о проведении инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферу



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 апреля 2011 года Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Гусаровой Л.В.,

при секретаре Бак Т.Ю.,

с участием помощника прокурора г. Братска Пащенко В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1813/2011 по заявлению прокурора г. Братска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Тора» о возложении обязанности провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ и их источников, разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу от стационарных источников загрязнения в Управлении Росприроднадзора по Иркутской области,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Братска обратился в Братский городской суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Тора» о возложении обязанности провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ и их источников, разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу от стационарных источников загрязнения в Управлении Росприроднадзора по Иркутской области.

Просит обязать ООО «Тора», расположенное по адресу: <адрес>, в трехмесячный срок с момента вступления в силу решения суда провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ и их источников, разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения в Управлении Росприроднадзора по Иркутской области.

В дальнейшем прокурор г. Братска уточнил исковые требования, просит обязать ООО «Тора», расположенное по адресу: <адрес>, в четырехмесячный срок с момента вступления в силу решения суда провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ и их источников, разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения в Управлении Росприроднадзора по Иркутской области.

В судебном заседании помощник прокурора г. Братска Пащенко В.П. поддержала заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении, суду пояснила, что Прокуратурой г. Братска проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды в ООО «Тора».

В ходе проверки было установлено, что обществом с ограниченной ответственностью «Тора», при эксплуатации пилоцеха, котельной, сушильной камеры, гаража, расположенных на территории промплощадки предприятия, осуществляются выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу с нарушением федерального законодательств об охране атмосферного воздуха.

Так, согласно статье 22 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ (ред. от 27.12.2009 г.) «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ и их источников. Однако, в ООО «Тора» такая инвентаризация не проведена.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Согласно пункту 8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 г. № 183 (ред. от 15.02.2011 г.), разработка предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ должна обеспечиваться юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности). Однако, предприятием проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не разработан.

Статьей 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» определено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Разрешения на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, согласно пункту 5.3.15 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 400 (ред. от 12.11.2010 г.), выдает в установленном порядке Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). На территории Иркутской области такие разрешения выдает Управление Росприроднадзора по Иркутской области.

Вместе с тем, ООО «Тора» соответствующее разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не получено.

Согласно статье 4 Федерального закона от 10.01.2001 г. № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010 г.) «Об охране окружающей среды» атмосферный воздух является объектом охраны окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

К основным принципам охраны окружающей среды, в соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», в частности относятся: допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду.

Основными принципами государственного управления в области охраны атмосферного воздуха, согласно статье 3 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» являются: обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха; ответственность за нарушение данного законодательства.

Вместе с тем, осуществлением ООО «Тора» выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с нарушением законодательства об охране атмосферного воздуха не обеспечивается охрана атмосферного воздуха как объекта охраны окружающей среды, поскольку не обеспечена допустимость воздействия источников выбросов предприятия на атмосферный воздух.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации,
статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», каждый
гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту
от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Осуществляя выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, ООО «Тора» оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Не проводя инвентаризацию источников выбросов, не разрабатывая проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не получая разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, ответчик препятствует реализации принципов охраны окружающей среды: обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности и тем самым нарушает права граждан, предусмотренные статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Кроме того, основным принципом охраны окружающей среды, перечень которых приведен в статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни или здоровью граждан.

Просит обязать ООО «Тора», расположенное по адресу: <адрес> в четырехмесячный срок с момента вступления в силу решения суда провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ и их источников, разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения в Управлении Росприроднадзора по Иркутской области.

Представитель ответчика Кузнецова Е.Н., действующая на основании доверенности от 25.04.2011 года, со всеми процессуальными правами, иск прокурора г. Братска признала в полном объеме.

Судом разъяснены представителю ответчика нормы закона и последствия, предусмотренные ст.ст. 39, 173 ч.3, 198 ч. 4 ГПК РФ, которые ей понятны.

В силу ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. В данном случае признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении исковых требований.

В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятии его судом.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным принять признание иска ответчиками, а исковые требования удовлетворить.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Прокурора г.Братска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Тора», расположенное по адресу: <адрес>, в четырехмесячный срок с момента вступления в силу решения суда провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ и их источников, разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения в Управлении Росприроднадзора по Иркутской области.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного решения суда.

Судья Л. В. Гусарова

Вступило в законную силу 11.05.2011 года