назначение пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 марта 2011 года Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующей судьи Гусаровой Л.В.,

при секретаре Бак Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-756/2011 по иску Тютюнник Е.М. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе Иркутской области о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, взыскании недоначисленной пенсии, доплаты к пенсии, компенсацию морального вреда, судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

26.01.2011 года истец обратилась в Братский городской суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе Иркутской области (далее по тексту - УПФР в г. Братске и Братском районе) о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, взыскании недоначисленной пенсии, доплаты к пенсии, компенсацию морального вреда, судебных расходов.

В обоснование своего заявления истец указала, что является получателем трудовой пенсии. На правоотношения между ней и ответчиком распространяются требования ФЗ от 17.12.2001 года №127 «О трудовых пенсиях в РФ». Как следует из обстоятельств дела, трудовая пенсия ей назначена по старости с 29.03.1986 г.

При оформлении пенсии, ею ответчику была предоставлена справка о стаже работы в Норильском горнометаллургическом комбинате имени А.П. Завенягина с периода работы с 1963 года по 1979 год, так же были предоставлены справки о заработной плате Завода отопительного оборудования г. Братска.

При исчислении пенсии ей был установлен максимальный коэффициент к заработной плате из расчета 1,4.

Считает, что государственные пенсии, исчисленные по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", в связи с ростом заработной платы в стране подлежат исчислению и увеличению путем применения индивидуального коэффициента пенсионера.

Индивидуальный коэффициент пенсионера определяется путем умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период.

В соответствии с ФЗ № 173 п.2 ст. 30 должен применяться при расчете пенсии коэффициент 1,9.

Для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п.2 ст.28 Закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ (ЗР/ЗП) учитываются в следующих размерах: не свыше 1,4 для лиц проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере 1,5. Не свыше 1,9 - для лиц, проживающих в районах в которых размер коэффициента к заработной плате установлен от 1,8 (для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в непроизводственной сфере письмом от 09.04.2001г. Минтруда № 1608-16 и Пенсионного фонда РФ №06-27/2969 коэффициент 1,8 применяется в г. Норильске и подчиненным его администрации населенным пунктам).

В связи с тем, что ответчик применял коэффициент 1,4, а не 1,9 ей была недоплачена пенсия в размере *** руб. *** коп с января 2007 года по декабрь 2009 года.

Ответчик только произвел ей перерасчет с января 2010 года по май 2010 года, за остальной период времени произвести перерасчет ответчик отказывается.

Полагает, что действиями ответчика нарушены ее права, ей пришлось неоднократно приезжать, доказывать свою правоту, в связи с чем она постоянно испытывала стресс.

Моральный вред оценивает в *** рублей.

Просит обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе Иркутской области произвести перерасчет пенсии; взыскать недоплаченную пенсию в размере *** руб. *** коп.; доплату к пенсии в размере *** рублей; компенсацию морального вреда в размере *** рублей; судебные расходы в размере *** рублей.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просит: обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе Иркутской области произвести перерасчет пенсии; взыскать недоплаченную пенсию в размере *** руб. *** коп.; доплату к пенсии в размере *** рублей; компенсацию морального вреда в размере *** рублей; судебные расходы в размере *** рублей.

Представитель ответчика по доверенности Белых О. Е., действующая на основании доверенности № от *** г. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» (далее - Федеральный закон № 113-ФЗ) неработающим пенсионерам размер пенсии с 1 февраля 1998 года исчислялся по индивидуальному коэффициенту пенсионера.

Статьей 4 Федерального закона № 113-ФЗ с 01.02.1998 г. было введено ограничение, и отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране устанавливалось в размере 0,7. Максимальный размер отношения заработков увеличивался постепенно, и составлял с 1 ноября 2000 года -1,2 (Указ Президента РФ от 17.10.2000 г. № 1762).

В соответствии с заявлением от 26.11.2000 г. Тютюнник Е.М. была переведена на пенсию, рассчитанную по ИКП с 01.11.2000 г.

Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» с 1 августа 2001 года при определении ИКП лицам, проживающим в районах Крайнего Севера или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, значительно увеличен размер отношения заработков:

не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5.

не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от1,5 до 1,8;

не свыше 1,9 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Согласно документам пенсионного дела Тютюнник Е.М. работала в Норильском горно-металлургическом комбинате имени А.П. Заверягина с 15.03.1963 г. по 17.01.1979 г., который находился в районе Крайнего Севера. Пенсия истице исчислена из среднемесячного заработка определенного по справке Завода отопительного оборудования г. Братска. В период с 29.03.1986 г. по 24.05.2010 г. справок о заработной плате по периодам работы в районах Крайнего Севера, где установлены районные коэффициенты к заработной плате от 1,8 до 3,0 Тютюнник Е.М. для перерасчета пенсии, представлено не было. В г. Братске при исчислении пенсии устанавливается максимальное отношение заработков 1,4.

Справку о заработной плате с Норильского горно-металлургического комбината имени А.П. Завенягина и заявление о перерасчете пенсии истец представила в Управление Пенсионного фонда 24.05.2010 года. Перерасчет с учетом повышенного отношения заработков 1,9 ей произведен с 1 января 2010 года в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 11.09.1979 г. № 850 «О мероприятиях по материальному стимулированию работы пенсионеров в народном хозяйстве», вместо выплаты пенсии во время работы начислялась после оставления работы надбавка к пенсии. Надбавка к пенсии устанавливалась в размере 10 рублей за каждый полный год работы после назначения пенсии, сумма пенсии с надбавкой не могла превышать 150 рублей.

Пенсия истцу была назначена в размере *** рублей с 29.03.1986г.

В пенсионном деле имеется заявление от 29.03.1986 г. о том, что истец согласна работать на условиях, дающих право на надбавку к пенсии после достижения пенсионного возраста. Данная надбавка выплачивалась только по заявлению пенсионера при оставлении работы. По документам пенсионного дела, истец являлась работающим пенсионером до 04.07.1995 г. и с заявлением о выплате указанной выше надбавки не обращалась.

С 01.03.1991 г. вступил в действие Закон РСФСР от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР», где выплата пенсии работающим пенсионерам производилась полностью в соответствии со статьей 76. Сумма надбавки составила *** рублей за 3 года.

С учетом последующих индексаций пенсий, деноминации рубля в 1998 году указанная выше надбавка на 01.01.2002 г. составила *** рублей за один год работы на надбавку и *** рублей за 3 года.

В результате индексации пенсий, последующих увеличений, по новому Федеральному закону от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сумма надбавки с 01.01.2010 г составила *** рубля, с 01.04.2010 г. - *** рубля.

Как было отмечено выше, надбавка в связи с отказом от пенсии осуществлялась только по заявлению неработающего гражданина. За данной надбавкой истица ранее не обращалась. Обратилась впервые 02.12.2010г.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» перерасчет размера трудовой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера в сторону увеличения.

Истцу произведен перерасчет с 01.01.2010 г. в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ.

Компенсация морального вреда является одним из видов гражданско-правовой ответственности, для наступления которой необходимо наличие одновременно нескольких условий:

1) противоправный характер поведения (действия, бездействия) лица, на которое предполагается возложить ответственность;

2) наличие у потерпевшего лица вреда или убытков;

3) причинная связь между противоправным поведением и наступившими вредоносными последствиями;

4) вина правонарушителя.

Как утверждает истец, в исковом заявлении причиной ее нравственных страданий стали неоднократные обращения в Управление Пенсионного фонда, при которых она постоянно испытывала стресс.

На все обращения истицы Управлением Пенсионного фонда сделаны
перерасчеты с соблюдением сроков в соответствии с пенсионным законодательством.

В связи с этим считаем, что в действия Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе не носят противоправного поведения.

Истец в представленном исковом заявлении утверждает о нарушении её конституционных прав, при этом не пояснив, в чем выражаются эти нарушения.

