчику МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 134» г. Братска о взыскании задолженности по компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в размере ... рублей, денежной компенсации в размере ... рублей, судебные издержки в размере ... рублей. В обоснование иска указала, что она с 22.08.2006 года работает педагогом-психологом в МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 134» г. Братска. В обоснование иска указала, что она с 22.08.2006 года работает педагогом-психологом в МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 134» г. Братска. Находясь в очередном отпуске, она воспользовалась правом льготного проезда. Общая стоимость проезда к месту проведения отпуска вместе с двумя несовершеннолетними детьми составила ... рублей. После возвращения из отпуска оригиналы проездных билетов и посадочные талоны были сданы в бухгалтерию Департамента образования. Часть стоимости проезда в размере ... рублей ей была выплачена 12.06.2010 года. Вторую часть компенсации проезда в размере ... рублей ей выплатили 10.11.2010 года. Оставшуюся сумму компенсации в размере ... рублей ей не выплачивают, ссылаясь на постановление Администрации МО г. Братска № 889 от 28.04.2010 года, в соответствии с которым возмещение стоимости проезда работнику и членам его семьи воздушным и железнодорожным транспортом производится в размере, не превышающем 80 процентов стоимости перелета в салоне экономического класса судна воздушного транспорта. Однако в соответствии с ч. 2 ст. 55 Конституции РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы гражданина и человека. В соответствии со ст. 236 ТК РФ ей положена выплата денежной компенсации составляет ... рублей. Кроме того, за справку о ставке рефинансированию ею оплачено ... рублей, что относится к судебным издержкам.
В судебное заседание истец Кочубей И.Р. не явилась, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела. Представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 134» г. Братска в судебное заседание не явился, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Третье лицо - представитель Администрации г. Братска Коробейников Д.А. по доверенности от 11.01.2011 года в судебное заседание не явился, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Представил отзыв на исковое заявление Кочубей И.Р., в котором указал, что истец Кочубей И.Р. обратился с иском о взыскании компенсации стоимости проезда в отпуск. В обоснование иска было положено, что компенсация была произведена не в полном размере, тогда как согласно ст.325 ТК РФ компенсация стоимости должна производиться ей в полном размере понесенных ей расходов. Постановление администрации муниципального образования города Братска № 889 от 28.04.2010 года, на основании которого ей было отказано в полном возмещении истец считает незаконным, противоречащим Конституции РФ.
В соответствии со ст. 325 ТК РФ порядок компенсации стоимости проезда, изложенный в ней, распространяется только на работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления.
Таким образом, органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно определять размер, условия и порядок компенсации расходов по проезду в отпуск для организаций, финансируемых из местного бюджета.
Согласно этой норме и был принят Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, проживающих в городе Братске и работающих в организациях, финансируемых из бюджета города Братска, а также расходов, связанных с переездом в другую местность, утвержденный постановлением мэра города Братска от 29.12.2007 № 3797 (в редакции вышеуказанного постановления администрации города Братска от 28.04.2010 № 889). В пункте 1.10 этого Порядка определено, что возмещение стоимости проезда работнику и членам его семьи воздушным и железнодорожным транспортом производится в размере, не превышающем 80 процентов стоимости перелета в салоне экономического класса судна воздушного транспорта или проезда в купейном вагоне скорого поезда железнодорожного транспорта. Т.е. названный Порядок не находится в противоречии с действующим законодательством. На основании изложенного считает, что истцу было правомерно отказано в компенсации стоимости расходов в полном объеме.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу ч.1, 2 ст. 15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с п. 5 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
В силу ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Согласно ст. 114 ТК РФ работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В силу ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:
трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
указами Президента Российской Федерации;
постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.
В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.
В соответствии со ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Согласно ст. 325 ТК РФ лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
Оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника организации, финансируемой из федерального бюджета, и членов его семьи и обратно производится по заявлению работника не позднее чем за три рабочих для до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов.
