Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
27 мая 2011 года Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Гусаровой Л.В.,
при секретаре Бак Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2158/2011 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Горлица» о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Иркутской области № 325 от 07.04.2011 года,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Горлица» (далее по тексту - ООО «Горлица») обратилось в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным предписание Государственной инспекции труда в Иркутской области № 325 от 07.04.2011 года.
В обоснование заявления ООО «Горлица» указало, что 07 апреля 2011 г. Государственным инспектором труда в Иркутской области *** в отношении ООО «Горлица» было вынесено предписание № 325 об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативно- правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В ходе проверки, по мнению Государственного инспектора труда, ООО «Горлица» допущены нарушения трудового законодательства, а именно: втрудовых договорах, заключенных с работниками ООО «Горлица» не предусмотрены выплаты районного коэффициента к заработной плате в размере 1,4. В связи с чем выдано предписание в срок до 15,04.2011 г, устранить указанное нарушение, предусмотрев а трудовых договорах выплату районного коэффициента кзаработной плате в размере 1,4.
Заявителем Предписание N9 325 от 07.04.2011 г. получено в день его вынесения.
В соответствии с ч, 2 ст. 357 ТК РФ предписание, подлежащее обязательному исполнению может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Заявитель не согласен с требованием Государственного инспектора труда *** в части устранения нарушения норм трудового законодательства, предусмотрев в трудовых договорах с работниками выплату районного коэффициента к заработной пате в размере 1,4.
Требование государственного инспектора труда мотивировано п. 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 г. № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера», Постановлением Администрации Иркутской области от 29.01.1993 г. № 9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области».
Считают, что указанное требование Государственного инспектора труда является незаконным.
Согласно абз. 1 ст. 316 Трудового кодекса РФ и ст. 10 Закона РФ от 19.02.1993 г. N 5 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
До настоящего времени Постановление Правительства РФ, устанавливающее размер районных коэффициентов для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не принято.
В то же время ч. 1 ст. 423 Трудового кодекса РФ установлено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ.
В соответствии с п. 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 г. № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.
Согласно абз. 2 ст. 316 Трудового кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Постановление Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 г. №76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера», Постановление Администрации Иркутской области от 29.01.1993 Г. № 9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области» могут применяться лишь в той части, в которой они не противоречат Трудовому кодексу РФ.
Таким образом, положения п. 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 Г. № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» противоречат Трудовому кодексу РФ.
Районный коэффициент 1,4, установленный п. 1 Постановления Администрации Иркутской области от 29.01.1993 г. № 9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области» не может применяться при расчёте заработной платы в организациях, нефинансируемых из средств бюджета субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Согласно Информационному письму Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 N 670-9, ПФ РФот 09.06.2003 N 25-23/5995 «О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке размер районного коэффициента, выплачиваемого к заработной плате лица, работающим и проживающим на территории Братского района, определен в коэффициенте 1,3,
Таким образом, п. 1 Предписания № 325 от 07.04.2011 г. Государственной инспекции труда в Иркутской области является незаконным.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной. власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Просят признать незаконным п. 1 Предписания № 325 от 07.04.2011 г. Государственной инспекции труда в Иркутской области в части требования от ООО «Горлица» предусмотреть в трудовых договорах выплату районного коэффициента к заработной плате в размере 1,4.
В судебном заседании представитель заявителя ООО «Горлица» - Исачкиной Е.Ю., действующий на основании доверенности от *** года, сроком на один год, заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении.
Просит признать незаконным п. 1 Предписания № 325 от 07.04.2011 г. Государственной инспекции труда в Иркутской области в части требования от ООО «Горлица» предусмотреть в трудовых договорах выплату районного коэффициента к заработной плате в размере 1,4.
Представитель заинтересованного лица - Государственной инспекции труда в Иркутской области в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о дате, времени и месте судебного заседания.
В силу положений ст. 256 ГПК РФ лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
Изучив все материалы дела, в том числе предмет и основание заявления, исследовав и оценив все представленные по делу доказательства, выслушав в судебном заседании полномочного представителя заявителя, который полностью поддержал и изложил свою позицию по делу, суд пришел к выводу, что заявление ООО «Горлица» подлежит удовлетворению.