Истцом также не представлены доказательства причинно-следственной связи между отказом в сохранении срока перерасчета пенсии с применением коэффициента 1,9 с указанного ею срока и перенесенными страданиями.

У Управления Пенсионного фонда нет вины в том, что Тютюнник Е.М. обращалась в Пенсионный фонд России за разъяснениями о праве на пенсию, правильности исчисления размера пенсии.

С учетом изложенного, Управление Пенсионного фонда считает, что исковые требования Тютюнник Евдокии Мартемьяновны не подлежат удовлетворению.

Выслушав доводы истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии в настоящее время регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Федеральный закон № 173-ФЗ определяет виды трудовых пенсий; порядок финансового обеспечения их выплаты; условия назначения; порядок исчисления страхового стажа; размеры трудовых пенсий; порядок назначения, перерасчета размеров трудовых пенсий, выплаты и доставки; порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» неработающим пенсионерам размер пенсии с 1 февраля 1998 года исчислялся по индивидуальному коэффициенту пенсионера.

Индивидуальный коэффициент пенсионера определяется путем умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа (исчисленного календарно), на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период.

Статьей 4 Федерального закона № 113-ФЗ с 01.02.1998 г. было введено ограничение, и отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране устанавливалось в размере 0,7. Максимальный размер отношения заработков увеличивался постепенно, и составлял с 1 ноября 2000 года -1,2 (Указ Президента РФ от 17.10.2000 г. № 1762).

Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» с 1 августа 2001 года при определении ИКП лицам, проживающим в районах Крайнего Севера или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, значительно увеличен размер отношения заработков:

не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5.

не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от1,5 до 1,8;

не свыше 1,9 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» перерасчет размера трудовой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера в сторону увеличения.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ моральный вред подлежит денежному возмещению если гражданину причинены физические и нравственные страдания действиями: нарушающими его личные неимущественные права; либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага; а также в других случаях, предусмотренных законом.

При этом в соответствии с п.2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающим имущественные права гражданина, подлежат компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Из материалов пенсионного дела судом установлено, что с заявлением о перерасчете пенсии в связи с отказом от пенсии на три года с 29.03.1986 года по 01.04.1989 года, истец обратилась 02.12.2010 года, при этом просит произвести перерасчет за период в 21 год.

Из письма УПФР по г. Братску и Братскому району № СС-11/24708 от 30.12.2010 года, суд установил, что истцу произведен перерасчет пенсии с 01.01.2010 года по декабрь 2010 года в сумме *** рублей.

Из заявления истца от 31.05.2010 года, письма УПФР по г. Братску и Братскому району № СС-11/10630 от 11.06.2010 года, суд установил, что истцу произведен перерасчет пенсии с 01.01.2010 года с учетом повышенного отношения заработка 1,9, поскольку справку о заработной плате с Норильского горно-металлургического комбината имени А.П. Завенягина и заявление о перерасчете пенсии истцом предоставлены 11.05.2010 года.

Как следует из материалов дела и установлено судом, с 29.03.1986 года истице была назначена пенсия по старости в соответствии с пенсионным законодательством СССР.

11.05.2010 г. истец обратилась с заявлением в ГУ УПФ РФ по г. Братску и Братскому району о перерасчете размера пенсии по старости, представив справку о размере заработной платы N 74 от 20.04.2010 г. с Норильского горно-металлургического комбината имени А.П. Завенягина за период с марта 1971 года по январь 1979 года.