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
В соответствии со ст.33 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» № 4520-1 от 19.02.1993г. размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем.
Правилами компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 года № 455, установлен порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - работники организаций), и членов их семей.
В соответствии с п. 5 Правил, расходы, подлежащие компенсации, включают в себя:
а) оплату стоимости проезда к месту использования отпуска работника организации и обратно к месту постоянного жительства - в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставление в поездах постельных принадлежностей), но не выше стоимости проезда:
железнодорожным транспортом - в купейном вагоне скорого фирменного поезда;
водным транспортом - в каюте V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы;
воздушным транспортом - в салоне экономического класса;. ..
Судом установил, что согласно представленным проездным документам: железнодорожным билетам, электронному билету и посадочным талонам Кочубей И.Р., несовершеннолетние ИИИ и ААА с 23.06.2010 года по 09.07.2010 года выезжали на отдых в г. Сочи. Стоимость железнодорожным транспортом в плацкартном вагоне по маршруту Анзеби - Красноярск составила ... рублей, по маршруту Красноярск - Анзеби - ... рублей. Стоимость проезда воздушным транспортом по маршруту Красноярск-Москва-Сочи и обратно Сочи-Москва-Красноярск составила ... рубль. Оплата услуг по оформлению проездных документов составила ... рублей. Всего расходы составили ... рублей.
Выпиской по контракту клиента ВТБ 24 Кочубей И.Р. подтверждается, что 12.06.2010 года ей была перечислена сумма ... рублей.
Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд находит установленным, что истец Кочубей И.Р. состоит с ответчиком МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 134» г. Братска в трудовых отношениях. В период, когда истцу был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск, она решила воспользоваться правом льготного проезда к месту отдыха и обратно, обратилась к работодателю за авансированием стоимости проезда к месту отдыха и обратно. 12.06.2010 года на ее счет в банке ВТБ 24 была перечислена сумма ... рублей. Получив указанную сумму, она выехала вместе со своими двумя несовершеннолетними детьми 23.06.2010 года на отдых в г. Сочи, следуя из г. Братска до г. Красноярска железнодорожным транспортом, из г. Красноярска до г. Москвы, с г. Москвы до г. Сочи воздушным транспортом, и обратно 07.07.2010 года воздушным транспортом по маршруту Сочи-Москва-Красноярск, железнодорожным транспортом по маршруту ст. Красноярск - ст. Анзеби, прибыв в г. Братск 09.07.2010 года.
По возвращении с места отдыха, истец обратилась к работодателю за выплатой компенсации понесенных расходов на оплату стоимости проезда, предоставив документы, подтверждающие расходы по проезду к месту отдыха и обратно. На основании предоставленных проездных документов и авансового отчета истцу Кочубей И.Р. была выплачена сумма компенсации в размере ... рублей, что подтверждается изложенными в иске обстоятельствами дела.
В связи с выплатой компенсации расходов на оплату стоимости проезда не в полном размере истец обратилась в суд с иском о взыскании задолженности по компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в размере ... рублей.
В соответствии с Законом РФ от 19 февраля 1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» источником расходов на гарантии и компенсации северянам служат:
для работников, организаций, финансируемых из федерального бюджета, - средства федерального бюджета;
для работников организаций, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, - средства бюджета соответствующего субъекта;
для работников организаций, финансируемых из местного бюджета, - средства бюджета соответствующего муниципального образования;
для работников других организаций - собственные средства этих организаций.
Аналогичная норма содержится в ст. 325 ТК РФ.
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 134» г. Братска является организацией, финансируемой из местного бюджета. Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 134» г. Братска согласно ст. 325 ТК РФ и Закона РФ от 19 февраля 1993 г., устанавливаются органами местного самоуправления, то есть администрацией г. Братска.