В соответствии с Постановлением главы администрации Иркутской области от №.01.19993 г. № 9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области», с 1 января 1993 г. установлен, выравнен, единый районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере: 1,4 - на территории г. Братска, Братского района... Затраты на выплату установленных районных коэффициентов предусмотрено осуществлять: предприятиям - за счет собственных средств, бюджетным организациям - за счет соответствующих бюджетов.
Согласно статье 316 ТК РФ и статье 10 Закона РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются Правительством РФ.
Таким образом, выплата районного коэффициента к заработной плате относится к гарантиям оплаты труда и является элементом заработной платы. До настоящего времени постановление Правительства РФ, устанавливающее районный коэффициент в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и порядок его выплаты, не принято.
Согласно статье 423 ТК РФ впредь до приведения законов и иных нормативных актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат Кодексу.
Таким образом, поскольку Постановление Правительства РФ, устанавливающее размеры районных коэффициентов и порядок их выплаты, не принято, в настоящее время продолжает применяться союзное законодательство в части установления районных коэффициентов, не противоречащее законодательству Российской Федерации (соответствующие постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС), а также решения бывших Советов Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомов, облисполкомов и исполкомов Советов народных депутатов автономных округов, принятые в соответствии с абзацем 1 пункта 13 Постановления Совмина РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76, которыми были введены районные коэффициенты в повышенных размерах.
До принятия Постановления Правительства, устанавливающего размеры районных коэффициентов к заработной плате и порядок их выплаты, подлежит применению и пункт 13 Постановления Совмина РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76, согласно которому предоставлено право Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных Депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
Абзацем 2 указанного п. 13 Постановления Совмина РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76 предусматривается, что затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 423 ТК РФ положения абзаца 2 пункта 13 постановления Совмина РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76 могут применяться в части не противоречащей ТК РФ.
При этом, ст. 316 ТК РФ предусматривается, что органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.
Таким образом, суд находит, что положения абзаца 2 пункта 13 Постановления Совмина РСФСР от 4 февраля 1991 года № 76, предусматривающие право облисполкомов устанавливать районные1коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах, действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов, в той мере, в которой они позволяют устанавливать данные районные коэффициенты для предприятий и организаций, не относящимся к учреждениям, финансируемым за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов - противоречат Трудовому Кодексу РФ.
В связи с чем, суд приходит к выводу - что положения Постановления главы Администрации Иркутской области от 28.01.1993 N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области", принятого на основании пункта 13 постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально», - экономическому развитию районов Севера", и предусматривающие с 1 января 1993 г. установление, выравнивание, единого районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих в размере: 1,4 - на территории г. Братска, Братского района - не подлежащими применению при расчете заработной платы в организациях, не относящихся к организациям финансируемым, за счет средств бюджета субъекта, муниципального образования.
Согласно п. 3.4 Устава ООО «Горлица» указанное предприятие является собственником принадлежащего ему имущества, приобретенного в процессе его хозяйственной деятельности. Общество осуществляет владение, пользование и распоряжение находящимся в его собственности имуществом по своему усмотрению в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества.
В соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" утверждены районные коэффициенты к заработной плате работников торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: в Иркутской области города: Братск - коэффициент 1,30.
Таким образом, суд критически оценивает утверждение Государственной инспекции труда по Иркутской области о необходимости применения при расчете заработной платы работникам ООО «Горлица» районного коэффициента в размере 40%.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что заявление ООО «Горлица» о признании незаконным п. 1 предписания Государственной инспекции труда по Иркутской области № 325 от 07.04.2011 года - подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Общества с ограниченной ответственностью «Горлица» о признании незаконным п. 1 предписания Государственной инспекции труда по Иркутской области от 07.04.2011 года № 325 в части требования от ООО «Горлица» предусмотреть в трудовых договорах выплату районного коэффициента в заработной плате в размере 1,4- удовлетворить.
Признать незаконным п. 1 предписания Государственной инспекции труда по Иркутской области от 07.04.2011 года № 325 в части требования от ООО «Горлица» предусмотреть в трудовых договорах выплату районного коэффициента в заработной плате в размере 1,4.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в десятидневный срок.
Судья Л.В.Гусарова
Вступило в законную силу 07.06.2011 года