На основании статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" с 01.01.2010 года ей был произведен соответствующий пересчет и увеличен размер ее пенсии.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" размеры трудовых пенсий, установленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, пересчитываются с 1 января 2010 года в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и настоящим Федеральным законом. При этом, если размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) не достигнет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), получаемого на 31 декабря 2009 года, гражданину выплачивается трудовая пенсия (страховая часть трудовой пенсии по старости) в прежнем более высоком размере. В случае предоставления дополнительных документов, предусмотренных подпунктами 1 - 3 и 5 пункта 1 статьи 30.3 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", перерасчет размера трудовой пенсии в связи с изменением величины расчетного пенсионного капитала и (или) изменением суммы валоризации в соответствии со статьями 30 - 30.2 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" производится с 1 января 2010 года при обращении с указанными документами в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, по 31 декабря 2010 года включительно.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования истца об обязании пенсионного органа произвести перерасчет размера ее пенсии с января 2007 г. по декабрь 2009 г., и выплатить ей разницу между ранее полученной пенсией и начисленной после перерасчета в размере *** рублей, не соответствуют нормам действующего пенсионного законодательства РФ и удовлетворению не подлежат.

Рассматривая вопрос о недоначислении надбавки к пенсии истца, суд приходит к следующему.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 11.09.1979 г. № 850 «О мероприятиях по материальному стимулированию работы пенсионеров в народном хозяйстве», вместо выплаты пенсии во время работы начислялась после оставления работы надбавка к пенсии. Надбавка к пенсии устанавливалась в размере 10 рублей за каждый полный год работы после назначения пенсии, сумма пенсии с надбавкой не могла превышать 150 рублей.

Как было установлено судом из пенсионного дела истца, пенсия ей была назначена в размере *** рублей с 29.03.1986г.

В пенсионном деле имеется заявление от 29.03.1986 г. о том, что истец согласна работать на условиях, дающих право на надбавку к пенсии после достижения пенсионного возраста. Данная надбавка выплачивалась только по заявлению пенсионера при оставлении работы. По документам пенсионного дела, истец являлась работающим пенсионером до 04.07.1995 г. и с заявлением о выплате указанной выше надбавки истец до 02.12.2010 года не обращалась.

Доказательств обратного, в силу положений ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» перерасчет размера трудовой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера в сторону увеличения.

Истцу произведен перерасчет с 01.01.2010 г. в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ, что подтверждается материалами пенсионного дела истца.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования истца о взыскании с пенсионного органа надбавки к пенсии в размере *** рублей за период с 29.03.1989 года по декабрь 2009 года, не соответствуют нормам действующего пенсионного законодательства РФ и удовлетворению не подлежат.

Разрешаю в судебном заседании требования истца о компенсации морального вреда в размере *** рублей, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

При этом в соответствии с п.2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Компенсация морального вреда является одним из видов гражданско-правовой ответственности, для наступления которой необходимо наличие одновременно нескольких условий:

1) противоправный характер поведения (действия, бездействия) лица, на которое предполагается возложить ответственность;

2) наличие у потерпевшего лица вреда или убытков;

3) причинная связь между противоправным поведением и наступившими вредоносными последствиями;

4) вина правонарушителя.

Моральный вред истец обосновывает причинением ей моральных страданий в связи с незаконностью, по ее мнению, принятых УПФР по г. Братску и Братскому району решений о перерасчете пенсии с 01.01.2010 года. Вместе с тем, как было ранее установлено судом, пенсионный орган произвел перерасчет пенсии истца в соответствии с действующим законодательством, при этом судом не установлено нарушений ответчиком прав и законных интересов истца.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере *** рублей, также следует отказать.

Разрешая требования истца о взыскании с ответчика судебных расходов в размере *** рублей, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Поскольку в удовлетворении всех заявленных требований истца судом было отказано, то оснований для взыскания с ответчика понесенных истцом судебных расходов в размере *** рублей, суд также находит необходимым отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Тютюнник Е.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе Иркутской области об обязании произвести перерасчет пенсии; взыскании недоплаченной пенсии в размере *** руб. *** коп.; доплаты к пенсии в размере *** рублей; компенсации морального вреда в размере *** рублей; судебных расходов в размере *** рублей - отказать.

Решение в десятидневный срок может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд.

Судья Л.В.Гусарова

Решение вступило в законную силу 15.03.2011 года