В соответствии с п.1.1 Порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, проживающих в городе Братске и работающих в организациях, финансируемых из бюджета г. Братска, а также расходов, связанных с переездом в другую местность, утвержденного постановлением мэра г. Братска от 29 декабря 2007 года N 3797, лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджета города Братска (далее - работники), один раз в два года возмещаются расходы на оплату стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации, в том числе транзитом через другие государства, к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (кроме такси), в том числе личным автотранспортом, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов на человека. (в ред. постановлений администрации муниципального образования г. Братска от 09.02.2009 N 161, от 28.04.2010 N 889)
П. 1.5 Постановления администрации муниципального образования г. Братска от 28.04.2010 N 889 предусмотрено, что организации, финансируемые из бюджета города Братска, возмещают стоимость проезда также неработающим членам семьи работника (фактически проживающим с работником): мужу, жене, несовершеннолетним детям (возраст которых не превысил 18 лет на момент выезда на отдых), независимо от времени и места использования отпуска работником. При этом оплата стоимости проезда неработающим членам семьи производится с той же периодичностью, как и для самого работника, учитывается отдельно и взаимному зачету не подлежит.
Согласно п. 1.11 Постановления администрации муниципального образования г. Братска от 28.04.2010 N 889 предварительная оплата стоимости проезда производится по письменному заявлению работника (с отметкой соответствующей кадровой службы о наличии у работника (членов его семьи) права на компенсацию данного вида расходов). Письменное заявление о компенсации расходов на оплату стоимости проезда представляется работником за 2 недели до начала отпуска. Предварительная оплата стоимости проезда производится не позднее чем за 3 рабочих дня до отъезда работника (членов его семьи) в отпуск в размере, не превышающем 50 процентов стоимости проезда в купейном вагоне скорого поезда на основании справки о стоимости проезда соответствующих транспортных организаций и (или) копий представленных билетов. Для окончательного расчета работник обязан в течение 3 рабочих дней с даты выхода на работу из отпуска (возвращения членов семьи) представить отчет о произведенных расходах с приложением подлинников проездных и перевозочных документов (билетов, электронных проездных документов, багажных квитанций, других транспортных документов), подтверждающих расходы, подлежащие компенсации. В случаях, предусмотренных настоящим Порядком, работником представляется справка о стоимости проезда, выданная соответствующей транспортной организацией.
В соответствии с п. 1.10 Постановления администрации муниципального образования г. Братска от 28.04.2010 N 889 возмещение стоимости проезда работнику и членам его семьи воздушным и железнодорожным транспортом производится в размере, не превышающем 80 процентов стоимости перелета в салоне экономического класса судна воздушного транспорта или проезда в купейном вагоне скорого поезда железнодорожного транспорта.
Исходя из изложенного, суд находит, что отказ работодателя МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 134» г. Братска в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда в размере ... рублей истцу со ссылкой на Постановление администрации муниципального образования г. Братска от 28.04.2010 N 889, в соответствии с п. 1.10. которого возмещение стоимости проезда работнику и членам его семьи воздушным и железнодорожным транспортом производится в размере, не превышающем 80 процентов стоимости перелета в салоне экономического класса судна воздушного транспорта или проезда в купейном вагоне скорого поезда железнодорожного транспорта, является правомерным, поскольку истцу и ее двум несовершеннолетним детям была выплачена стоимость проезда воздушным и железнодорожным транспортом в размере ... рублей (... руб. + ... руб.), т.е. в размере, не превышающем 80 процентов стоимости перелета в салоне экономического класса судна воздушного транспорта (... руб. Х 80% + ... руб. + ... руб. + ... руб. = ... рублей).
При таких обстоятельствах суд находит заявленное истцом Кочубей И.Р. требование о взыскании задолженности по компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно является не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, а следовательно, и требования о взыскании денежной компенсации и судебных издержек удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Кочубей И.Р. в удовлетворении требований к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 134» г. Братска о взыскании задолженности по компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, денежной компенсации, судебных издержек, отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: М.П. Синицына
Решение вступило в законную силу 10.03.2011 года